Как сделать родительское собрание эффективным
«Как сделать родительское собрание эффективным»
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют ДОУ и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества ДОУ и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую ДОУ по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе взаимодействия семьи и воспитателя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Однако, родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателями, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Родительское собрание - это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи образовательному учреждению, а главное - своим детям.
Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т. д.
Родительское собрание является важнейшей формой работы воспитателя с семьей воспитанника, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.
Родительское собрание будет эффективным, если:
-ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.
-приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.
Удовлетворять принципам:
- активности (следовать желаниям родителей);
- оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);
- значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);
- результативности;
- сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а
Тема родительского собрания должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.
Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний.
Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.
Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.
Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками ДОУ, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.
Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.
С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех воспитанников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.
Следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.
Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).
Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку воспитателя и помощь других специалистов ДОУ.
Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для воспитателя. Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.
Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, но и помогает воспитателю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены. Эффективного взаимодействия с родителями,уважаемые коллеги!