Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов
5 КЛАСС РОДНОЙ ЯЗЫК
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Дополнительная информация | |||||||||
Всего | План | Факт | | | |||||||||
Раздел 1. «Язык и культура» | | | | | | ||||||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. | 1 | 02.09 | | | | |||||||
2 | Русский язык – язык художественной культуры. | 1 | 09.09 | | | | |||||||
3 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | 1 | 16.09 | | | | |||||||
4 | Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | 1 | 23.09 | | | | |||||||
5 | Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта. | 1 | 30.09 | | | | |||||||
6 | Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. | 1 | 07.10 | | | | |||||||
7 | Национальная специфика слов с живой внутренней формой. | 1 | 14.10 | | | | |||||||
8 | Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Загадки. Метафоричность русской загадки. | 1 | 21.10 | | | | |||||||
9 | Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. | 1 | 11.11 | | | | |||||||
10 | Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. | 1 | 18.11 | | | | |||||||
11 | Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. | 1 | 25.11 | | | | |||||||
12 | Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий. | 1 | 02.11 | | | | |||||||
13 | Контрольная работа по теме «Язык и культура» (тестирование). | 1 | 09.12 | | | | |||||||
Раздел 2. «Культура речи» | | | | | | ||||||||
14 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. | 1 | 16.12 | | | | |||||||
15 | Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. | 1 | 23.12 | | | | |||||||
16 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 13.01 | | | | |||||||
17 | Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. | 1 | 20.01 | | | | |||||||
18 | Стилистические варианты лексической нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи. | 1 | 27.01 | | | | |||||||
19 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 03.02 | | | | |||||||
20 | Род заимствованных несклоняемых имён существительных, род сложных существительных, род имён собственных (географических названий). | 1 | 10.02 | | | | |||||||
21 | Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. | 1 | 17.02 | | | | |||||||
22 | Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. | 1 | 24.02 | | | | |||||||
23 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён (родство, положение в обществе, должность, пол). | 1 | 03.03 | | | | |||||||
24 | Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. | 1 | 10.03 | | | | |||||||
Раздел 3. «Речь. Речевая деятельность. Текст» | | | | | | ||||||||
25 | Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, тепм), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. | 1 | 17.03 | | | | |||||||
26 | Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | 1 | 31.03 | | | | |||||||
27 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | 1 | 07.04 | | | | |||||||
28 | Просьба, извинение как жанры разговорной речи. | 1 | 14.04 | | | | |||||||
29 | Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). | 1 | 21.04 | | | | |||||||
30 | Учебно-научный стиль. План ответа на уроке. уроке, план текста. | 1 | 28.04 | | | | |||||||
31 | Промежуточная аттестация (контрольное тестирование). | 1 | 05.05 | | | | |||||||
32 | Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. | 1 | 12.05 | | | | |||||||
33 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы). | 1 | 19.05 | | | | |||||||
34 | Обобщение изученного за год. | 1 | 26.05 | | | |
6 КЛАСС РОДНОЙ ЯЗЫК
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Дополнительная информация | |||||||||
Всего | План | Факт | | | |||||||||
Раздел 1. «Язык и культура» | | | | | | ||||||||
1 | Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянско старославянского) языка в развитии русского языка. | 1 | 06.09 | | | | |||||||
2 | Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. | 1 | 13.09 | | | | |||||||
3 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | 1 | 20.09 | | | | |||||||
4 | Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). | 1 | 27.09 | | | | |||||||
5 | Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. | 1 | 04.10 | | | | |||||||
6 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. | 1 | 11.10 | | | | |||||||
Раздел 2. «Культура речи» | | | | | | ||||||||
7 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 18.10 | | | | |||||||
8 | Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). | 1 | 25.10 | | | | |||||||
9 | Нормы и варианты нормы произношения заимствованных слов, отдельных грамматических форм, нормы ударения в отдельных формах. | 1 | 08.11 | | | | |||||||
10 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. | 1 | 15.11 | | | | |||||||
11 | Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. | 1 | 22.11 | | | | |||||||
12 | Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. | 1 | 29.11 | | | | |||||||
13 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. | 1 | 06.12 | | | | |||||||
14 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. | 1 | 13.12 | | | | |||||||
15 | Склонение русских и иностранных имён и фамилий, названий географических объектов, именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и. | 1 | 20.12 | | | | |||||||
16 | Родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов, женского рода на -ня, творительный падеж множественного числа существительных 3-го склонении, родительный падеж единственного числа существительных мужского рода. | 1 | 27.12 | | | | |||||||
17 | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. | 1 | 10.01 | | | | |||||||
18 | Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 | 17.01 | | | | |||||||
19 | Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме, местоимений‚ порядковых и количественных числительных. | 1 | 24.01 | | | | |||||||
20 | Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | 1 | 31.01 | | | | |||||||
21 | Этикетные формулы начала и конца общения,похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения. | 1 | 07.02 | | | | |||||||
22 | Контрольная работа по теме «Культура речи» (тесты). | | 14.02 | | | | |||||||
Раздел 3. «Речь. Речевая деятельность. Текст» | | | | | | ||||||||
23 | Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 | 21.02 | | | | |||||||
24 | Текст. Тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение. | 1 | 28.02 | | | | |||||||
25 | Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». | 1 | 07.03 | | | | |||||||
26 | Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). | 1 | 14.03 | | | | |||||||
27 | Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. | 1 | 21.03 | | | | |||||||
28 | Структура устного ответа. | 1 | 04.04 | | | | |||||||
29 | Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. | 1 | 11.04 | | | | |||||||
30 | Промежуточная аттестация (контрольное тестирование). | 1 | 18.04 | | | | |||||||
31 | Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). | 1 | 25.04 | | | | |||||||
32 | Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. | 1 | 16.05 | | | | |||||||
33 | Публицистический стиль. Устное выступление. | 1 | 23.05 | | | | |||||||
34 | Обобщение изученного за год. | 1 | | | |
7 КЛАСС РОДНОЙ ЯЗЫК
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Дополнительная информация | |||||||||
Всего | План | Факт | | | |||||||||
Раздел 1. «Язык и культура» | | | | | | ||||||||
1 | Развитие языка как объективный процесс. Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 | 04.09 | | | | |||||||
2 | Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. | 1 | 11.09 | | | | |||||||
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. | 1 | 18.09 | | | | |||||||
4 | Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. | 1 | 25.09 | | | | |||||||
5 | Группы лексических единиц по степени устарелости. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. | 1 | 02.10 | | | | |||||||
6 | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | 09.10 | | | | |||||||
Раздел 2. «Культура речи» | | | | | | ||||||||
7 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 16.10 | | | | |||||||
8 | Нормы ударения в глаголах, полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | 1 | 23.10 | | | | |||||||
9 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. | 1 | 06.11 | | | | |||||||
10 | Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. | 1 | 13.11 | | | | |||||||
11 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 | 20.11 | | | | |||||||
12 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 27.11 | | | | |||||||
13 | Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 | 04.12 | | | | |||||||
14 | Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. | 1 | 11.12 | | | | |||||||
15 | Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь, обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). | 1 | 18.12 | | | | |||||||
16 | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий. | 1 | 25.12 | | | | |||||||
17 | Типичные ошибки употребления деепричастий‚ наречий. | 1 | 15.01 | | | | |||||||
18 | Русская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. | 1 | 22.01 | | | | |||||||
19 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | 1 | 29.01 | | | | |||||||
20 | Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 | 05.02 | | | | |||||||
21 | Контрольное тестирование по теме «Язык и культура» и «Культура речи». | 1 | 12.02 | | | | |||||||
Раздел 3. «Речь. Речевая деятельность. Текст» | | | | | | ||||||||
22 | Традиции русского речевого общения. | 1 | 19.02 | | | | |||||||
23 | Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала. | 1 | 26.02 | | | | |||||||
24 | Текст. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. | 1 | 05.03 | | | | |||||||
25 | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. | 1 | 12.03 | | | | |||||||
26 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 | 19.03 | | | | |||||||
27 | Разговорная речь.Спор,виды спора.Корректные приёмы ведения спора. | 1 | 02.04 | | | | |||||||
28 | Дискуссия. | 1 | 09.04 | | | | |||||||
29 | Промежуточная аттестация. | 1 | 16.04 | | | | |||||||
30 | Публицистический стиль. Путевые записки. | 1 | 23.04 | | | | |||||||
31 | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | 30.04 | | | | |||||||
32 | Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. | 1 | 07.05 | | | | |||||||
33 | Сильные позиции в художественных текстах. Притча. | 1 | 14.05 | | | | |||||||
34 | Обобщение изученного и подведение итогов за год. | 1 | | | |
8А КЛАСС РОДНОЙ ЯЗЫК
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Дополнительная информация | ||||
Всего | План | Факт | | | ||||
Раздел 1. «Язык и культура» | | | | | | |||
1 | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. | 1 | 06.09 | | | | ||
2 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 1 | 13.09 | | | | ||
3 | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | 1 | 20.09 | | | | ||
4 | Иноязычная лексика в разговорной речи, современной публицистике, в том числе в дисплейных текстах. | 1 | 27.09 | | | | ||
5 | Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. | 1 | 04.10 | | | | ||
6 | «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Специфика приветствий у русских и других народов. | 1 | 11.10 | | | | ||
7 | Обобщение по теме «Язык и культура» | 1 | 18.10 | | | | ||
Раздел 2. «Культура речи» | | | | | | |||
8 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | 25.10 | | | | ||
9 | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих, безударный [о] в словах иноязычного происхождения. | 1 | 08.11 | | | | ||
10 | Произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед е в словах иноязычного происхождения, произношение безударного [а] после ж и ш, произношение сочетания чн и чт, произношение женских отчеств на -ична, -инична, произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’], произношение мягкого [н] перед ч и щ. | 1 | 15.11 | | | | ||
11 | Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. | 1 | 22.11 | | | | ||
12 | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | 1 | 29.11 | | | | ||
13 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | 1 | 06.12 | | | | ||
14 | Основные грамматические нормы. | 1 | 13.12 | | | | ||
15 | Варианты грамматической нормы согласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки в согласовании и управлении. | 1 | 20.12 | | | | ||
16 | Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в средствах массовой информации (далее - СМИ): изменение обращений‚ использования собственных имён. | 1 | 27.12 | | | | ||
17 | Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. | 1 | | | | |||
Раздел 3. «Речь. Речевая деятельность. Текст» |
| | | | | |||
18 | Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 | 10.01 | | | | ||
19 | Основные способы и средства получения и переработки информации. | 1 | 17.01 | | | | ||
20 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. | 1 | 24.01 | | | | ||
21 | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. | 1 | 31.01 | | | | ||
22 | Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. | 1 | 07.02 | | | | ||
23 | Разговорная речь. | 1 | 14.02 | | | | ||
24 | Самохарактеристика,самопрезентация,поздравление. | 1 | 21.02 | | | | ||
25 | Научный стиль речи. | 1 | 28.02 | | | | ||
26 | Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | 1 | 07.03 | | | | ||
27 | Реферат. Слово на защите реферата. | 1 | 14.03 | | | | ||
28 | Учебно-научная дискуссия. | 1 | 21.03 | | | | ||
29 | Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. | 1 | 04.04 | | | | ||
30 | Язык художественной литературы. | 1 | 11.04 | | | | ||
31 | Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника. | 1 | 18.04 | | | | ||
32 | Работа над ошибками по сочинению | 1 | 25.04 | | | | ||
33 | Промежуточная аттестация. | 1 | 16.05 | | | | ||
34 | Обобщение изученного и подведение итогов за год. | 1 | 23.05 | | | |
8Б КЛАСС РОДНОЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС РОДНОЙ ЯЗЫК
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Дополнительная информация | ||||
Всего | План | Факт | | | ||||
Раздел 1. «Язык и культура» | | | | | | |||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 1 | 03.09 | | | | ||
2 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов | 1 | 10.09 | | | | ||
3 | Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. | 1 | 17.09 | | | | ||
4 | Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов. «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии. | 1 | 24.09 | | | | ||
5 | «Неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии. | 1 | 01.10 | | | | ||
Раздел 2. «Культура речи» | | | | | | |||
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение). | 1 | 08.10 | | | | ||
7 | Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 1 | 15.10 | | | | ||
8 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение). | 1 | 22.10 | | | | ||
9 | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 | 05.11 | | | | ||
10 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 | 12.11 | | | | ||
11 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 | 19.11 | | | | ||
12 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение). | 1 | 26.11 | | | | ||
13 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 1 | 03.12 | | | | ||
14 | Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении. | 1 | 10.12 | | | | ||
15 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью, типичные ошибки в построении сложных предложений. | 1 | 17.12 | | | | ||
16 | Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки. | 1 | 24.12 | | | | ||
17 | Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | 14.01 | | | | ||
18 | Проектная работа на тему | 1 | 21.01 | | | | ||
Раздел 3. «Речь. Речевая деятельность. Текст» |
| | | | | |||
19 | Русский язык в Интернете. | 1 | 28.01 | | | | ||
20 | Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 1 | 04.02 | | | | ||
21 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | 1 | 11.02 | | | | ||
22 | Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 | 18.02 | | | | ||
23 | Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 1 | 25.02 | | | | ||
24 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 | 04.03 | | | | ||
25 | Учебно-научный стиль. Доклад. | 1 | 11.03 | | | | ||
26 | Сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 | 18.03 | | | | ||
27 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | 01.04 | | | | ||
28 | Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | 1 | 08.04 | | | | ||
29 | Текст и интертекст. | 1 | 15.04 | | | | ||
30 | Афоризмы. | 1 | 22.04 | | | | ||
31 | Прецедентные тексты. | 1 | 29.04 | | | | ||
32 | Промежуточная аттестация | 1 | 06.05 | | | | ||
33 | Обобщение по изученным темам. | 1 | 13.05 | | | | ||
34 | Анализ работ вариативной части. Подведение итогов за год. | 1 | 20.05/27.05 | | | |