Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Я — гражданин» (1–4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нытвенская общеобразовательная школа– интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности
« Я – гражданин»
Автор – составитель:
Пономарева Надежда Михайловна
учитель начальных классов
с. Сергино
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Программа “Я – гражданин ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Основное содержание | Кол-во часов | Формы и методы работы | Виды контроля | Примечание |
1. | Праздник Первого звонка | Игра «Угадай-ка». Конкурсы «Шуточный экзамен», Шифровка», Советы парты» | 1 | Игровая программа | Наблюдение | |
2. | Мой школьный дом. | Стихотворение «Школа». Какие есть кабинеты, кто в них работает и занимается. | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
3. | «Моя семья – моя радость» | Загадки о членах семьи, рисунок. | 1 | Беседа | Анализ рисунков | |
4. | Правила поведения в школе. | Ситуации «В классе на уроке», «На перемене», « В столовой» | 1 | Проблемные ситуации | Устный опрос | |
5. | Школьный сад. | Цветники, фруктовые деревья, ягодные кустарники. | 1 | Экскурсия | Наблюдение | |
6. | «Я, ты, мы». | Игра «Друг к дружке» | 1 | Игра | Анкета | |
7. | Кто что любит делать. | «Отгадай действие», «Изобрази действие» | 1 | Конкурс, викторина | Анкетирование | |
8. | Мисс Осень. | Конкурсы: «Доскажи словечко», «Кто быстрее», «Определи по вкусу» «Сколько слов» | 1 | Соревнование | Награждение победителей | |
9. | Дары природы. | Загадки о природных материалах. Составление композиций. | 1 | Коллективное творческое дело | Выставка | |
10. | Кто мои бабушка, дедушка? | | 1 | Сообщение | Анкета | |
11. | Моя красивая мама. | Загадки, рисование картинки | 1 | Конкурс рисунков | Выставка | |
12. | Мои права и обязанности. | Игра « Если бы директором был я» «Закончи предложение» Психотренинг | 1 | Беседа | Анкета | |
13. | История моего города. | Рассказ экскурсовода | 1 | Экскурсия | Устный опрос | |
14. | Мой сосед по парте. | «Исправим поступок», «Хорошие поступки», «Правильная оценка» | 1 | Час откровенного разговора | Тест | |
15. | Законы жизни в классе. | «Хорошо или плохо», «Выбери высказывание», «Дополни..» | 1 | Урок – игра | Наблюдение | |
16. | Откуда пришли елочные игрушки. | Просмотр презентации, рассказ учителя | 1 | Заочная экскурсия | Викторина | |
17. | Фотографии из семейного альбома. | «Угадай-ка», « | 1 | Беседа | Устный опрос | |
18. | Школа вежливости. | «Кто больше», «Выбери рисунок», «Совушка – мудрая головушка» | 1 | Соревнование | Устный опрос | |
19. | Маленькая страна. | Презентация, раскрашивание | 1 | Экологическая акция | Письменный опрос | |
20. | Антиреклама вредных привычек. | Рисование картинки | 1 | Конкурс рисунков | Выставка | |
21. | Они защищают Родину. | Стихи и песни о Родине. | 1 | Показательное выступление | Награждение победителей | |
22. | Загляните в мамины глаза. | Пословицы и поговорки, «Доскажи словечко», «Художник» | 1 | Праздник | Викторина | |
23. | Встречаем Масленицу. | «Достань приз», «Перетягивание каната», «Кулачный бой» | 1 | Праздничные гуляния | Наблюдение | |
24. | Планета просит помощи. | «Картинная выставка», | 1 | Творческий конкурс | Выставка. | |
25. | Слушаем сказки моей бабушки. | Рассказ приглашенных людей | 1 | Встреча с интересными людьми. | Устный опрос | |
26. | Десант чистоты и порядка. | «Убери комнату», «Кто вперед», «Я умею делать сам» | 1 | Трудовые дела | Анкета | |
27. | С чего начинается Родина. | Стихотворение «Какой город», «Наши памятники» | 1 | Заочное путешествие | Письменный опрос | |
28. | Поклон тебе, солдат России. | Рассказ учителя, выполнение творческой работы | 1 | Акция милосердия | Наблюдение | |
29. | Маленькие герои большой войны. | Рассказ учителя, минута молчания, чтение стихов. | 1 | Видеоурок. | Устный опрос | |
30. | Мои родные – защитники Родины. | Ответы на вопросы викторины | 1 | Сообщение | Викторина | |
31. | Мягкие лапки, а в лапках царапки. | Загадка, «Кто у кого». «Кто это?», «Дополни». | 1 | Конкурс | Выставка | |
32. | В гости к зеленой аптеке. | Рассказ учителя, рассматривание растений. | 1 | Экскурсия. | Устный опрос | |
33. | Самый красивый школьный двор. | Уборка территории школы, посадка цветов. | 1 | Трудовые дела | Наблюдение | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
7. Классные часы. Москва «ВАКО» 2013
8. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
10. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
11. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.