12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лобач Ольга Викторовна560 Россия, Краснодарский край, Горячий Ключ Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по математике «Полимино»
Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению «Полимино».
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности по математике «Полимино» предназначен для учащихся 5(6) классов с продолжительностью реализации 35 часов.
Данный курс, ориентирован на интеграцию и дополнение содержания предметных программ, отвечает основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
Курс нацелен на развитие универсальных учебных действий учеников на основе проектной и исследовательской деятельности. Основная цель курса состоит в том, чтобы заложить базу для дальнейших успешных и результативных занятий на уроках алгебры и геометрии в 7-11 классах. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
– совершенствовать навыки эффективного счета;
– развивать логическое мышление и пространственные представления учащихся;
– сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– мотивация к изучению математики;
– формирование личностного смысла изучения математики;
– эффективное взаимодействие с одноклассниками;
– умение вести диалог, принимать решения и отвечать за них.
Предметные результаты:
– овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
– эффективно применять приемы устного счета;
– умение читать графическую информацию;
– конструировать геометрические фигуры;
– решать головоломки;
– анализировать данные и действия в конкретной ситуации.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
– составлять алгоритм действий;
– прогнозировать результат своей деятельности;
– осуществлять контроль;
– самостоятельно оценивать степень и правильность выполнения задания, выполнять коррекцию.
2) познавательные
– логически рассуждать, делать выводы;
– интегрировать математическую задачу в окружающую среду;
– выдвигать гипотезы и уметь проверять их;
– планировать и осуществлять исследовательскую деятельность;
– выбирать рациональные способы решения задач.
3) коммуникативные
– выражать свои мысли, аргументировать свою позицию;
– формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
– использовать абстрактное мышление, коммуникативные средства для решения задач.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Форма деятельности | Материально-техническое обеспечение |
Модуль I. Мономино (8 часов) | ||||
1 | Путешествие в историю полимино | Значение термина «полимино». Историческая справка об открытии полимино и использовании в головоломках | Урок-экскурс | Интерактивная презентация |
2 | Мономино | Свойства фигуры | Урок-презентация | Мультимедийная презентация |
3 | Пифагорова мозаика | Топология и симметрия | Интерактивный урок | Интерактивные упражнения |
4 | Мозаика Пенроуза | Замощение, параллельный перенос | Урок-практикум | Комплекты шаблонов |
5 | Повторение узора | Симметрия, параллельный перенос | Урок-моделирование | ЦОР «Наглядная геометрия» |
6 | Паркеты Эшера | Симметрия, параллельный перенос | Урок-исследование | Набор для конструирования |
7-8 | Проект «Орнамент» | Геометрия в повседневной жизни | Урок-конференция | Проекты учащихся |
Модуль II. Домино (7 часов) | ||||
9 | Домино | Приемы быстрого счета | Урок-игра | Онлайн тренажеры |
10 | Магические квадраты | Числовые закономерности | Урок-практикум | |
11 | Меморина | Тренировка памяти и внимания | Урок-соревнование | |
12 | Фофаны | Вычисление значений арифметического выражения | Урок-эстафета | Карточки с примерами |
13 | Добуцу сёги | Вычисление значений арифметического выражения | Урок-турнир | Интерактивные упражнения |
14-15 | Проект «Математика и магия» | Составление магических квадратов | Проектная деятельность | Проекты учащихся |
Модуль III. Тримино (6 часов) | ||||
16 | Тримино | Многоугольник. Площадь фигуры | Урок-открытие | Интерактивная презентация |
17 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур | Измерение площади палеткой | Лабораторная работа | Палетка, многоугольники |
18 | Головоломка Льюиса Кэрролла | Определение закономерностей , пути прохода | Урок-исследование | Графическая головоломка |
19 | Геометрические забавы | Создание геометрических моделей | Урок-моделирование | ЦОР «Наглядная геометрия» |
20-21 | Проект «Истории с узелками» | Головоломки | Урок-выставка | Проекты учащихся |
Модуль IV. Тетрамино (6 часов) | ||||
22 | Тетрамино | Заполнение пространства | Урок-игра | |
23 | Математический скрэббл | Математические термины | Урок-турнир | Набор для игры |
24 | Морской бой | Математика и логика | Урок-дуэль | Интерактивные упражнения |
25 | Тетрис | Свойства фигур. Движение и симметрия | Урок-исследование | |
26-27 | Проект «Узоры и тетрамино» | Мир глазами тетрамино | Урок-выставка | Проекты учащихся |
Модуль V. Пентамино (8 часов) | ||||
28 | Пентамино | Свойства фигур. Движение и симметрия. Заполнение пространства | Урок-исследование | Шаблоны фигур пентамино. |
29 | Пентамино 6х10 | |||
30 | Пентамино 5х12 | |||
31 | Пентамино 4х15 | |||
32 | Пентамино 3х20 | |||
33-34 | Проект «Кто больше» | Способы покрытия доски пентамино | Устный журнал | Проекты учащихся |
35 | Головоломки «Полимино» | Подведение итогов | Урок-аукцион | Интерактивные упражнения |