12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бикина Наталья Владимировна5423
Учитель-логопед, воспитатель
Россия, Москва
29

Карточки «Картинная галерея» для обучения и закрепления у детей навыков словообразования притяжательных имен прилагательных

Карточки «Картинная галерея» для обучения и закрепления у детей навыков словообразования притяжательных имен прилагательных.

Пояснительная записка

Актуальность

      При овладении словообразовательными навыками дети с нарушением речи испытывают трудности, характерные как для дошкольников с нормальным речевым развитием, так и специфические. 

    Основных правил словообразования в русском языке сравнительно немного,и поэтому нормально развивающемуся ребёнку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую трудность.

    Имена прилагательные появляются в речи детей позднее других частей речи. Анализ данных полученных при исследованиях показывает, что дети с речевыми нарушениями хуже образовывают притяжательные прилагательные, чем качественные и относительные, хотя значение притяжательности осознается ими раньше других значений.

      С учетом семантики, частотности употребления   и   времени   появления в   онтогенезе Р.И.Лалаева и Н.В.Серебрякова (Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР, 2001г.) предлагают формировать словообразование притяжательных прилагательных в такой последовательности:

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Например: гусиный, мышиный, лосиный.

2. Словообразование с использование суффикса -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.   Например: коровий, лисий, рысий.

3. Словообразование с помощью суффикса -j- с чередование в корне. Например: волчий, заячий, собачий.

    Таким образом, систематизировав теоретический и практический опыт по развитию навыков словообразования притяжательных прилагательных, были разработаны карточки для обучения и закрепления этого навыка.
 

Цель: развивать и закреплять у детей навыки словообразования притяжательных имен прилагательных.

Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас детей;

2. Совершенствовать грамматический строй речи:

- образование и правильное использование притяжательных прилагательных;

- согласование притяжательных имен прилагательных в роде, числе падеже с именами существительными;

- образование существительных с помощью суффиксов -онок-, -ёнок- и использование супплетивизма;

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. Дифференцировать животных и птиц по месту их обитания;

4. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

5. Развивать мелкую моторику.

    Данные карточки адресованы логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Карточками можно воспользоваться, как для изучения нового материала, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.

   В зависимости от целей, задач и организации работы с карточками время их использования варьируется от 5 до 20 минут.

Ожидаемые результаты

У детей выработается навык образования притяжательных прилагательных разной морфологической сложности;

- Дети научатся правильно согласовывать притяжательные прилагательные в роде, числе падеже с именами существительными;

- У детей расширится и обогатится словарный запас по лексическим темам: «Домашние животные», «Животные леса», «Животные и птицы холодных стран», «Животные и птицы теплых стран», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; научатся дифференцировать животных и птиц по месту их обитания;

- Улучшится координация движений пальцев рук и кистей.

Описание карточек «Картинная галерея»

   Карточки авторские, выполнены в программе Microsoft PowerPoint с использованием ресурсов Интернета. Распечатаны на фотобумаге формата А5 и заламинированы. Количество карточек - 50 штук. Карточки двусторонние. На одной стороне изображен контур животного (птицы) и загадки про него. На обороте - изображение животного(птицы) в раме, детеныш этого животного, тень, покров, следы. Лексический материал карточек подобран для отработки разных словообразовательных моделей:

- продуктивный суффикс -ов-;

- продуктивный суффикс -ин-;

- суффикс -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова;

- суффикса -j- с чередование в корне.

Слова для отработки: морж, песец, ёж, енот, крокодил, кенгуру, слон; журавль, лось, мышь, крыса, бобер, лошадь, осёл, коза, лев, утка, петух, индюк, воробей, орёл, лебедь, голубь, гусь, курица, тигр, страус, сова; ворона, пингвин, рысь, тюлень, кабан, лиса, олень, корова, обезьяна, пеликан, жираф, павлин; заяц, волк, белка, кошка, собака, овца, верблюд, носорог, медведь, черепаха.

Использование карточек «Картинная галерея»

    Не секрет, что любая грамматическая категория легче усваивается детьми в мужском роде. Поэтому на одной из сторон изображен контур животного для отработки образования притяжательных прилагательных в мужском роде.

Для большей наглядности использования карточек опишу на примере со словом «лиса».

     Детям предлагается отгадать, чей контур изображен на картинке. Для более интересного обучения, можно загадать загадки, которые также размещены на карточке:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)  

или

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (Лиса)

     - Чей контур мы видим? (Мы видим лисий контур).

     Во время индивидуальной работы ребенку можно предложить обвести контур животного, проговаривая: «Я обвожу лисий контур».

     - Что ты обвёл? Я обвёл лисий контур.

    Ребенок может обводить контур пальчиком, а также фломастером. Так как карточки заламинированы, с них легко всё стирается.

     Можно предложить ребенку заштриховать контур животного с проговариванием. Причём, штриховать можно в разных направлениях и многократно, как было сказано выше, карточки хорошо протираются.

     Работа с оборотной стороной карточек проводится также в игровой форме. Детям можно предложить отправиться в картинную галерею или сказать, что маленькие зверюшки пришли в картинную галерею рассмотреть портреты своих родителей.

    Кроме основной цели, образование притяжательных прилагательных, попутно можно решать и другие задачи, например:

- отработка образования существительных с суффиксами -онок-, -ёнок- (лисёнок);

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лисичка);

- употребление существительных в разных падежах (Лисенок увидел лису, увидел портрет лисы, любуется лисой и т.д.).

    В первую очередь мы закрепляем отработанный навык образования прилагательных в мужском роде. Далее переходим к женскому и среднему родам и множественному числу.

- Чей портрет увидел лисенок? (Лисий портрет).

- Чей детеныш пришел в галерею? (Лисий детеныш).

- Чью тень увидел лисёнок? (Лисью тень).

- Чьё изображение на портрете? (Лисье изображение).

- Чей мех? или Чей покров? (Чьё оперенье? - для птиц) (Лисий мех).

- Чьи следы увидел лисенок? (Лисьи следы).

   Задавая вопросы можно добиться от детей употребление словосочетаний в разных падежных окончаниях. Например:

- Где стоит лисенок (Лисенок стоит у лисьего портрета)

- Куда подошел лисенок? (Лисенок подошел к лисьему портрету)

- Что видит лисенок? (Лисенок видит лисий портрет).

- Чем любуется лисенок? (Лисенок любуется лисьим портретом)

- О чём лисенок думает (расскажет)? (Лисенок расскажет о лисьем портрете).

      Карточки можно использовать и на дифференциацию животных и птиц, животных и птиц по месту обитания (домашние и дикие леса и т.д.).

     Если распечатать в двойном экземпляре только оборотную сторону карточек. Один экземпляр разрезать, то можно использовать их как настольную игру «Лото», где дети подбирают тень, покров, следы животных и птиц.

Изображение карточек со словами: олень, рысь, медведь, мышь, крыса, енот, лиса, волк, бобер.

Изображение карточек со словами: ёж, лось, кабан, заяц, осёл, лошадь, белка, собака, кошка.

Изображение карточек со словами: овца, корова, коза, песец, морж, тюлень, сова, пингвин, воробей.

Изображение карточек со словами: страус, пеликан, павлин, орёл, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр.

Изображение карточек со словами: петух, индюк, гусь, курица, лебедь, журавль, утка, ворона, голубь.

Изображение карточек со словами: жираф, крокодил, верблюд, слон, черепаха.

Спасибо за внимание!

Источники ресурсов Интернет (загадки):

https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-zhivotnyh/

http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-zhivotnyh.html

https://irinazaytseva.ru/zagadki-pro-zhivotnyx.html

http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detej-70-luchshix.html

http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-enot/

http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1231-detyam-zagadki-pro-zhivotnykh-krysa.html

https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-dikikh-zhivotnykh-zemli/zagadki-pro-nosoroga.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Бикина Наталья Владимировна, 14.08.18 в 22:47 1Ответить Пожаловаться
Иринка, очень рада, что тебе понравилось!
Исаева Эльвира Габдразаковна, 22.02.19 в 13:00 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! Образование притяжательных действительно затруднительно для детей с ОНР, попробуем воспользоваться вашими, Наталья Владимировна, карточками.
Бикина Наталья Владимировна, 22.02.19 в 20:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Эльвира Габдразаковна! Буду рада, если мой труд поможет Вам в работе с детками.
Дениченко Наталья Сергеевна, 23.03.20 в 16:02 0Ответить Пожаловаться
Методически обоснованная работа, Наталья Владимировна.
Бикина Наталья Владимировна, 23.03.20 в 16:05 0Ответить Пожаловаться
Наталья Сергеевна, спасибо за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.