Календарно-тематическое планированию внеурочной деятельности в 8 классе «Мы познаем родной край — Ульяновскую область»
Пояснительная записка
к календарно- тематическому планированию внеурочной деятельности в 8 классе
« Мы познаем родной край- Ульяновскую область»
Календарно- тематическое планирование составлено на основе Программы по географическому краеведению ./ Под редакцией Е.В. Храмовой, М.Ю. Аксёновой.- Ульяновск: УИПКПРО ,2012 г.
Изучение курса « Мы познаем родной край- Ульяновскую область» позволит учащимся:
- глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов;
- понимать диалектическую связь между природной средой и хозяйством;
- развивать навыки исследовательской и самостоятельной деятельности;
- познать красоту местной природы.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических особенностях природы, населения Ульяновской области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей области, своему району, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на территории своего края; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Достижение поставленных целей возможно в результате решения следующих задач:
- Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений – полевые или экспедиционные, статистические, картографические.
- Обеспечение закрепления знаний о закономерностях развития геокомплексах природы.
- Способствовать формированию умений необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом.
- Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
- Проводить полевые исследования, фиксировать результаты исследования и делать их анализ;
- Выполнять картографические измерения;
- Представлять результаты измерений в виде картосхем;
- Делать выводы;
- Обсуждать результаты исследования;
- Работать с дополнительной литературой, делать ее анализ.
В работе с данным содержанием предусмотрены следующие виды самостоятельной деятельности учащихся:
- устные сообщения;
- составление диаграмм, картосхем, проектов;
- подготовка презентаций;
- проведение наблюдений за географическими явлениями их изменениями в результате антропогенных воздействий;
- поиск географической информации о местности из разных источников.
Материал курса внеурочной деятельности « Мы познаем родной край- Ульяновскую область» способствует развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям, воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и применять на практике.
На изучение курса « Мы познаем родной край- Ульяновскую область» в 8 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Календарно- тематическое планирование ориентировано на использование пособия «Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений» / Под общ.ред. Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010.
Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в 8 классе
« Мы познаем родной край- Ульяновскую область»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма проведения |
Планируемые результаты |
Элементы содержания |
Виды деятельности |
Оборудование, ЭОР |
Дата про-веде-ния |
||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||||||||
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ( 3 часа ) |
||||||||||||||
1. |
Ведение. Ульяновская область на карте России. |
1 |
Вводный, урок постановки учебных задач, Эвристическая беседа |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; знание основных принципов и правил отношения к живой природе |
Р. Умение самостоятельно определять цели своего обучения; П. Ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Представления о системе научных знаний о краеведении,умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений |
Географическое положение на карте страны. Площадь территории, конфигурация, протяженность по основным направлениям. Выделение главных географических объектов. Влияние географического положения на особенности развития области. Определение по картам местоположения области и своего населенного пункта. |
Записи под диктовку, Практическая работа«Обозначение на контурной карте области местоположения своего населенного пункта по географическим координатам и физико- географического положения области». |
Физическая карта России, Ульяновской области |
|||||
2. |
История географических исследований и освоения территории Ульяновской области |
1 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, Эвристическая беседа |
Формирование ответственного отношения к учению; осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях |
Р. Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью ,структурировать знания по теме |
Знания о географических путешествиях, знатных людях родного края, влиянии открытий на развитие края |
История освоения территории Ульяновской области |
Работа с научно-популярными источниками информации, составление презентаций |
Текст учебника, дополни-тельные источники информации |
|||||
3. |
Современные исследования территории области. Вклад земляков в развитие знаний о Земле. |
1 |
Урок развивающего контроля, Творческий отчет |
Осознание мысли, где родился, там и пригодился |
П: Строить речевое высказывание Р: Планирование действий при подготовке выступления К:Строить продуктивное взаимодействие с одноклассником при подготовке сообщения и обсуждении проблем |
Иметь представления о научных институтах края, значении Ульяновской области в развитии страны, социально-экономических проблемах освоения территории, вкладе путешественников родного края в открытие неизвестных земель |
Географы - исследователи. Симбиряне- путешественники. |
Работа с научно- популярными источниками информации, Интернет-ресурсами, просмотр и анализ презентаций |
Презентация о земляках- исследователях |
|||||
Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Ульяновской области (4 часа) |
||||||||||||||
4. |
Геологическое строение территории Ульяновской области. |
1 |
Урок открытия нового знания, Экспедиция |
Формирование представления о своём крае, месте и роли в современном мире |
П: Строить речевое высказывание Р: Планирование действий при подготовке выступления К:Строить продуктивное заимодействие с одноклассником при одготовке сообщения и обсуждении проблем |
Иметь представления о геологическом строении Ульяновской области |
Геологическое строение области. |
Работа с научно-популярными источниками информации. Интернет-ресурсами, составление характеристики геологического строения области по карте |
Учебники,геологическая карта Ульяновской области , карточки –задания |
|||||
5. |
Этапы геологического развития области. |
1 |
Урок общеметодологической направленности Конференция |
Формирование осознания единства геог-рафического пространства. |
П . Умение вести самостоятельный поиск, отбор информации. |
Иметь представления о геологическом прошлом Ульяновской области |
Развитие области в разные геологические периоды |
Работа с научно-популярными источниками информации,Интернет-ресурсами, сообщения о развитии органического мира |
Учебники,дополнительный текст о формировании территории области в разные геологические эры |
|||||
6. |
Полезные ископаемые Ульяновской области. Минеральные богатства. |
1 |
Урок открытия нового знания, Эвристическая беседа |
Формирование ответственного отношения к учёбе. |
Р.Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. |
Местные горные породы и полезные ископаемые. Главные месторождения области. Минеральные ресурсы и их рациональное использование |
Практическая работа «Составление картосхемы «Рельеф и полезные ископаемые Ульяновской области» (обозначение полезных ископаемых), беседа о значении полезных ископаемых |
Карта полезных ископаемых Ульяновской области , коллекция полезных ископаемых и минералов |
|||||
7. |
Рельеф |
1 |
Урок общеметодологической направленности, Эвристическая беседа
|
Формирование ответственного поведения человека в географической среде |
П. Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. |
Знать и объяснять особенности рельефа области; Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и внешними,внутренними географическими процессами. |
Основные формы рельефа своей территории, их происхождение и изменение. Влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Опасные явления, связанные с особенностями рельефа, причины их проявления и меры предотвращения |
Составление характеристики рельефа по картам, объяснение , практическая работа «Составление картосхемы «Рельеф и полезные ископаемые Ульяновской области» (обозначение форм рельефа) |
Физическая карта Ульяновской области |
|||||
Климат Ульяновской области (4 часа) |
||||||||||||||
8. |
Климатообразующие факторы на территории Ульяновской области. |
1 |
Урок открытия нового знания, Эвристическая беседа |
Формирование осознания единства геог-рафического пространства |
П. Отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле. |
Знать и объяснять факторы , влияющие на климат Ульяновской области |
Климатообразующие факторы. |
Беседа по выявлению климатообразующих факторов |
Атлас по географии за 8 класс |
|||||
9. |
Характеристика климата области |
1 |
Урок рефлексии, Практикум |
Формирование ответственного отношения к учёбе. |
П. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Р. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. К.Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Тип климата и его особенности. Климатические показатели. |
Описание климата территории. Анализ основных климатических показателей своей местности по карте . Экскурсия-практикум (заочная) «Метеорологи-ческая станция Симбирска» |
Климатическая карта Ульяновской области |
|||||
10. |
Практическая работа "Составление картосхемы "Климат Ульяновской области" |
1 |
Урок рефлексии, Практикум |
Формирование ответственного отношения к учёбе. |
К.Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Р. Формирование умения ставить учебную цель. П. Отбирать источники географической информации для составления картосхемы |
Умение графически изображать географическую информацию |
Обозначение средних и абсолютных температур января и июля, среднегодового количества осадков, преобладающих направлений ветров |
Практическая работа «Составление картосхемы "Климат Ульяновской области" |
Климатическая карта Ульяновской области |
|||||
11. |
Времена года. Фенологический календарь. Агроклиматические ресурсы. |
Урок общеметодологи-ческой направленнос-ти, Комбинированный |
Формирование основ экологической культуры |
К.Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. П.Отбирать источники географической информации для составления прогноза погоды |
Умение составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. |
Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей населенного пункта. |
Составление характеристики времен года(работа по учебнику ) , просмотр и анализ презентаций , составление прогноза погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. |
Презентация о временах года |
||||||
Внутренние воды Ульяновской области ( 2 часа) |
||||||||||||||
12. |
Общая характеристика внутренних вод Ульяновской области. Реки |
1 |
Урок открытия нового знания, Урок- путешествие |
Формирование любви к своей местности. |
Р.Формирование умения организовать свою деятельность,определять ее цели и задачи,выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. |
Показывать по карте реки и озера Ульяновской обл. Наносить на контурную карту и правильно подписывать реки. |
Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование. |
Воображаемое путешествие по Волге и Барышу, практическая работа«Характеристика реки по плану», обозначение на контурной карте рек Ульяновской области |
Физическая карта Ульяновской области |
|||||
13. |
Озера, болота и подземные воды. Проблемы малых рек области. |
1 |
Урок рефлексии, Комбинированный урок. |
Формирование чувств личной ответственности за природу Земли. Формирование основ экологи-ческой культуры |
К. Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. П.Высказывать суждения,подтверждая их фактами. Р. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
Показывать по карте озера Ульяновской обл. Наносить на контурную карту и правильно подписывать озера. |
Наиболее крупные озера, пруды, болота, подземные воды, источники. Родники, целебные источники Хозяйственное использование внутренних вод и их охрана. Природные памятники гидросферы Проблемы малых рек . Распространение опасных явлений, связанных с водами, причины их проявления и меры предотвращения. |
Работа с текстом народных сказаний, посвященными объектам гидросферы,практическая работа«Характеристика озера по плану», творческая работа: «Выявление источников загрязнения вод своей местности, родники и их обустройство»,обозначение на контурной карте озер Ульяновской области. |
Физическая карта Ульяновской области |
|||||
Почвы и почвенные ресурсы Ульяновской области (2 часа) |
||||||||||||||
14. |
Типы почв и их характеристика |
1 |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, Экскурсия -практикум |
Формирование ответственного отношения к учению; осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях |
Р. Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью |
Умения выделять, описывать и объяснять типы почв |
Почва как особое природное образование.Условия образования почв разных типов Ульяновской области. Почвы своей местности. |
Определять основные типы почв. Различать почвы по механическому составу, цвету и плодородию. Практическая работа «Характеристика основных типов почв. Составление почвенного профиля. |
Почвенная карта Ульяновской области, текст учебника |
|||||
15. |
Охрана почв. Земельные ресурсы Ульяновской области. |
1 |
Урок рефлексии; Практикум |
Формирование представления о Ульяновской области как субъекте миро-вого географи-ческого прост-ранства; патри-отизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране |
Р. Умение организовывать свою деятельность,определять ее цель и задачи П. Выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты |
Степень использования земель. Виды почвенной эрозии. Пути сохранения плодородия и охрана почв. |
Изучение проблемы охраны и улучшения плодородия почв своей местности , Составление проекта по повышению плодородия и улучшению почв своей местности. |
Почвенная карта Ульяновской области, карта учебника , иллюстрации типов почв |
||||||
Растительный и животный мир Ульяновской области ( 10 часов) |
||||||||||||||
16. |
Растительный мир. Развитие и современное состояние. |
1 |
Урок изучения нового материала; Лекция , работа с учебником |
Формирование представления о Ульяновской области как субъекте миро-вого географи-ческого прост-ранства; патри-отизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране |
П. Умение самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу; умение взаимодействовать с людьми |
Умение объяснять разнообразие растительного мира Ульяновской области |
Растительный мир Ульяновской области, причины разнообразия. Охрана растительности своей местности. |
Составление краткого конспекта текста учебника |
Карта учебника; физическая карта Ульяновской области |
|||||
17. |
Лесная растительность |
1 |
Урок изучения нового материала; Практикум |
Формирование представления о Ульяновской области как субъекте миро-вого географи-ческого прост-ранства; патри-отизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране |
П. Умение самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу; умение взаимодействовать с людьми |
Умение определять антропогенные лесные ландшафты |
Видовой состав растительности лесов и его описание. Особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. |
Практическая работа «Составление карты «Растительный мир области» , составление характеристики растительного и мира по географическому принципу. |
Карта учебника ; физическая карта Ульяновской области, карты атласа |
|||||
18. |
Степная растительность. Луга и болота. |
1 |
Урок систематизации и изучения нового материала, Сочинение |
Формирование представления о Ульяновской области как субъекте мирового географического пространства; патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стран |
П. Умение самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу; К. Умение взаимодействовать с людьми |
Умение составлять карту растительного мира Ульяновской области |
Видовой состав растительности степей , лугов и болот и его описание. Особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. |
Составление характеристики растительного мира по географическому принципу. |
Физическая карта Ульяновской области, карты атласа, изображения растений степей |
|||||
19. |
Животный мир. Развитие и современное состояние. |
1 |
Урок усвоения новых знаний, актуализации знаний и умений, Работа с учебником |
Формирование основ экологи-ческой культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
К. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
Знания об особенностях животного мира Ульяновской области |
Животный мир. Разнообразие видового состава, причины. |
Просмотр и анализ презентации , составление конспекта текста учебника , ответы на вопросы учебника |
Карта «Животный мир Ульяновской области» |
|||||
20. |
Типичные представители животного мира лесов Ульяновской области |
1 |
Урок рефлексии, Практикум |
Формирование основ экологи-ческой культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
К.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
Знания об особенностях животного мира лесной полосы |
Типичные представители животного мира лесов Ульяновской области. |
Составление характеристики животного мира по географическому принципу. |
Карта «Животный мир Ульяновской области», изображения животных леса |
|||||
21. |
Типичные представители животного мира лесостепей и степей Ульяновской области. Обитатели водоемов и побережий. |
1 |
Урок рефлексии, Практикум |
Формирование ответственного отношения к учению, готов-ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования |
Р. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; П. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований |
Знания об особенностях животного мира лесостепей, степей, водоемов |
Типичные представители животного мира лесостепей и степей Ульяновской области |
Практическая работа «Составление карты «Животный мир области» |
Карта «Животный мир Ульяновской области», изображения животных степей, водоемов |
|||||
22. |
Составление проекта "Красная книга Ульяновской области: исчезающие виды растений и животных" |
1 |
Урок общеметодологи-ческой направлен-ности, Конференция |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необхо-димости ее сохранения и рационального использования |
Р.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
Знания о редких и исчезающих видах растений и животных |
Охрана животного и растительного мира своей местности. Красная книга Ульяновской области: исчезающие виды |
Заслушивание сообщений о редких и исчезающих растений |
Дополнительный материал о Красной книге, Интернет- ресурсы |
|||||
23. |
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области |
Урок развиваю-щего контроля, Практикум |
Формирование основ экологи-ческой культуры, соответствую-щей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
Знания о особо охраняемых природных территориях Ульяновской области |
Особо охраняемые территории Ульяновской области: заказники, памятники природы, рекреационные зоны. |
Составление презентации по книге «Особо охраняемые природные объекты» |
Физическая карта Ульяновской области книга «Особо охраняемые природные объекты Ульяновской области» |
|||||||
24. |
Заочная экскурсия "Памятники природы. Составление паспорта - описания памятников природы" |
1 |
Урок общеметодоло-гической направлен-ности, Экскурсия |
Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере |
К. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения |
Знания о особо охраняемых природных территориях |
Описание памятников природы Ульяновской области |
Заслушивание описания памятников природы , просмотр и анализ презентации , составление картосхемы «Памятники природы Ульяновской области» |
Презентация , книга «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области» |
|||||
25. |
Урок- зачет по теме "Растительный и животный мир Ульяновской области" |
Урок развивающего контроля, Смотр знаний |
Формирование ответственного отношения к учению, готов-ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Р. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Умения использования информации, полученной в результате изучения животного и растительного мира области |
Выполнение конкурсных заданий, ответы на вопросы учителя, выполнение теста |
Карточки с заданиями , тесты |
|||||||
Природные комплексы Ульяновской области (3 часа) |
||||||||||||||
26. |
Ландшафтные районы Предволжья |
1 |
Урок систематизации и изучения нового материала, Практикум |
Формирование представления о Ульяновской области как субъекте мирового географического пространства; патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране |
П. Умение самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу; К. Умение взаимодействовать с людьми |
Знание особенностей природных зон Предволжья . Умение определять антропогенные ландшафты |
Природные зоны области, их особенности. Проявление широтной зональности. Лесные антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные ландшафты. Полевой тип. Садовый тип. Лугово-пастбищный тип. |
Практическая работа «Характеристика одной из природных зон своей местности». |
Физическая карта Ульяновской области, карты атласа |
|||||
27. |
Ландшафтные районы Заволжья |
1 |
Урок комплексного применения знаний и умений , Работа с учебником |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности |
Р. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; П. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Знание особенностей природных зон Заволжья. Умение определять антропогенные ландшафты |
Работа с текстом учебника, составление характеристики ландшафтных районов |
Карта « Растительный мир Ульяновской области» |
||||||
28. |
Экологические проблемы Ульяновской области |
Урок общеметодологи-ческой направленности, Урок-суд |
Формирование осознания зна-чимости и общности гло-бальных проблем человечества; эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
Р.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
Знания о экологических проблемах Ульяновской области , меры по охране объектов природы области; Прогнозировать влияние человека на отдельные компоненты природы своего края; Объяснять необходимость охраны природы. |
Экологические проблемы области , меры по охране объектов природы области |
Ролевая игра «Судебное разбирательство» |
Атрибуты для проведения урока- суда |
||||||
НАСЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ( 7 часов ) |
||||||||||||||
29. |
Население Ульяновской области. Численность населения. Проблемы демографии. |
1 |
Урок усвоения новых знаний, Эвристическая беседа |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способости обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Р. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; П. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Знания о численности населения области; проблемах демографии; особенностях формирования, заселения своего края; его освоенности |
Численность населения. Особенности расселения. Основные демографические процессы: продолжительность жизни , проблемы естественного прироста населения, здоровье, Трудовые ресурсы и занятость населения. Направления и типы миграции. |
Беседа о проблемах демографии и путях их решения, краткое конспектирование , |
Статистические материалы о численности населения Ульян. области |
|||||
30. |
Состав населения Ульяновской области |
1 |
Урок комплексного применения знаний и умений, Эвристическая беседа |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и спосбности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Р. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; П. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
Знания о составе населения области: национальный, половозрастной, религиозный, трудовые ресурсы ; Умение прогнозировать изменение структуры населения своей местности |
Половозрастной состав. Национальный состав, характерные черты. Распространенные религии |
Составление и анализ диаграммы “Половозрастной состав населения населенного пункта”, ответы на вопросы учебника, практическая работа «Составление картосхемы «Национальный состав Ульяновской области» |
Статистические материалы о населении Ульян. области |
|||||
31. |
Составление проекта "Культура и традиции народов Ульяновской области" |
1 |
Урок рефлексии, Экскурсия-практикум |
Формирование уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность |
К. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике |
Знания о народах Ульяновской области , их культуре, обычаях. |
Обычаи, традиции народов области |
Создание презентации с использованием дополнительных источников информации |
Интернет- ресурсы, дополнительные материалы о народах области |
|||||
32. |
Особенности расселения населения. Города и поселки городского типа. |
1 |
Урок комплексного применения знаний и умений, Эвристическая беседа |
Формирование осознания целостности природы, населения и хозяйства своей местности |
К. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; К. Работать индивидуально и в группе |
Знания о достопримечатель-ностях родного края, городах и посёлках Ульяновской области |
Города и посёлки городского типа. Достопримечатель-ности . |
Изучение материала по презентации , работа с карточками,работа с картой «Определение плотности населения и особенностей размещения населения»; |
Учебники, административная карта Ульян. области |
|||||
33. |
Зачет по теме "Население Ульяновской области" |
Урок развивающего контроля, Экскурсия-практикум |
Формирование осознания целостности природы, населения и хозяйства своей местности |
К. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике |
Знания о населении Ульяновской области . |
Особенности населения области, своей местности |
Характеристика населения своего населённого пункта, беседа |
Тесты, карточки с заданиями |
||||||
34. |
Составление проекта "Населенный пункт , в котором я живу. Прошлое и настоящее" |
1 |
Урок рефлексии, Конференция |
Формирование осознания целостности природы, населения и хозяйства своей местности |
К.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Р. Планирование и регуляция своей деятельности |
Знания о населении Ульяновской области, проблемах жителей села; особенности формирования, заселения своего края; его освоенности; происхождении местных географических названий. |
Население своего села: особенности заселения территории, динамика численности, национальный. религиозный, возрастной состав. |
Участие в конференции, умение применять географические термины при беседе . участие в беседе |
Презентация |
|||||
35. |
Повторение "Природа и население моего края" |
1 |
Урок развивающего контроля, Защита проектов |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-иссле-довательской, творческой деятельности |
К. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Р.Планирование и регуляция своей деятельности |
Умение составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации. |
Демонстрация презентаций учащихся , высказывание личных убеждений, выводов по изучению курса |
Презентации учащихся |
||||||
| ||||||||||||||