Урок химии в 9 классе на тему «Классификация химических реакций»
Технологическая карта урока химии
Предмет, класс, дата | Химия, 9 класс | |
Тема урока, № урока | Урок №8 по теме: «Классификация химических реакций» | |
Тип урока | Усвоения новых знаний | |
Цель урока | Изучить классификацию химических реакций; Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации. | |
Задачи урока | Обучающие | Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. |
Развивающие | Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление. | |
Воспитательные | Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости. | |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками | |
Предметные | Знать: классификацию химических реакций по разнообразным признакам. Определение окислителя и восстановителя. Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная. | |
Образовательные технологии | технология оценивания учебных успехов; технология проблемного диалога; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология педагогического сотрудничества; здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза) | |
Методы обучения | метод проблемного изложения; репродуктивный иллюстративный метод; эвристический метод; поисковый метод; метод анализа и синтеза. | |
Методы познавания | Самопознания | |
Оборудование, средства обучения | учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку; лабораторное оборудование – пробирки; спиртовка, спички, газоотводная трубочка, химический стакан, ложечка, штатив для пробирок; химические вещества – пероксид водорода, оксид марганца (IV), серная кислота, хлорид бария, цинк, соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия. | |
Основные виды деятельности | лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу | |
Здоровьесбережение обучающихся | Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | | Настрой на работу Слушание учителя | Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения |
Постановка цели и задач урока. Мотивационно - целевой | Эти явления знаете вы В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления? Фронтальная беседа: А что такое химическая реакция? Каковы признаки химических реакций? Каковы условия возникновения химических реакций? Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация? Так как же звучит тема нашего урока? Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? | Отвечают на вопрос. Ответ: Химические реакции. Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций. Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций. Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод | Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: регулятивные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. |
Актуализация знаний учащихся | 1) Работа у доски: дописать уравнения реакции Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2 AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓ Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O Cu(OH)2 = CuO+ H2O 2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O 2H2 + O2 = 2H2O CaO +H2O = Ca(OH)2 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑ Фронтальная беседа (работа с классом): А что такое химическая реакция? Каковы признаки химических реакций? Каковы условия возникновения химических реакций? Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация? Так как же звучит тема нашего урока? | Работа у доски 2-х учащихся. Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций. Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций. Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы. Ответ: Классификация химических реакций. | |
Первичное усвоение новых знаний | Учитель: Откройте учебники на стр. 30-32. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций». Самостоятельную работу с текстом учебника вы проведите в форме кластера. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции Соединение; Разложение; Замещение; Обмен. По тепловому эффекту Экзотермические (+ Q). Эндотермические (-Q). По признаку обратимости Обратимые реакции – протекают одновременно в двух противоположных направлениях Необратимые реакции – протекают только в одном направлении По агрегатному состоянию веществ Гетерогенные реакции – протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т). Гомогенные реакции – протекают между веществами в однородной. По наличию катализатора Каталитические. Некаталитические По изменению степеней окисления химических элементов Окислительно-восстановительные. Не окислительно-восстановительные. (С. О. – const) | Слушание учителя Поиск и обработка информации из разных источников. Творческая работа: в тетрадях составляют кластер | Личностные результаты 1.Стремится к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-неметалл - самый сильный окислитель:VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F.) 2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В.) 3). Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr.) 4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы, 2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О.) 5). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.) 6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.) | Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
Первичное усвоение новых знаний | Класс разделен на 3 группы, задания напечатаны в рабочих листах. Инструктаж по технике безопасности. 1 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции) Оборудование: химический стакан, пробирка. Вещества: цинк, соляная кислота, карбонат натрия, соляная кислота. Выполнение работы: На дно пробирки поместите 2 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку). 2 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся ко второму и третьему признаку классификации (обратимость и тепловой эффект) Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, Вещества: раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты. Выполнение работы: В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и столько же раствора серной кислоты. Что вы ощущаете прикасаясь к пробирке? Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку). 3 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся к четвертому признаку классификации (изменение степеней окисления элементов в молекулах реагирующих веществ) и Оборудование: штатив с пробирками. Вещества: раствор серной кислоты, раствор иодида калия, 3% раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV). Выполнение работы: В пробирку налейте немного раствора иодида калия и подкислите его серной кислотой. Прибавьте 3% раствор пероксида водорода. Налейте полученный раствор в пробирку с крахмалом. Что наблюдаете? В пробирку налейте 2 мл 3% раствора пероксида водорода и насыпьте немного оксид марганца (IV). Что наблюдаете? Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (расставьте степени окисления атомов, классифицируйте реакции по заданному признаку). | Слушание учителя. Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Первичная проверка понимания | - Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы. - Какие из них нам удалось решить? Самостоятельная работа по вариантам Закрепление знаний. 1. Самостоятельная работа - Дайте характеристику следующим реакциям: 1 вариант: C (тв.) + 2Н2 ↔ СН4 +Q 2 вариант: 2 HgO(тв.) =2Hg (ж.) + О2(г.) – Q 2. Работа с одаренными детьми - ученик проходит электронное тестирование 3. Тестовая работа « Классификация химических реакций» - подготовка к ОГЭ. Вариант 1. 1. К реакциям соединения относится: а) горение фосфора в) реакция между медью и раствором азотной кислоты б) реакция между калием и водой г) реакция между мелом и соляной кислотой 2. Верно утверждение, что реакция нейтрализации – это реакция: а) окислительно-восстановительная; б) обмена; в) всегда обратимая; г) каталитическая. 3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится: а) горение; б) кипение в) возгонка; г) плавление 4. Необратимой является реакция: а) разложения угольной кислоты; б) получения сернистой кислоты из оксида серы(IV) и воды; в) разложения гидроксида меди (П); г) получения аммиака из простых веществ. 5. К реакциям ионного обмена относится реакция между: а) раствором гидроксида калия и соляной кислотой; б) магнием и серой; в) цинком и соляной кислотой; г) раствором хлорида меди (II) и железом. Вариант 2. 1. Гомогенной является реакция: а) горение фосфора б) реакция между оксидом фосфора (V) и водой в) окисление оксида азота (II) кислородом г) реакция между мелом и соляной кислотой 2. Верно утверждение, что реакция: Zn + 2 HCl = ZnCl2 + Н2 а) окислительно-восстановительная; б) обмена; в) обратимая; г) каталитическая. 3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции не относится: а) горение магния; б) ржавление железа в) кипение воды; г) разложение карбоната кальция 4. Сокращённому ионному уравнению реакции Ва2+ +СО3 2- =ВаСО3 соответствует взаимодействие между: а) оксидом бария и угольной кислотой в) гидроксидом бария и карбонатом кальция б) хлоридом бария и карбонатом натрия г) барием и карбонатом калия 5. К реакциям ионного обмена относится реакция между: а) натрием и водой; б) железом и серой; в) магнием и соляной кислотой; г) раствором хлорида бария и раствором сульфата натрия. Ключи: I вариант: 1-а; 2-б; 3-а; 4-в; 5-а; II вариант: 1-в; 2-1; 3-в; 4-; 5-а; Критерии, оценки (на доске) «5»-нет ошибок «4»- одна ошибка «3»-две ошибки Более двух ошибок Вам стоит постараться 3) Выступление учащихся с творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (видеофрагмент), «Типы химических реакций», «Значение химических реакций», «Оловянная чума». | Фронтальная работа Оценивают и корректируют свои знания. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия. | Составьте синквейн по теме урока. «Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии. Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. | Самооценивание Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Составляют с | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | П.5 изучить, с.30-32,№2,3. По выбору: 1.Работа с КИМами ОГЭ. 2. Работа с компьютером (ЦОР). Продвинутая группа: Работа с одаренными обучающимися – расчетная задача повышенного уровня сложности. Сообщения на тему: «Химические реакции в нашей жизни». | Запись домашнего задания | |
Приложение 1. Кластер «Явления»
Явления
Физические
Химические
Химические реакции
Исходные вещества Продукты реакций
Типы химических реакций
1) Реакция разложения
АВ=А+В
Пример
2) Реакция соединения
А+В=АВ
Пример
3) Реакция замещения
А+ВС=АС+В
Пример
4) Реакция обмена
АВ+СД=АД+ВС
Пример
Приложение 2. Синквейн «Типы химических реакций»
1. Реакция
2. Экзотермическая, эндотермическая
3. Изучили, повторили, закрепили
4. Без химических реакций невозможна жизнь
5. Явление