Картотека игр на развитие мышления для детей (3-15 лет)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Контролируемая самостоятельная работа:
Картотека игр на развитие мышления для детей
(3-15 лет)
Обучающейся(гося) 1 курса
№ учебной группы 1-16/1
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Пономарева Анна Николаевна
Санкт-Петербург 2023 год
№ 1
Название | «Новоселье у матрешек» |
Возраст | 5-6 лет |
Цель | Учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак. |
Время проведения | 10-15 минут |
Оборудование | Фигурки матрешек и игрушечный дом для них |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть игры |
Ход игры | Педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры. |
№ 2
Название | «Разложи предметы» |
Возраст | 5-6 лет |
Цель | Развитие мышления у ребенка |
Время проведения | 5-10 минут |
Оборудование | Набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки. |
Инструкция | Педагог объясняет детям суть и ход игры |
Ход игры | Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые». |
№ 3
Название | «Будь внимательным» |
Возраст | 5-10 лет |
Цель | Развитие логического мышления |
Инструкция | Педагогу необходимо объяснить детям суть игры |
Ход игры | Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов. |
№ 4
Название | «Что тяжелее?» |
Возраст | 5-10 лет |
Цель | Учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. |
Время проведения | 10-15 минут |
Оборудование | Набор карточек с изображениями одежды. |
Инструкция | Предварительно педагог раскладывет карточки |
Ход игры | Набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее и осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д. |
№ 5
Название | «Подбери пару к слову» |
Возраст | 5-10 лет |
Цель | Развитие внимания, мышления и речи. |
Время проведения | 10-20 минут |
Оборудование | Мяч. |
Инструкция | Педагог перед началом игры объясняет правила |
Ход игры | Родитель бросает мяч ребенку и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла». |
№ 6
Название | «Найди лишнюю картинку». |
Возраст | 7-9 лет |
Цель | Развитие логического мышления |
Время проведения | 10-15 минут |
Оборудование | Карточки с картинками |
Вопросы для обсуждения | «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?» |
Инструкция | Педагог раскладывает карточки заранее и объясняет детям суть игры |
Ход игры | Педагог подбирает серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. Затем педагог раскладывает перед ребенком первые четыре картинки и предлагает ему лишнюю убрать. Педагог спрашивает: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?» В ходе игры педагог должен понять, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы. Если педагог видит, что-то ребенку трудно достается эта операция, то педагогу следует терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания. |
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
Название | «Определяем понятия» |
Возраст | 10-15 лет |
Цель | Развитие логического мышления и смысловой памяти. |
Время проведения | 10-20 минут |
Вопросы для обсуждения | «Как ты думаешь по какому признаку это слово подходит к слову…?» |
Инструкция | Педагог объясняет суть упражнения |
Ход игры | Подобрать -слова признаки по каждому слову
Игра (какая?)- интересная; Снег (какой)- пушистый; Вода (какая?) -холодная; Луна (какая?)- круглая; Дым (какой?) - густой); День (какой)- солнечный; Трава – Крик-… Стол -.. Окно -.. Дом -… |