Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Я — гражданин» (1–4 класс)

4
0
Материал опубликован 20 July 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нытвенская общеобразовательная школа– интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья















Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности

« Я – гражданин»





Автор – составитель:

Пономарева Надежда Михайловна

учитель начальных классов









с. Сергино



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Программа “Я – гражданин ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.



Календарно-тематическое планирование

Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Формы и методы работы

Виды контроля

Примечание

1.

Праздник Первого звонка

Игра «Угадай-ка».

Конкурсы «Шуточный экзамен», Шифровка», Советы парты»

1

Игровая программа

Наблюдение


2.

Мой школьный дом.

Стихотворение «Школа».

Какие есть кабинеты, кто в них работает и занимается.

1

Экскурсия

Устный опрос


3.

«Моя семья – моя радость»

Загадки о членах семьи, рисунок.

1

Беседа

Анализ рисунков


4.

Правила поведения в школе.

Ситуации «В классе на уроке», «На перемене», « В столовой»

1

Проблемные ситуации

Устный опрос


5.

Школьный сад.

Цветники, фруктовые деревья, ягодные кустарники.

1

Экскурсия

Наблюдение


6.

«Я, ты, мы».

Игра «Друг к дружке»

1

Игра

Анкета


7.

Кто что любит делать.

«Отгадай действие», «Изобрази действие»

1

Конкурс, викторина

Анкетирование


8.

Мисс Осень.

Конкурсы: «Доскажи словечко», «Кто быстрее», «Определи по вкусу» «Сколько слов»

1

Соревнование

Награждение победителей


9.

Дары природы.

Загадки о природных материалах. Составление композиций.

1

Коллективное творческое дело

Выставка


10.

Кто мои бабушка, дедушка?


1

Сообщение

Анкета


11.

Моя красивая мама.

Загадки, рисование картинки

1

Конкурс рисунков

Выставка


12.

Мои права и обязанности.

Игра « Если бы директором был я» «Закончи предложение»

Психотренинг

1

Беседа

Анкета


13.

История моего города.

Рассказ экскурсовода

1

Экскурсия

Устный опрос


14.

Мой сосед по парте.

«Исправим поступок», «Хорошие поступки», «Правильная оценка»

1

Час откровенного разговора

Тест


15.

Законы жизни в классе.

«Хорошо или плохо», «Выбери высказывание», «Дополни..»

1

Урок – игра

Наблюдение


16.

Откуда пришли елочные игрушки.

Просмотр презентации, рассказ учителя

1

Заочная экскурсия

Викторина


17.

Фотографии из семейного альбома.

«Угадай-ка»,

«

1

Беседа

Устный опрос


18.

Школа вежливости.

«Кто больше», «Выбери рисунок», «Совушка – мудрая головушка»

1

Соревнование

Устный опрос


19.

Маленькая страна.

Презентация,

раскрашивание

1

Экологическая акция

Письменный опрос


20.

Антиреклама вредных привычек.

Рисование картинки

1

Конкурс рисунков

Выставка


21.

Они защищают Родину.

Стихи и песни о Родине.

1

Показательное выступление

Награждение победителей


22.

Загляните в мамины глаза.

Пословицы и поговорки, «Доскажи словечко», «Художник»

1

Праздник

Викторина


23.

Встречаем Масленицу.

«Достань приз», «Перетягивание каната», «Кулачный бой»

1

Праздничные гуляния

Наблюдение


24.

Планета просит помощи.

«Картинная выставка»,

1

Творческий конкурс

Выставка.


25.

Слушаем сказки моей бабушки.

Рассказ приглашенных людей

1

Встреча с интересными людьми.

Устный опрос


26.

Десант чистоты и порядка.

«Убери комнату», «Кто вперед»,

«Я умею делать сам»

1

Трудовые

дела

Анкета


27.

С чего начинается Родина.

Стихотворение

«Какой город»,

«Наши памятники»

1

Заочное путешествие

Письменный опрос


28.

Поклон тебе, солдат России.

Рассказ учителя, выполнение творческой работы

1

Акция милосердия

Наблюдение


29.

Маленькие герои большой войны.

Рассказ учителя, минута молчания, чтение стихов.

1

Видеоурок.

Устный опрос


30.

Мои родные – защитники Родины.

Ответы на вопросы викторины

1

Сообщение

Викторина


31.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Загадка, «Кто у кого». «Кто это?», «Дополни».

1

Конкурс

Выставка


32.

В гости к зеленой аптеке.

Рассказ учителя, рассматривание растений.

1

Экскурсия.

Устный опрос


33.

Самый красивый школьный двор.

Уборка территории школы, посадка цветов.

1

Трудовые

дела

Наблюдение






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.

6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

7. Классные часы. Москва «ВАКО» 2013

8. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

10. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

11. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации