12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Махоркина Елена Александровна26

Коллективные и групповые способы обучения.

Учитель начальных классов

Махоркина Елена Александровна

МБДОУ СОШ №1

Г. Аксай

Ростовской области

План.

Введение

Коллективные и групповые способы обучения.

1). Историческая справка

2). Актуальность коллективных способов обучения.

3). Методика коллективных способов обучения.

4). Групповые технологии.

5). Сравнение коллективных и групповых способов обучения.

3. Заключение.


ВСТУПЛЕНИЕ.

В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.

Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?

Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета. Всё обучение идёт на уроке.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

- впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;

- была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:

- впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.

К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.


АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:

- противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.

Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:

- между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;

- между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:

- между воспитанием и обучением.

На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.


МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

- наличие сменных пар учащихся;

- их взаимообучение;

- взаимоконтроль;

- взаимоуправление;

Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.

При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

- изучение текстового материала по любому учебному предмету;

- взаимопередача текстов;

- взаимообмен заданиями;

- решение задач и примеров по учебнику;

- взаимные диктанты;

- разучивание стихотворений в сменных парах;

- выполнение упражнений в парах;

- работа по вопросникам.


ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.

Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.

Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.

Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.

В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.

При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.

Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.




ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:

- классно-урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- дидактические игры;

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

- реализация принципа деятельности;

- формирование мотивации учения и обучения;

- всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;

- психологический комфорт в учебном коллективе;

- единство воспитания и обучения;

- реализация субъект – субъектных отношений.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.


ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.


- приобщение к важным навыкам жизни;

- действенное общение;

- умение слушать;

- умение стать на точку зрения другого;

- умение разрешать конфликты;

- умение работать сообща для достижения обще цели;

- улучшается успеваемость;

- воспитывается самоуважение;

- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

- появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

- учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.


ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:


- обучение партнёров (в парах);

- группа, сидящая вместе;

- маленькая команда;

- задания для всего класса.


ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.


Установить правила и обучить им:

- нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;

- нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;

- правил должно быть не более 5;

- правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;

- правила должны быть написаны на видном месте;

- правила должны выполняться всеми участниками игры;

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА:

- объединитесь по группам быстро и тихо;

- принесите необходимые материалы;

- говорите тихо;

- слушайте, когда кто-то говорит;

- знайте своё задание;

- оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;

2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.


Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.

РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.

Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.


ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:

- учиться правилам;

- учиться навыкам групповой работы;

- создать общность;

- учиться ответственности;

- взаимное соответствие группового обучения и задания.


ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

- движение учителя;

- внимание и одобрение (обратная связь);

- активное включение учеников в работу;

- мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);

- установление жёстких правил;

- образцовое поведение учителя;

- нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;

Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.


СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:

ГСО КСО

О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:

- чёткость, упорядоченность; - отсутствует;

- говорит один; - говорят все;

- общение учащихся отсутствует; - общаются все;

- молчание; - рабочий шум;

- постоянное рабочее место; - смена;

Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:

- обучат педагог – профессионал; - обучают ученики;

- весь материал сразу и для всех; - разные темы и материал;

- мало самостоятельности; - полная самостоятельность;

- сотрудничество отсутствует; - сотрудничество – основа обучения;

- усвоение и применение разнесены; - максимально приближены;

Р А З В И В А Ю Щ И Е:

- ученик – объект; - ученик – субъект + объект;

- уравниловка, усреднение способности детей; - в соответствии с индивидуальными способностями;

- систематический характер обучения; - спонтанный характер;

- не учатся выступать; - учатся выступать, рассуждают, доказывают;

- не умеют объяснять; - развивают педагогические способности;

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:

- каждый работает на себя; - на себя и на других;

- отношения не коллективистские; - отношения ответственной зависимости

(коллективистские);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава. На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам. Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.

Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.

Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:

- методика поабзацной проработки текста;

- методика взаимообмена заданиями;

- и взаимопередача тем; и др.

Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.

Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:

- работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;

- работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.

Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы. Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.

Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».

Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам. Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу. Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.

При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.