Как сделать эффективныv родительское собрание
Как сделать родительское собрание эффективным.
Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия между педагогом и родителями учащихся. Эффективность этого мероприятия зависит от подготовки к нему и от формы взаимодействия педагога с родителями. Эффективность родительского собрания зависит от включенности родителей в тему собрания, в готовность активно обсуждать проблемы и решать их, ставить цели и искать к ним пути решения.
Таким образом, задача классного руководителя создать условия для конструктивного диалога между всеми участниками собрания.
Словосочетание «родительское собрание» может вызывать разные эмоции: неприязнь, ведь надо отправиться на это мероприятие после рабочего дня; страх : а вдруг учитель скажет что-то негативное, к чему я не буду готов (а); порой даже агрессию ( ну зачем это надо?!) Все это вполне понятно, но…успешность детей в получении знаний, в социализации, в развитии различных способностей- это общая проблема, общая цель учебного заведения и родителей и следовать этим целям, решая общие задачи, мы должны с родителями вместе и согласованно.
Поэтому, считаю, чтобы собрание не было скучным, нудным, долгим, необходимо:
Четко знать тему собрания (информирование о теме происходит за неделю до события).
Участие в обсуждении всех участников собрания. Совместное определение целей и задач по заданной теме. Для эффективности работы можно поделить родителей на временные творческие группы, в которых происходит обсуждение проблемы, способы ее решения. Каждый участник собрания имеет возможность высказать свое мнение, свою позицию. Решения фиксируются на стикерах.
Регламент. Заранее договариваемся о продолжительности собрания, о времени обсуждения вопросов в группах, о времени доклада групп.
Этикетность. Для создания комфортных условий для взаимодействия между всеми участниками родительского собрания необходимо знать имена и отчества родителей, чтобы можно было к ним обратиться. Для этого на столах можно поставить таблички с именами или использовать бейджи (если собрание первое). Заранее обговорить условия для обсуждения темы: слушать докладчика, вступать в диалог, соблюдая правила проведения мероприятия, с уважением относиться к мнению каждого.
Родительское собрание должно стать механизмом решения возникающих проблем по пути взросления ребенка. Все родители сталкиваются с одинаковыми трудностями, и, мне кажется, эффективным собрание может являться тогда, когда все его участники выходят с этого мероприятия с ощущением открывшегося выхода из ситуации, с ощущением понимания, что происходит с их ребенком и как помочь ему преодолевать трудности.
Поэтому в своей педагогической практике использую собрания именно для для обозначенной цели, стараюсь выстраивать его в форме диалога, подключаю к диалогу специалистов в зависимости от темы родителького собрания.
Точно знаю, что родитель, который идет на роительское собрание, зная, что ему будут высказывать назидательным тоном про неуспешность его "горе-ученика", придет готовым защищать своего ребенка и защищаться, и трудно будет изменить это его состояние, настроить на конструктивный диалог, поэтому родители должны знать тему родительского собрания изначально ну и быть уверенным, что его мнение, опыт как родителя ценнен.
Хочется поделиться фрагментами родительского собрания, проведенного мной для родителей детей 5 «а» класса 26 августа 2020г.
Собрание было первым, на нем состоялось знакомство с родителями моих будущих учеников. За день до собрания я ознакомилась с составом 5 «а» класса, выписала имена и отчества родителей.
Для родителей собрание тоже было важным мероприятием, так как впереди ожидает учебный год с новым педагогическим составом, с новыми трудностями и особенностями обучения в среднем звене, поэтому родители испытывают тревогу, волнение. У родителей есть свои ожидания от учебного года, поэтому целью родительского собрания было выяснить ожидания родителей от обучения детей в 5 классе, узнать об их тревогах и вместе подумать над задачами, как этот учебный год сделать для всех обоюдно комфортным, чтобы процесс адаптации проходил для детей безболезненно.
Для того в начале собрания родители были поделены на временные творческие группы, в которых обсуждались возможные проблемы и идеи решения этих проблем. Родителям были розданы стикеры, на которых фиксировались тезисы, решения группы.
Т.о. все родители были включены в работу на родительском собрании: активно обсуждали проблемы и решения проблем в группах, выбирали родителя, который представлял свою временную творческую группу, помогали, дополняли выступление представителя группы.
На родительском собрании во время обсуждения была сформулирована основная цель на 2020-2021 год, а также определены задачи, которые помогут достичь эту цель.
На собрании удалось установить благоприятную атмосферу, расположить к себе родителей, настроить их на конструктивный диалог, на совместную работу и сотрудничество.
Классный руководитель 5 «а» класса Каюмова Юлия Викторовна.