Классный час на тему «Что такое толерантность?»
Классный час «Что такое толерантность?»
(план-конспект)
Составитель: Новикова Ольга Павловна, методист МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Цели:
познакомить участников игры с понятие «толерантность»;
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности;
научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
Приветствие ребят
- Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече сегодня. Тема нашего классного часа определена, исходя из проблем современного общества в целом и нашего коллектива в частности. А о чем мы будем говорить, скажу позже.
Просмотр мультфильма про толерантность (Приложение 1)
- Предлагаю вам посмотреть мультфильм. В ходе просмотра подумайте, какую мысль хотели передать авторы вам, как зрителям.
Обсуждение
- Итак, как вы думаете, какую мысль хотели сообщить авторы мультфильма аудитории? (Ответы детей).
Объявление темы
- Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
- В русском языке существуют два слова со сходным значением- толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
- Все люди разные, но в этом и заключается главная ценность жизни – быть индивидуальностью, личностью, ни на кого не похожим и оттого особенным человеком.
Упражнение с ладошками
Каждому учащемуся необходимо обвести свою ладонь и на каждом пальце записать какое-либо свое качество, способность или талант, которым он обладает и отличается от других. Затем педагог собирает ладошки и зачитывает перечень качеств с ладошек, а ребята должны попытаться угадать, о ком идет речь.
- Каждый человек обладает неповторимыми качествами, которые делают его уникальным. Но есть что-то, что объединяет нас, делает равными между собой в правах и обязанностях, требует уважения для каждого из нас.
Упражнение «Чем мы похожи»
Педагог приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Педагог предлагает ребятам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
- Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Упражнение «Какой мой путь?»
Ребятам нужно распределить слова в две колонки, где в I колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т.д. | Непонимание Игнорирование Эгоизм и т.д. |
Обсуждение результатов работы.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Ребятам предлагается создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 2 минуты) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.
Подведение итогов
– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
Список литературы
1. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение/Г. В. Безюлева,
Г. М. Шеламова. — М.: Вербум-М, 2003.
2. Великородная, В. А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию/В. А. Великородная. – М.: Вако, 2006.
3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
4. Роюков, М. И. Воспитание толерантности/М. И. Роюков. — М.: Просвещение, 2001.