12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Вышинская Нина Ивановна764
Люблю свою профессию. Рада, что могу передать свои знания, опыт молодому подрастающему поколению
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей №113»

Календарно- тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Прибор, открывающий тайны»

35 часов (1 час в неделю)

для 5-6 классов

Составитель:

Вышинская Н.И., учитель биологии высшей квалификационной категории

2017

Пояснительная записка

По программе В.В. Пасечника в пятом и шестом классах изучается курс Биология, который открывает серию нового поколения учебников, в основу которых положен системно- структурный подход, являющийся необходимым условием развивающего обучения. Авторы вводят учащихся в мир общих биологических понятий, где начинается их знакомство с миром микроскопических организмов, а значит, и с микроскопом. В последующих школьных курсах биологии работе учащихся с микроскопом уделяется значительное место. Есть лабораторные работы, предусматривающие рассматривание микропрепаратов во всех курсах (ботаника, зоология, анатомия, общая биология). Но, не смотря на это, навык использования этого увеличительного прибора формируется у учащихся с трудом. А работа с микроскопом требует сосредоточенности, спокойствия, терпения и усердия. Конечно, для того, чтобы рассмотреть микропрепарат, много времени не требуется. А вот для того, чтобы провести наблюдения, зарисовать, сравнить, необходимо довольно много времени и старательности. Поэтому, данный курс призван, не только познакомить учащихся с историей открытия увеличительных приборов, но и технике работы с ними, оформлению результатов исследования.

На занятиях рассматривается вклад учёных разных стран в изобретение и усовершенствование этого прибора, интересные страницы биографии этих учёных, а так же значительный объём практических работ, позволяющий формированию умений и навыков по изучению клеточного строения организмов различных систематических групп, технике приготовления простейших микропрепаратов растений и животных для их дальнейшего изучения. Большое внимание уделяется практической направленности данного факультатива. Учащиеся подробно изучат устройство светового микроскопа, научатся с ним работать, готовить временные микропрепараты, делать зарисовки. Каждый ученик сможет рассмотреть детально не только программные микропрепараты, но и те, которые интересуют именно его. На занятиях предполагается формирование первичных навыков научной работы, умение формулировать цели и задачи исследования, искать пути их достижения. Навыки индивидуальной и коллективной работы позволят более успешно заниматься учащимся не только на уроках биологии, но и на других занятиях.

Почти все занятия проходят в форме практических работ с максимальной задействованностью учащихся, что вызывает большой интерес их к данному курсу.

Также в данном курсе значительное количество видеозанятий, на которых дети в фильмах знакомятся со строением таких организмов, как дрожжи, простейшие, бактерии, вирусы и т.д., узнают их роль в природе и в жизни человека.

Формы и методы контроля знаний и умений:

- устная проверка, в результате которой я получаю информацию об уровне подготовки учащихся. Контроль сочетается с дальнейшим углублением и расширением знаний, их углублением и систематизацией. При этом ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников;

- письменные работы в виде развёрнутых ответов на отдельные вопросы;

- различные тестовые задания;

- индивидуальные практические работы.

Целью данного внеурочного курса является формирование знаний об истории открытия микроскопа и его совершенствовании и развития умений и навыков по технике приготовления микропрепаратов и строения различных организмов и тел неживой природы через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Задачи курса:

1.Познакомить учащихся с биографией учёных, сконструировавших микроскопы и интересными фактами из их жизни.

2. Закрепить и расширить навыки практической работы с микроскопом.

3. Сформировать и расширить умения по приготовлению простейших препаратов различных организмов.

4. Научить находить сходства и различия в строении клеток организмов разных систематических категорий.

5.Освоить технику консервации и окрашивания микропрепаратов. 

6. Научить предъявлять результат исследования в форме презентации

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные результаты:

- овладеют навыками практической и исследовательской работы,

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о живых  и неживых объектах и явлениях как компонентах единого мира,

- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе,

- приобретут целостный взгляд на мир;

- получат возможность осознать своё место в мире;

- познакомятся с разнообразными методами изучения природы,

- начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,

- поиска информации в различных источниках информации, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и предъявлять небольшие презентациии.

 

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- знание основных правил  техники безопасности при работе с микроскопом и лабораторным оборудованием  и ориентация на их выполнение;

- ориентация в многообразии организмов, нас окружающих;

- развитие умений планирования своей деятельности, умения делать выводы;

- умение работать в парах, в команде, индивидуально.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

 

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формы организации занятий:

I. Общеинтеллектуальные:

  1. Конкурсы, ролевые игры.

  2. Разработка проектов к урокам.

II. Спортивно-оздоровительные:

  1. Применение на занятиях  игровых моментов, физкультминуток.

III. Социальные:

  1. Беседы, ролевые игры, наблюдения, опыты.

  2. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

  3. Разработка проектов.

  4. Сюжетно-ролевые игры.

Виды деятельности учащихся на занятии:

1) игровая деятельность;

2) научно-познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

 

4) проектная деятельность.

Литература:

для учителя:

1. Билай В.И. Победители невидимых,

2. Журнал Биология в школе №5 1993г.

3. Биологический эксперимент в школе. М, Просвещение, 1990.

4. Гончаров О.В. Лабораторный практикум по зоологии. Саратов, Лицей, 2002.

5. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» 3тома. Москва, «Мир», 1990

6. Интернет- источники

для учащихся:

дополнительная

1. Детская энциклопедия «Аванта- Плюс»

2. Детская энциклопедия под редакцией В.Ф. Натали; т.4.

3. Андреева Е «Невидимые друзья и враги»

4. Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе. М, Просвещение,1984.

5. Интернет- источники

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

сроки

Планируемые образовательные результаты

Форма и тип занятия

Оборудование

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

I. История изучения клеточного строения организмов (3 ч)

 

1

Роберт Гук и его первый микроскоп. Антоний Ван Левенгук и его открытия.

9.09.

Учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними.

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований

Видеоурок.

Рассказ

Портреты учёных, моделей клеток разных царств

 

2

Современные

микроскопы,

правила

работы с

ними.

16.09.

Практическая работа № 1. Устройство и правила работы с увеличитель

ными приборами.

Лупы, микроскопы разных моделей, видео, инструкции по правилам работы с микроскопом

 

3

Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена.

23.09.

Ролевая игра.

Рассказ с эле

ментами

беседы, видео

урок

Портреты учёных, презентация учителя

 

II. Виды препаратов и методика их приготовления (5 ч)

 

4

Готовые и временные микропрепараты, их особенности.

30.09.

Выделяют существенные признаки и различия препаратов.

Познавательные:

развивается умение готовить микропрепараты, проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к

другим

Практическая работа № 2. Рассматрива

ние под микроскопом временных и постоянных микропрепаратов

Микроскопы, микропрепара

ты, лаборатор ное оборудование

 

5

Метод срезов

раститель

ных тканей.

Клетки и

ткани расте

ний.

7.10.

Учащиеся имеют представле

ние о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепараты, умеют рассмотривать их в микроскоп

Практическая работа

№ 3. Рассматривание

временных микропрепа

ратов органов растений

Микроскопы, готовые

микропрепараты, лабораторное оборудование

 

6

Микроскопия

в тёмном поле

и люминесцен

тная микроско

пия.

14.10.

Учащиеся имеют начальные представления о данных видах микропрепаратов

Видеоурок

Презентация учителя, видео.

 

7

Методика ок

рашивания и

консервации микропрепара

тов.

21.10.

Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований

Практическая работа

№ 4. Окрашенные микропрепа

раты

Лабораторное оборудование

 

8

Эти непростые клетки

чешуйки лука

28.10.

Развиваются навыки приготовле

ния микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.

Познавательные:

умение оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Практическая работа № 5. Изучение чешуйки лука

Микроскопы, готовые

микропрепараты, лабораторное оборудование, луковицы лука

 

III. Организмы под микроскопом (14ч)

 

11.11.

9

Растения под микроскопом.

11.11.

Определяют понятия «кожица листа», «устьица»,

« мякоть листа», «проводящий пучок».

Регулятивные:

развитие навыков самооценки и самоанализа

Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

уметь слушать и слышать другое мнение.

Практическая

работа № 6. Рассматрива

ние готовых микропрепа

ратов расте

ний

Микроскопы, готовые

микропрепараты, лабораторное оборудование

 

10

Пластиды растений

18.11.

Учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах, хромопластах, лейкопластах

Познавательные:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Практическая

работа № 7.

Изучение

хлоропластов

и хромоплас

тов

Микроскопы, готовые

микропрепараты, лабораторное оборудование, листья элодеи, морковь, плоды рябины, помидора

 

11

Ткани растений

25.11.

Учащиеся имеют первоначаль

ные представ

ления о тканях и выполняемых ими функциях.

Практическая

работа № 8.

Изучение органов цветкового растения под микроскопом

Микроскопы, готовые

микропрепараты

лабораторное оборудование

 

12

Дрожжи под микроскопом.

2.12.

учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека

Практическая работа № 9. Рассматривание дрожжей под микроскопом

Микроскопы, готовые

микропрепарат

лабораторное оборудование, дрожжи

 

13

Плесневые грибы: их разнообразие.

9.12.

Познавательные:

Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование.

Выбор критериев для сравнения

Регулятивные:

Определение последовательности действий при работе с микроскопом.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися.

 

Практическая

работа № 10. Изучениение мукора и пеницилла.

Микроскопы, готовые

микропрепараты, лабораторное оборудование. Мукор и пеницилл.

 

14

Простейшие под микроскопом.

16.12.

Определяют понятия «простейшие», сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассника

ми в приобретении новых знаний, Развитие любознательности, интереса к новым знаниям

Практическая работа № 11. Изучение

простейших.

Микроскопы, готовые

микропрепара

ты простейших: инфузория, эвглена, сувойка и др.

 

15

Сверкающая радуга (рассматривание чешуек бабочек, обитающих в окрестностях города).

23.12.

Определяют виды чешуек

Познавательные:

поиск и отбор информации, ее структурирование, Выбор критериев для сравнения

Регулятивные:

Составление плана работы и определение последовательности действий c микроскопом.

Осознавать свои возможности в работе. Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других.

Практическая

работа № 12. Рассматрива

ние чешуек

крыльев бабо

чек под микро

скопом.

Микроскопы,

лабораторное оборудование, крылышки бабочек

 

16

Крылья насекомых: мелодия уникальных архитектур ( на примере насекомых НСО)

13.01.

Определяют типы построения конст

рукций в природе

Познавательные:

Исследование, поиск и отбор информации.

Регулятивные:

Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы

Развивать любознательность, интерес к окружающему миру, осмысливать информацию.

Практическая работа № 13. Изучение крыльев насекомых под микроскопом.

Микроскопы,

лабораторное оборудование, крылья пчелы, стрекозы, мухи, наездников и др.

 

17

Насекомые под микро

скопом

20.01.

Изучают типы ко

нечностей и рото

вых аппаратов

насекомых

Уметь реализовывать теоретические познания на практике

Практическая работа № 14. Рассматрива

ние насекомых

под микроскопом.

Микроскопы, готовые

микропрепараты конечностей и ротовых аппаратов насекомых и др.

 

18

Чешуя рыб под микро

Скопом (на примере речных рыб местной фауны)

27.01.

Знакомятся с разно

образием чешуй

разных видов рыб

Практическая работа № 15. Рассматрива

ние чешуи рыб под микроскопом.

Микроскопы, лабораторное оборудование, чешуя различных видов рыб

 

19

Невидимый мир обита

телей аквариума (мир в

капле воды)

3.02.

Имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, об одноклеточных животных

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение, уважительно относиться к собеседникам

Практическая работа

№ 16. Изуче

ние микроми

ра аквариума

Микроскопы, готовые

микропрепараты,

аквариумы

 

20

Наблюдение за живыми объектами

10.02.

Практическая

Работа № 17.

Изучение жи

вых объектов.

Живые объекты: мухи, тараканы, пауки. Лабораторное оборудование. Видеофрагменты

 

21

Выбор темы проекта, постановка целей и задач

17.02.

Имеют представле

ние об этапах исследовательской деятельности

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям

Рассказ с элементами беседы

Образцы работ

 

22

Из чего мы состоим?

24.02.

Расширяют знания о строении собствен

ного тела

Практическая работа № 18. Изучение волоса, ногтей, зубного

налёта под микроскопом

Микроскопы, готовые

микропрепараты, лабораторное оборудование. Видеофрагменты

 

IV. Мир вокруг нас (5ч)

 

23

Продукты питания под микроскопом

3.03

Изучают пищевые продукты, их со

став, примеси

Познавательные:

Исследование, поиск и отбор информации.

Регулятивные:

умение организовать свою деятельность.

Коммуникативные

умение работать в груп

пах.

Обосновывать необходимость использования полученных знаний в жизни.

Практическая

работа№ 19.

Наша пища-

взгляд со сто

роны…

Хлеб из пшеницы и ржи, картофель, колбаса, яблоки

 

24

Мёд: остерегайтесь подделка!

10.03.

Практическая

Работа № 20.

Мёд под мик

роскопом.

Микроскопы,

лабораторное оборудование Образцы мёда, йод, крахмал, мука

 

25

Кристаллы

17.03.

Осознавать свои интересы и потребности.

Практическая работа № 21. Соль и сахар- игра граней.

Микроскопы,

лабораторное оборудование, соль, сахар, ванилин, лимонная кислота

 

26

Одежда, о чём она может рассказать…

23.03.

Знакомятся с соста

вом волокон

Практическая работа № 22. Изучение волокон одежды под микроскопом

Микроскопы.

Волокна льна, шерсть, вата, коробочки хлопчатника, трикотаж

 

27

Секреты домашней пыли

7.04.

Получают элемен

тарные знания о

составе пыли в

предметах быта, ги

гиене своего тела

Практическая работа № 23. Клещи домовой пыли.

Микроскопы,

Образцы пыли из ковров, паласов, подушек.

 

V. Обобщение (1ч)

 

28

Мир невидимый и интересный

14.04.

Обобщают полу

ченные теретические и практические знания и умения

 

Осознавать свои интересы, извлекать материал, имеющий отношение к своим интересам.

Круглый стол

Фотографии объектов под микроскопом

 

Vi. Творческие отчёты учащихся по их индивидуальным исследованиям (6 ч)

 

29

Анализ информации, собранной в различных источниках информации

21.04.

 

Регулятивные:

Строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; предъявлять презентацию своей работы;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в

форме связи простых

суждений об объекте, его строении, свойствах и

связях.

Коммуникативные:

Сотрудничать с собеседниками

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни

Работа с источ

никами инфор

мации

Источники информации; книги, научные статьи, интернет- источники

 

30

Растения под микроскопом

28.04

Творческие от

чёты- презен

тации.

Творческие отчёты учащихся, презентации

 

 

 

 

 

31

Животные под микроскопом

5.05.

 

32 

Человек в поле зрения микроскопа

12.05.

 

33

Наши друзья и враги: их надо знать в «лицо»

19.05.

 

34

Неживая природа под микроскопом

26.05.

 

VII. Итоговое занятие (1 ч).

 

35

Выставка идей

2.06.

сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов

Коммуникативные:

Сотрудничать с собеседниками/

Регулятивные:

Строить сообщения; предъявлять презентацию своей работы.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками

Конкурс работ учащихся

Выставка газет, моделей, поделок, коллажи

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.