Картотека игр на развитие мышления для детей (3-15 лет)

3
0
Материал опубликован 10 July 2023

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)






Контролируемая самостоятельная работа:

Картотека игр на развитие мышления для детей

(3-15 лет)







Обучающейся(гося) 1 курса

№ учебной группы 1-16/1

Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Пономарева Анна Николаевна







Санкт-Петербург 2023 год

1



Название

«Новоселье у матрешек»

Возраст

5-6 лет

Цель

Учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Время проведения

10-15 минут

Оборудование

Фигурки матрешек и игрушечный дом для них

Инструкция

Педагог объясняет детям суть игры

Ход игры

Педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.



№ 2


Название

«Разложи предметы»

Возраст

5-6 лет

Цель

Развитие мышления у ребенка

Время проведения

5-10 минут

Оборудование

Набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Инструкция

Педагог объясняет детям суть и ход игры

Ход игры

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».



№ 3


Название

«Будь внимательным»

Возраст

5-10 лет

Цель

Развитие логического мышления

Инструкция

Педагогу необходимо объяснить детям суть игры

Ход игры

Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.






№ 4


Название

«Что тяжелее?»

Возраст

5-10 лет

Цель

Учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Время проведения

10-15 минут

Оборудование

Набор карточек с изображениями одежды.

Инструкция

Предварительно педагог раскладывет карточки

Ход игры

Набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее и осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.



№ 5


Название

«Подбери пару к слову»

Возраст

5-10 лет

Цель

Развитие внимания, мышления и речи.

Время проведения

10-20 минут

Оборудование

Мяч.

Инструкция

Педагог перед началом игры объясняет правила

Ход игры

Родитель бросает мяч ребенку и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».






№ 6


Название

«Найди лишнюю картинку».

Возраст

7-9 лет

Цель

Развитие логического мышления

Время проведения

10-15 минут

Оборудование

Карточки с картинками

Вопросы для обсуждения

«Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Инструкция

Педагог раскладывает карточки заранее и объясняет детям суть игры

Ход игры

Педагог подбирает серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.


Затем педагог раскладывает перед ребенком первые четыре картинки и предлагает ему лишнюю убрать. Педагог спрашивает: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»


В ходе игры педагог должен понять, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.


Если педагог видит, что-то ребенку трудно достается эта операция, то педагогу следует терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.








№ 7


Название

«Звенит колокольчик»

Возраст

3-5 лет

Цель

Продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

Время проведения

10-20 минут

Оборудование

Колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.

Вопросы для обсуждения

«Как ты думаешь/ как тебе кажется какой из колокольчиков ложный?»

Инструкция

Педагог объясняет суть игры и устанавливает колокольчик на подставке высоко на стене

Ход игры

Веревочка, привязанная к язычку, доступна для ребенка, но на самом колокольчике есть две "ложные" веревки на подставке.

Таким образом, ребенок не сможет снять колокольчик. Следовательно педагог учит детей искать и находить правильную веревку, чтобы звонить в колокольчик. Он объясняет им, что каждая веревка уникальна и звонок будет звучать по-разному. Дети усердно ищут и находят веревки с нужной нотой. Так они учатся быть внимательными, терпеливыми и находчивыми. Их гордость неописуема, когда они наконец-то делают нужный звонок. Контекст важен для понимания текста. Без него он теряет свою ценность и может нести неверную информацию.





№ 8



Название

«Что это такое?»

Возраст

7-9 лет

Цель

Учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Время проведения

10-20 минут

Вопросы для обсуждения

Что сначала? Что потом? Подумай, разложи. Какая картинка первая? Верно, неверно.

Инструкция

Перед началом игры педагог объясняет ее суть и правила.

Ход игры

Педагог говорит детям, чтобы они встали в круг и попытались придумать, на что похож предмет, лежащий на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Дети отвечают по очереди на вопросы педагога, который придумал предмет, затем он сам называет предмет. Также отвечает ребёнок, которому педагог подаст мяч. Ребёнок ловит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор. Шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на 4 круга другого цвета, или на полоску.







№ 9


Название

«Определяем понятия»

Возраст

10-15 лет

Цель

Развитие словесно-логического мышления:

Время проведения

10-20 минут

Вопросы для обсуждения

«Знаешь ли ты это слово?»

«Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Инструкция

Педагог объясняет суть упражнения

Ход игры

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:


 Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;


 Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой


 Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трусПедагог просит ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».


Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, педагогу следует убедится в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»


Педагог должен помогать ребенку давать определения каждого слова, задавать наводящие вопросы, но всегда сначала давать ему возможность ответить самому.



№ 10


Название

«Определяем понятия»

Возраст

10-15 лет

Цель

Развитие логического мышления и смысловой памяти.

Время проведения

10-20 минут

Вопросы для обсуждения

«Как ты думаешь по какому признаку это слово подходит к слову…?»


Инструкция

Педагог объясняет суть упражнения

Ход игры

Подобрать -слова признаки по каждому слову


Игра (какая?)- интересная;


Снег (какой)- пушистый;


Вода (какая?) -холодная;


Луна (какая?)- круглая;


Дым (какой?) - густой);


День (какой)- солнечный;


Трава –


Крик-…


Стол -..


Окно -..


Дом -…


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.