Как сделать родительское собрание эффективным
«Как сделать родительское собрание эффективным»
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме «Как сделать родительское собрание эффективным». В процессе работы рассмотрено 6 основных способов организации родительского собрания.
Ключевые слова. Семья, родители, классный руководитель, родительское собрание.
Семья является базой в воспитании детей. Ребенок в детстве подобен губке, впитывает в себя все то, что «вливают» на него родители. Можно долго убеждать ребенка, что нельзя браниться, но если он это слышит со стороны родителей, то это бессмысленно. Из этого вытекает главный принцип воспитания детей- свой собственный пример. Поэтому родителям необходимо строго контролировать все то, что они делают, о чем говорят, как говорят и т.д. И тогда хорошие качества детей будут наиболее прочными.
Приходит тот этап, когда ребенок переступает порог школы, тогда большую часть времени он проводит со своими сверстниками и педагогами. Контроль за поведением и поступками детей в образовательном учреждении возлагается на классного руководителя. Родительское собрание- связующее звено между классным руководителем и родителями. Родительское собрание является средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Родительские собрания обычно проводится раз в четверть. Но, если возникли какие-то обстоятельства, требующие немедленного решения, то могут быть чаще.
Планируя родительское собрание, классному руководителю необходимо четко поставить перед собой все цели и задачи. Основная цель, в большинстве случаев, это рассказать об успехах учащихся, поставить новые учебные цели на год, если это начало учебного года. В процессе собрания важно помнить об этих целях и далеко от них не отходить.
Теперь рассмотрим 6 основных способов организации эффективного родительского собрания.
Предложить родителям гибкое расписание. Конечно, всем угодить не получится, но можно попытаться выбрать время, когда большинство родителей уже свободны, а другие потихоньку подтянутся.
Разрядить обстановку. В большинстве случаев родительские собрания проходят вечернее время, тогда, естественно, многие уже свободны. И перед классным руководителем предстает задача- разрядить обстановку и сделать небольшую физкультминутку (2-3 минутки). Тем самым настроить родителей на продуктивную, совместную деятельность.
Круглый стол. Родители являются партнерами, помощниками учителя. Они работают совместно с классным руководителем на благо учащихся. Поэтому сажать их надо не перед собой, а рядом с вами. Так каждый будет видеть друг- друга, а не смотреть в спины. Круглый стол- это самая эффективная форма обмена информацией. Ведь в работе с родителями важна обратная связь.
Обратная связь. После каждого выступления классного руководителя, необходимо давать слово родителям. Если возникли вопросы, на которые вы не можете ответить прямо на собрании, необходимо при них записать у себя в ежедневнике, а лучше в протоколе родительских собраний, вопрос, и сказать, когда вы дадите точный ответ. Желательно, на следующий же день все выяснить и сразу же сообщить родителям. Если вопрос касался именно одного учащегося, то сообщить лично. Необходимо, чтобы каждый из родителей знал, что его слушают и слышат!
Простой язык. Общаясь с родителями важно разговаривать на простом языке. Терминология может затруднить взаимопонимание.
Рефлексия. В конце собрания необходимо подвести итог встречи. Сделать обобщение затронутых во время собрания вопросов. И, самое главное, закончить собрание на позитивной ноте. Предлагаю завершить родительское собрание физкультминуткой с музыкальным сопровождением.
Нужно помнить, что основная цель классного руководителя- установление взаимопонимания с родителями. Уметь решать все поставленные задачи в команде. Тогда связующее звено между родителями и классным руководителем будет эффективным и надежным.
Список использованной литературы:
Метенова Н. М. «Работа с родителями на современном этапе развития образования» -Начальная школа 2001г, № 8.
Панина Г. «Учитель и родители — оптимизация взаимодействия» - Начальная школа 2004г. № 12.
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.