12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Некрасова СМ149
учитель химии и физики
Россия, Архангельская обл., Онега

«Кейс-метод. Создание кейсов для активизации исследовательской и проектной деятельности учащихся с использованием веб-сервисов»


Некрасова Светлана Марьяновна


учитель химии, физики, астрономии МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина», dgyzi.ru@yandex.ru


Уникальность материала заключается в возможности его применения для любой научной области, независимо от возраста и уровня подготовки школьников.

Проблемно-ситуативное обучение является одной из инновационных форм эффективных образовательных технологий [1, с. 121]. Основная цель кейс-метода — использование интернет-коммуникаций для интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения. Метод особенно актуален в новых реалиях, позволяет педагогу устанавливать связь с обучающимися дистанционным путем.

Кейсовый метод обучения заключается в усвоении знаний и формировании практических умений в процессе самостоятельной работы учащихся. При решении появившихся противоречий школьники овладевают умениями, навыками, специальными знаниями, осуществляется совершенствование их мыслительной деятельности.

Проблемно-ситуационный анализ основывается на обучении при решении определенных задач (кейсов). Педагог создает проблемную ситуацию на событиях, с которыми ребенок сталкивается в обычной жизни. Вместе с наставником ученик ищет вариант решения проблемы. Новые знания ребенок получает в процессе такой совместной деятельности, пользуясь определенным алгоритмом. Акцент в работе учитель делает не на выдачу готовых знаний, а на самостоятельную деятельность ребенка, сам выступает в роли наставника (тьютора).


Кейс состоит из реальной задачи, которую предстоит решать школьникам. Материал готовится по определенному формату, способствует обучению школьников возможности анализировать разнообразные виды информации, обобщать сведения, формулировать проблему, продумывать алгоритмы ее решения (в зависимости от учебной дисциплины) [3].


Основные преимущества: возможность видеть проблемы; понимать и применять концепции; анализировать конкретные ситуации; оценивать альтернативные варианты решения проблем; подбирать лучший вариант; составлять алгоритм его реализации стимулировать мотивацию; совершенствовать коммуникационные умения и навыки.

Для активизации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно составлять следующие виды кейсов: печатные (содержат таблицы, диаграммы, графики), мультимедиа, видео (аудио, видео материалы).

Из различных методов кейс-технологий для исследований и проектов подойдут: разбор деловой корреспонденции, игровое проектирование, ролевые ситуации, научные дискуссии, метод инцидентов.

Основной целью метода инцидентов является поиск обучающимися информации, ее обработка, систематизация. Акцент уделяется анализу научных фактов, получению необходимой информации по проблеме исследования.

При выборе метода разбора корреспонденции ребята приобретают навыки работы с информацией, учатся собирать ее в определенные разделы, документы, папки.

Игровое проектирование в кейс-технологии подходит для создания коллективных и индивидуальных проектов, способствует развитию навыков коллективной деятельности.

Метод дискуссии необходим для развития навыков аргументации личной позиции, формирования умения вести конструктивный диалог.

На первом этапе работы с кейсом осуществляется осмысление предлагаемой проблемы на основе жизненного опыта школьника. Далее подбирается комплекс знаний, необходимых для решения этой проблемы. Затем создается модель действий (алгоритм), позволяющих решить поставленную проблему.

В рамках работы над кейсом учащийся знакомится с особенностями ситуации, ее отличительными параметрами. После выявления проблемы, он анализирует одно (или несколько) решений. Продумав механизм и алгоритм действий, доказать правильность выбора, приступает к практической части.

Педагог разрабатывает кейс либо подбирает готовый материал, знакомит учеников с проблемой, обосновывает систему оценивания, указывает сроки решение кейса. Затем осуществляет контроль за деятельностью обучающегося, рассматривает готовый материал, анализирует его качество.

Для того чтобы кейс в полной мере способствовал развитию мотивации к исследовательской и проектной деятельности у школьников, можно пользоваться разнообразные веб-ресурсами: виртуальными лабораториями, теоретическими сведениями, анимационными эффектами.

Например, в кейсе по физике на тему «Давление» можно предложить ребятам ответить на вопрос следующего плана: может ли современная медицина развиваться без такой физический величины как давление? Для помощи в работе ребенку, педагог может дополнительно отправить ребенку в кейсе несколько направляющих вопросов:

1. Почему человек в условиях высокогорья чувствует недомогание?

2. Какие отклонения в самочувствии часто ощущают люди в условиях высокогорья? Как с точки зрения медицины и физических процессов можно объяснить причины ухудшения самочувствия?

3. Действие каких медицинских приборов обусловлено воздействием давления на организм человека?

4. Можно ли исключить использование приборов в медицинской практике?

Для того чтобы ребенок смог решить кейс, педагог предлагает полезные ресурсы с теоретическими материалами.

Среди многочисленных веб-ресурсов, доступных для использования, выделим следующие варианты:

https://quizizz.com/ (составление игр и викторин), возможности организации соревнований для нескольких школьников

https://kahoot.com/ (составление викторин)

https://www.triventy.com/ (не только учитель, но и ребята могут составлять викторины)

https://www.flippity.net/ (создание интерактивных упражнений и заданий)

https://www.classtime.com/ru/ ( инструмент для учителей, помогающий мгновенно оценить прогресс класса и каждого ученика индивидуально)

https://infogram.com/ (понятный инструмент визуализации, который позволяет быстро создавать красивый контент)

https://www.canva.com/ru_ru/ (можно пригласить участников кейса, назначить им права доступа и создавать оригинальный дизайн)

https://screencast-o-matic.com/ (Простые и понятные инструменты для создания видео)

https://edpuzzle.com/ (создание интерактивных материалов с добавлением открытых вопросов, аудио файлов)

https://www.xmind.net/ (инструмент для генерации идей, вдохновения на творчество, обеспечивает эффективность кв работе над кейсами)

https://padlet.com/ (инструмент для создания досок, документов и веб-страниц кейса, которые будет интересно читать и совершенствовать всей командой)

https://goformative.com/ (контроль за выполнением кейса учеником в режиме онлайн, предполагается обратная связь)

Благодаря применению кейс-технологий педагог в полном объеме реализует технологию проблемного обучения [2, с. 245]. Школьники, создавая кейсы с помощью веб-ресурсов, повышают свои коммуникативные навыки, осознают значимость проектной и исследовательской деятельности.


Список литературы

1. Даутова О.Б., Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей /О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; подред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с.


2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1./Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.


3. Устинова Т.Б., Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа, (Электронный ресурс):-festival.1september.ru/articles/512028/.






Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.