Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по математике «Полимино» (5–6 классы)
Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению «Полимино».
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности по математике «Полимино» предназначен для учащихся 5(6) классов с продолжительностью реализации 35 часов.
Данный курс, ориентирован на интеграцию и дополнение содержания предметных программ, отвечает основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
Курс нацелен на развитие универсальных учебных действий учеников на основе проектной и исследовательской деятельности. Основная цель курса состоит в том, чтобы заложить базу для дальнейших успешных и результативных занятий на уроках алгебры и геометрии в 7-11 классах. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
– совершенствовать навыки эффективного счета;
– развивать логическое мышление и пространственные представления учащихся;
– сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– мотивация к изучению математики;
– формирование личностного смысла изучения математики;
– эффективное взаимодействие с одноклассниками;
– умение вести диалог, принимать решения и отвечать за них.
Предметные результаты:
– овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
– эффективно применять приемы устного счета;
– умение читать графическую информацию;
– конструировать геометрические фигуры;
– решать головоломки;
– анализировать данные и действия в конкретной ситуации.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
– составлять алгоритм действий;
– прогнозировать результат своей деятельности;
– осуществлять контроль;
– самостоятельно оценивать степень и правильность выполнения задания, выполнять коррекцию.
2) познавательные
– логически рассуждать, делать выводы;
– интегрировать математическую задачу в окружающую среду;
– выдвигать гипотезы и уметь проверять их;
– планировать и осуществлять исследовательскую деятельность;
– выбирать рациональные способы решения задач.
3) коммуникативные
– выражать свои мысли, аргументировать свою позицию;
– формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
– использовать абстрактное мышление, коммуникативные средства для решения задач.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Содержание учебного материала |
Форма деятельности |
Материально-техническое обеспечение |
Модуль I. Мономино (8 часов) |
||||
1 |
Путешествие в историю полимино |
Значение термина «полимино». Историческая справка об открытии полимино и использовании в головоломках |
Урок-экскурс |
Интерактивная презентация |
2 |
Мономино |
Свойства фигуры |
Урок-презентация |
Мультимедийная презентация |
3 |
Пифагорова мозаика |
Топология и симметрия |
Интерактивный урок |
Интерактивные упражнения |
4 |
Мозаика Пенроуза |
Замощение, параллельный перенос |
Урок-практикум |
Комплекты шаблонов |
5 |
Повторение узора |
Симметрия, параллельный перенос |
Урок-моделирование |
ЦОР «Наглядная геометрия» |
6 |
Паркеты Эшера |
Симметрия, параллельный перенос |
Урок-исследование |
Набор для конструирования |
7-8 |
Проект «Орнамент» |
Геометрия в повседневной жизни |
Урок-конференция |
Проекты учащихся |
Модуль II. Домино (7 часов) |
||||
9 |
Домино |
Приемы быстрого счета |
Урок-игра |
Онлайн тренажеры https://chisloboi.ru/ |
10 |
Магические квадраты |
Числовые закономерности |
Урок-практикум |
|
11 |
Меморина |
Тренировка памяти и внимания |
Урок-соревнование |
|
12 |
Фофаны |
Вычисление значений арифметического выражения |
Урок-эстафета |
Карточки с примерами |
13 |
Добуцу сёги |
Вычисление значений арифметического выражения |
Урок-турнир |
Интерактивные упражнения |
14-15 |
Проект «Математика и магия» |
Составление магических квадратов |
Проектная деятельность |
Проекты учащихся |
Модуль III. Тримино (6 часов) |
||||
16 |
Тримино |
Многоугольник. Площадь фигуры |
Урок-открытие |
Интерактивная презентация |
17 |
Задачи на разрезание и перекраивание фигур |
Измерение площади палеткой |
Лабораторная работа |
Палетка, многоугольники |
18 |
Головоломка Льюиса Кэрролла |
Определение закономерностей , пути прохода |
Урок-исследование |
Графическая головоломка |
19 |
Геометрические забавы |
Создание геометрических моделей |
Урок-моделирование |
ЦОР «Наглядная геометрия» |
20-21 |
Проект «Истории с узелками» |
Головоломки |
Урок-выставка |
Проекты учащихся |
Модуль IV. Тетрамино (6 часов) |
||||
22 |
Тетрамино |
Заполнение пространства |
Урок-игра |
|
23 |
Математический скрэббл |
Математические термины |
Урок-турнир |
Набор для игры |
24 |
Морской бой |
Математика и логика |
Урок-дуэль |
Интерактивные упражнения |
25 |
Тетрис |
Свойства фигур. Движение и симметрия |
Урок-исследование |
|
26-27 |
Проект «Узоры и тетрамино» |
Мир глазами тетрамино |
Урок-выставка |
Проекты учащихся |
Модуль V. Пентамино (8 часов) |
||||
28 |
Пентамино |
Свойства фигур. Движение и симметрия. Заполнение пространства |
Урок-исследование |
Шаблоны фигур пентамино. http://www.flashplayer.ru/play_7701.php http://igrystrelyalki.ru/6296-pentamino.html http://puzzlepedia.ru/ |
29 |
Пентамино 6х10 |
|||
30 |
Пентамино 5х12 |
|||
31 |
Пентамино 4х15 |
|||
32 |
Пентамино 3х20 |
|||
33-34 |
Проект «Кто больше» |
Способы покрытия доски пентамино |
Устный журнал |
Проекты учащихся |
35 |
Головоломки «Полимино» |
Подведение итогов |
Урок-аукцион |
Интерактивные упражнения |