Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса
№ уро-ка |
Тема (раздел) |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Планируемые результаты обучения |
Материал учебника |
Дата по плану |
Дата по факту |
||
освоение предметных знаний (базовые понятия) |
универсальные учебные действия |
|||||||
1 четверть (24 часа) |
||||||||
Раздел 1. « Мы учимся наблюдать и копим впечатления» - 16 ч. Часть 1. |
||||||||
|
Произведения о природе. Сергей Козлов «Июль». Картина А. Герасимова «После дождя» |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с Толковым словарем |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. |
ч.1: с.7-9 |
3.09 |
||
|
Эмоционально-нравственные переживания героя. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. |
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. |
Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с Толковым словарем; работать с картиной |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.9-13 |
4.09 |
||
|
Как научится порождать сравнения? В.Маяковский «Тучкины штучки» С.Козлов «Мимо белого…» С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с Толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.13-17 |
6.09 |
||
|
Прием сравнения в произведениях А. Пушкина «Вот ветер, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с Толковым словарем; работать с картиной |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.18-20 |
10.09 |
|||
|
Прием олицетворения в произведениях. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Произведения зарубежной литературы |
Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с Толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.21-23 |
11.09 |
||
|
Контраст в произведениях Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов. |
Знать понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие |
ч.1: с.24-25 |
13.09 |
||
|
Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд...». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с Толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы |
Ч. 1 с. 26-27 |
17.09 |
|||
|
Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя |
Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с Толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.28-33 |
18.09 |
||
|
Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с Толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация |
ч.1: с.34-37 |
20.09 |
||
|
Записная книжка Кости Погодина. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. |
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения |
Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.38-43 |
24.09 |
||
|
Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с Толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.44-46 |
25.09 |
||
12 |
Различение жанров произведений. В. Берестов «Большой мороз». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. |
Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении |
Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: кооперация |
ч.1: с.47-51 |
27.09 |
||
13 |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств. В. Берестов «Плащ». Иллюстрация Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с Толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие |
ч.1: с.47-51 |
1.10 |
||
14 |
Характеристика героев произведения С. Козлова «Разрешите с вами посумерничать». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений). |
Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя |
Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение |
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.1: с.51-55 |
2.10 |
||
15 |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», В. Поленов, П. Чайковский. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с Толковым словарем |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.55-63 |
4.10 |
||
16 |
Внутренний мир, настроение лирического героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя в стихотворных текстах. Средства художественной выразительности. |
Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя |
Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор) |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие |
ч.1: с. 63 |
8.10 |
||
Раздел 2. «Постигаем секреты сравнения» (10 часов) |
||||||||
|
Различение жанров произведений. Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений). |
Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений |
Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; Логические: подведение под понятие. |
ч.1: с.64-67 |
9.10 |
||
|
Сходства и различие авторской и народной сказки. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. |
Сходства и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества Произведения зарубежной литературы. Герой произведения |
Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с Толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям. Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие |
ч.2: с.67-73 |
11.10 |
||
|
Произведения зарубежной литературы. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Особенность просто древних сказок. |
Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений |
Уметь работать с Толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с Фразеологическим словарем |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. |
ч.1: с.74-76 |
15.10 |
||
|
Характеристика героев корейской сказки «Как барсук и куница судились». Особенность просто древних сказок. |
Произведения зарубежной литературы |
Уметь предположить концовку сказки; работать с Фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок |
Ч. 1 . с. 76-77 |
16.10 |
|||
|
Сравнение сказочных истории по содержанию. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне». |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Знать особенности просто древних сказок - начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство) Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с Толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; установление причинно-следственных связей |
ч.1: с.78-83 |
18.10 |
||
|
Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории. Формирование умений составлять разные сборники. Индийская сказка «Золотая рыбка». |
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений |
Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Уметь анализировать и сравнивать разные сказки |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях Логические: подведение под понятие. |
Хр: с.31-34 |
22.10 |
|
|
|
Особенности менее древней Кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха» |
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений |
Знать особенности менее древней сказки - ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, сходным поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. |
ч.1: с.84-89 |
23.10 |
||
|
Характеристика героев сказки, её построение. Индийская сказка «Хитрый шакал». Особенность менее древней сказки |
Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений |
Уметь работать с Толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.89-95 |
25.10 |
||
2 четверть (24 часа) |
||||||||
|
Произведения зарубежной литературы. Сборник «Сказки народов мира». Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. |
Произведения зарубежной литературы |
Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком |
Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
ч.1: с.95-98 Хр: с.24-29 |
5.11 |
||
|
Бурятская сказка «Снег и заяц» и хакасская сказка «Как птицы царя выбирали». Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения». |
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений |
Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать свой ответ Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
ч.1: с.98-101 |
6.11 |
||
|
Раздел 3. «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» (9 часов) |
|||||||
|
Понятие - фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) |
ч.1: с.101-103 |
8.11 |
||
|
Произведения о детях. Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т.п.» Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах. |
Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Уметь работать с Толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами |
ч.1: с.103-105 |
12.11 |
||
|
Восприятие и понимания их переживаний героев произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак». |
Герои произведения. Восприятие и понимания их переживаний |
Уметь работать с Толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие |
ч.1: с.106-113 |
13.11 |
||
|
Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева «Автобус». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ) |
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. |
Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие |
ч.1: с.113-118 |
15.11 |
||
|
Оценочные суждения. Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот. |
Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус» |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие |
ч.1: с.118-124 |
19.11 |
|
|
|
Герой-выдумщик. Б. Житкова «Как я ловил человечков». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений) |
Высказывание оценочных суждений |
Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) |
Хр: с.35-40 |
20.11 |
||
|
Изобретательность главного героя Б. Житкова «Как я ловил человечков». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. |
Высказывание оценочных суждений |
Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.124-134 |
22.11 |
||
|
События, составляющие основу произведения Тим Собакин «Игра в птиц». |
События, составляющие основу произведения |
Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей). Коммуникативные: кооперация |
ч.1: с.134-138 |
26.11 |
||
|
Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1:с.139-142 |
27.11 |
||
Раздел 4 «Учимся любить». (11 часов) |
||||||||
|
Переживания автора. Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений). |
Восприятие и понимание переживаний автора |
Иметь, представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). |
Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.142-147 |
29.11 |
||
|
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро», К. Дебюсси «Лунный свет». |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь работать с Толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией |
3.12 |
||||
|
Связь названия с темой текста, мысль текста Маша Вайсман «Лучший друг медуз». Способы выражения авторской оценки в рассказе. |
Связь названия с темой текста, мысль текста |
Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения |
Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.148-151 |
4.12 |
||
|
Произведение о детях А. Куприн «Слон». Анализ особенностей собственного чтения вслух. |
Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях |
Уметь работать с Толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.1: с.151-163 |
6.12 |
||
|
Осмысление цели чтения А. Куприн «Слон». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения |
Уметь ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.1: с.151-163 |
10.12 |
|
|
|
Герои произведения А. Куприн «Слон». Сравнительный анализ характеров героев. |
Герои произведения |
Уметь пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.151-163 |
11.12 |
|
|
|
В. Драгунский «Кот в сапогах» |
Настоящее богатство - дружба |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
Хр: с.50-56 |
13.12 |
|||
|
Внутренний мир героев произведения К. Паустовского «Заячьи лапы». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Уметь работать с Толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.1: с.163-170 |
17.12 |
||
|
Связь названия с темой текста, мысль текста К. Паустовский «Заячьи лапы». Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. |
Связь названия с темой текста, мысль текста |
Уметь работать с Фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости |
ч.1: с.163-170 |
18.12 |
|||
|
Восприятие и понимание переживаний автора. С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация О поста Ренуара «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». |
Восприятие и понимание переживаний автора. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией |
Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) |
ч.1: с.170-176 |
20.12 |
||
|
Обобщение по теме: «Учимся любить». Заседания для членов клуба. Формирование умений составлять разные сборники. |
Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения |
Знать изученные произведения раздела. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года» |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
ч.1: с.176 |
24.12 |
|
|
Раздел 5 «Набираемся житейской мудрости» (8 часов) |
||||||||
|
Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение) |
Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни |
Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». Уметь пользоваться Этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.6-10 |
25.12 |
||
|
Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» |
Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль |
Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.10-15 |
27.12 |
||
3 четверть (30 часов) |
||||||||
|
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица» |
Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении |
Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов |
ч.2: с.16-21 |
15.01 |
|||
|
Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и вино град». |
Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения |
Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией |
Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.21-26 |
17.01 |
||
|
Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени. И. Крылов «Квартет». |
Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни Иллюстрация В. Серова |
Знать о международной популярности жанра басни и о развитии это го жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать пословицы к басне |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.26-31 |
21.01 |
||
|
Содержание литературного произведения И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Знать, что героями басни стано- вятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени |
Познавательные: поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретной задачи; перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
ч.2: с.32-34 |
22.01 |
||
888 |
Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости». Формирование умений составлять разные сборники. (2 часа) |
Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания |
Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям |
24.01 |
||||
Раздел 6 «Продолжаем разгадывать секреты смешного» (12 часов) |
||||||||
|
«Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» |
Особенности бытовых сказок |
Знать особенности бытовых сказок |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.39-45 |
28.01 |
||
|
Произведения о детях. Л. Каминский «Сочинение «Как я помогаю маме». Сравнительный анализ характеров героев. |
Произведения о детях. Герои произведения |
Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеётся автор; ориентироваться в тексте |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.46-50 |
29.01 |
||
|
Произведения о детях. И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. |
Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.51-55 |
31.01 |
||
|
Анализ поведения и характера герой произведения М. Бородицкой «На котрольной». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах через открытое выражение чувств. |
Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения |
Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть |
Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.55-58 |
4.02 |
||
|
Секрет смешного в литературном произведении Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол».. |
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения |
5.02 |
||||
|
Юмористические произведения для детей. Н. Тэффи «Преступник». Способ выражения авторской оценки в рассказе. |
Юмористические произведения для детей. Эмоционально нравственные переживания героев и автора произведения |
Уметь работать с Толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. |
ч.2 с.58-61 |
7.02 |
||
|
Различение жанров произведений. Н. Тэффи «Преступник». Различение целевых установок жанров. |
Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений |
Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. |
ч.2 с.61-69 |
11.02 |
|
|
|
Юмористические произведения для детей. К. Чуковский «От двух до пяти». Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. |
Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания |
Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.70-74 |
12.02 |
||
|
Юмористические произведения для детей. Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь». |
Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. |
ч.2: с.70-74 |
14.02 |
||
|
Юмористические произведения для детей. В. Драгунский «Ровно 25 кило». |
Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения |
Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. |
ч.2: с.74-78 |
18.02 |
|
|
|
Связь названия с темой текста В. Драгунского «Ровно 25 кило». Способы выражения авторской оценки в рассказе. |
Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста |
Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.78-84 |
19.02 |
||
|
Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного». Формирование умений составлять разные сборники. |
Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения |
Знать изученные произведения раздела. Уметь открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость ком- |
21.02 |
||||
Раздел 7 «Как рождается герой». (20 часов) |
||||||||
|
На примере сказок «Колобок» и «Гуси-лебеди» познакомить с чертами настоящего героя. Различение целевых установок жанров. |
Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания |
Знать черты настоящего сказочного героя; выяснить, что Колобок является сказочным героем только наполовину; уметь причислить Алёнушку из сказки «Гуси-лебеди» к настоящим сказочным героям |
Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.86-88 |
25.02 |
|
|
|
Что характерно для сказочного героя Б. Заходера «История гусеницы». Различение целевых установок жанров. |
Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания |
Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. |
ч.2: с.88-95 |
26.02 |
||
|
Герои произведения Б. Заходера «История гусеницы», Юнны Мориц «Жора Кошкин» . Различение целевых установок жанров. |
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.88-95 |
28.02 |
||
|
Содержание литературного произведения. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки». Различение целевых установок жанров. |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.95-101 |
4.03 |
||
|
Анализ литературного произведения Б. Заходера «История гусеницы». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения |
Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация |
ч.2: с.95-101 |
5.03 |
||
|
Литературная сказка. Б. Заходер «История гусеницы» Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. |
Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь)героя |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.101-104 |
7.03 |
||
|
Юмористические произведения для детей. М. Яснов «Гусеница - бабочке». |
Юмористические произведения для детей. |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.105-113 |
11.03 |
||
|
Признаки небылицы С. Махотин «Самый маленький» |
Признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя |
Уметь находить признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения) |
Хр: с.94-101 |
12.03 |
||
|
Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» |
Кто такой настоящий храбрец |
Знать понятие «настоящий храбрец» |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения) |
Хр: с.101-109 |
14.03 |
||
|
Произведения о детях Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы». |
Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях |
Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание - натюрморт». Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. |
ч.2: с.114-117 |
18.03 |
||
|
Герои произведения Н. Гарин -Михайловский «Детство Темы». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. |
Различать жанры произведений. Герои произведения |
Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя) |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.118-121 |
19.03 |
||
|
Высказывание оценочных суждений Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы» Способы выражения авторской оценки в рассказе. |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения |
Знать понятие «внутренний мир героя». Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Коммуникативные: взаимодействие |
ч.2: с.121-126 |
21.03 |
||
4 четверть (24 часа) |
||||||||
|
Высказывание оценочных суждений Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Различение целевых установок жанров |
Высказывание оценочных суждений |
Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности |
ч.2: с.121-126 |
1.04 |
||
|
Содержание литературного произведения Л Пантелеева «Честное слово». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. |
ч.2: с.127-131 |
2.04 |
||
|
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. Л. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.131-137 |
4.04 |
||
|
Герои произведения Л. Пантелеева «Честное слово». |
Произведения о детях. Герои произведения |
Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора |
8.04 |
||||
|
Содержание литературного произведения Н. Некрасова «На Волге». Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их послед |
Уметь работать с Толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). |
ч.2: с.138-139 |
9.04 |
||
|
Н. Некрасов «На Волге». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера». |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. |
ч.2: с.139-141 |
11.04 |
||
|
Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» Картина А. Мещерского «У лесного озера». |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. |
ч.2: с.141-144 |
15.04 |
||
|
Обобщение по теме: «Как рождается герой» Формирование умений составлять разные сборники. |
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану |
Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела |
16.04 |
||||
Раздел 8 «Сравниваем прошлое и настоящее». (15 часов) |
||||||||
|
Содержание литературного произведения. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) |
ч.2: с.145-147 |
18.04 |
||
|
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров |
Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение |
Уметь анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.3: с.147-150 |
22.04 |
||
|
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров |
Произведения классиков детской литературы |
Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения |
23.04 |
||||
|
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. К. Паустовский «Растрепанный воробей» |
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану |
Уметь работать с Толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.3: с.150-157 |
25.04 |
||
|
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир |
29.04 |
||||
|
Константин Паустовский «Стальное колечко» |
Произведения выдающихся представителей русской литературы |
Актуализация знаний о жанрах, приемах в литературе |
Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование опыта переживаний, опыта примерок) |
Хр: с.126-137 |
30.04 |
||
|
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя стихотворения А. Пушкин «Цветок» ». Поход в Музейный дом. Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой |
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения |
Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.157-159 |
6.05 |
||
|
Способы выражения авторской оценки в рассказе. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь пользоваться Толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) |
ч.2: с.160-161 |
7.05 |
||
|
Сравнительный анализ характеров героев. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения |
Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.162-165 |
13.05 |
||
|
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») |
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану |
Рассматривать характеры литературных героев в развитии |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.166-173 |
14.05 |
||
|
Сравнительный анализ характеров героев. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») |
Произведение о детях. Герои произведения |
Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.173-179 |
16.05 |
||
|
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно - счастье!»). Формирование потребности совершенствования техники чтения, увеличения его скорости |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. |
Уметь видеть ситуации в рассказе с точки зрения разных героев рассказа |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.179-183 |
20.05 |
||
|
Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Аркадий Гайдар «Чук и Гек». |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. |
История – изменения, которые происходят в жизни людей с течение времени. Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей |
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.160-183 |
21.05 |
||
|
Постоянство в природе и чувствах людей Картина А. Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями |
Чувства человека, природа остаются неизменны |
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) |
ч.2: с.183-184 |
23.05 |
||
|
Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее» Формирование умений составлять разные сбориники. Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» |
Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану |
Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) |
Хр.Стр125 |
27, 28.05 |