12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Холина Елена Евгеньевна674
Россия, Самарская обл., Тольятти

      Я имею 25-летний опыт работы, но сейчас это мало что значит. Мир так быстро стал меняться, что не возможно даже применить одну и ту же методику на классах с разницей в 2 года. То и дело приходиться что-то придумывать для конкретного класса, для конкретной параллели. То, что ещё вчера срабатывало, сегодня уже не работает. Но… именно богатый личный опыт и помогает найти выход.

   Сейчас открылось очень много возможностей, но никто не отменяет тех методик и практик, которые имеют уже многолетний опыт применения.

   В наших магазинах можно найти множество абсолютно бесполезных книг, зачем они издаются, мне кажется, что даже сами авторы этих творений не знают. Тем более тяжело в этом разобраться школьнику или его родителям, но есть дети, которые с огромным удовольствием изучают именно в книгах учебный материал. Особенно этим отличаются дети с хорошей успеваемостью в старших классах, но желающий ещё повысить свою успеваемость или расширить круг своих знаний. В таких случаях я подбираю книги из своей достаточно обширной библиотеки или рекомендую, какие книги стоит покупать. Здесь важно, чтобы у ребёнка в руках оказалась книга, которая ему поможет выйти на новый уровень, которая заставит, в случае необходимости, подойти к учителю с вопросами.

  Важной составляющей повышения успеваемости, с моей точки зрения, является читательская грамотность. Я являюсь учителем математики, но часто встречаюсь с тем, что ребёнок не может выполнить задание просто потому, что не понимает его, не может выделить главное, не понимает слова, не может определить, что ему известно и что нужно найти, то есть имеет недостаточно высокий уровень читательской грамотности. Первое с чего начинаю – это прошу пересказать задачу, выделить самое основное в задаче, если возможно, то выполнить рисунок или составить таблицу. Второе – прошу читать с выражением тексты, к которым составлены задачи, конечно, здесь важно не выражение, а то, что ребёнок начинает задумываться над текстом, а не просто показывает свою скорость чтения. Третье - это постоянный отсыл к самой задаче: если ребёнок считает, что задача решена, то прежде, чем записать ответ, он должен прочитать задачу, посмотреть, на тот ли вопрос он ответил, то ли он доказал. Со временем все эти вещи доходят до автоматизма, и ученик даже не замечает, как он проходит все этапы.

   Сейчас всё чаще ко мне приходят дети, для которых книга не является самым главным источником информации, и они предпочитают современные технологии. Вот для них я использую различные цифровые платформы. На данном этапе моим самым главным помощников с такими детьми стала платформа Учи.ру. На ней ребёнок может выучить новый материал, повторить старый, возможности для ребёнка и учителя здесь очень большие. Детям нравится, что там есть именно обучающие этапы, а не только контролирующие. Но и здесь нельзя всё пускать на самотёк. Хотя дети и сами могут изучать что-то, всё-таки учителю необходимо контролировать этот процесс. Создавать нужные задания, помогать в выборе тем, которые являются «западающими» - это и есть работа учителя в данном случае. Ребёнок в игровой форме узнаёт то, на что раньше не обращал внимания, а потому и не успевал за своими одноклассниками. Самым большим успехом в данной ситуации для меня бывают моменты, когда дети сами подходят и просят дать им возможность повторить тот или иной материал. Значит ребёнок замотивирован на успех.

    Для повышения успеваемости ( и с этим не поспоришь) важным условием как была, так и остаётся именно мотивация. Чтобы повысить мотивацию, я провожу в детских чатах опросы, в которых предлагаю выбрать самим детям, что важно ещё изучить или отработать. Особенно это важно при подготовке к экзаменам, ВПР или к контрольной работе. Опрос может быть анонимным или нет, можно выбрать несколько вариантов ответов или один, можно поменять своё мнение или нет. Варианты ответов зависят от цели опроса.

 В повышении успеваемости школьника несколько заитересованных сторон. Поэтому  активными помощниками для учителя могут стать родители ребёнка, и замечательно, когда учителю и родителям удаётся найти общий язык. Конечно, есть родители, которые вообще берут на себя роль второго учителя дома, но я этого не требую и считаю это лишним. Но вот осуществить контроль, приобрести какое-то пособие в помощь ребёнку и т.д. – это то, в чём и должна выражаться помощь родителей. Приведу пример такого сотрудничества. Если я посылаю письмо ребёнку с каким-то заданием в АСУ РСО, то часто посылаю и копию письма для родителя, таким образом, родитель не просто может спросить сделал ли ребёнок домашнее задание, но и имеет возможность проконтролировать вполне конкретное выполнение задания. Это удобно, так как большинство родителей заходят в АСУ РСО, хотя, к сожалению, не все.

   Ещё одним помощником иногда становится школьный психолог, но перед визитом к школьному психологу часто приходится сначала провести хорошую подготовку. Надо суметь заметить, что успеваемость ребёнка зависит от его психологического состояния. Иногда бывают дети, которые отлично занимаются на уроках, выполняют домашние задания, но у доски или во время проверочных работ «теряются» и не могут показать свои знания. Приходится проявить все чудеса ораторского искусства, чтобы ребёнок понял, что ему нужна помощь психолога, при этом постараться не усугубить ситуацию. И последний, для меня всегда непростой, шаг – это беседа с родителями такого ребёнка. Родителям очень часто кажется, что проблема надуманная, особенно, если сами родители не попадали в подобные ситуации.

   Заканчивается учебный год, на следующий учебный год ко мне приходит новый 5 класс, и, возможно, придётся снова что-то придумывать, искать, набираться опыта со следующим поколением пятиклашек.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.