Статья «Комплексная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ - как один из факторов воспитательной среды»

1
0
Материал опубликован 19 June 2022


Воспитательная среда учебных заведений начального

и среднего образования в рамках современных ФГОС








«Комплексная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ - как один из факторов воспитательной среды»


t1655624392aa.png

Автор: Кунщикова Н.А.,

учитель-дефектолог,

высшая категория

КОУ «РШООВЗ»









ВВЕДЕНИЕ


С  введением нового Стандарта образования выдвигаются новые задачи образования, а именно по созданию условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В условиях происходящей модернизации российского образования вопросы организации деятельности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья приобретают все большую актуальность.

Сегодня неотъемлемой целью деятельности любой образовательной организации становится создание условий для реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, получение качественного и доступного образования в соответствии с его особенностями и потенциальными возможностями. Государственная политика Российской Федерации в области образования, введение ФГОС гарантирует профессиональную помощь и поддержку каждому ребенку, независимо от уровня его развития, состояния здоровья и возможностей его семьи. В настоящее время педагогам приходится работать с разными категориями детей, поэтому необходимо уметь гибко и профессионально взаимодействовать с каждым участником образовательного процесса.

В связи с этим востребованной становится сфера психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды как интеграции педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно- развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.

Главным итогом деятельности является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы, становление личности ребенка, адаптация детей всех ступеней обучения к быстро меняющейся жизни.


1 часть. Научное основание и актуальность


Современная наука и практика, а также новые требования в соответствии ФГОС по созданию специальных условий для воспитательного процесса, убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Научное основание по данному направлению составляют исследования ИКП РАО (Л.Б. Баряева, Н.М. Назарова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, С.Л. Хорош, Н.Д. Шматко, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицина и др.); работы, посвященные технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития ребёнка (Е.И. Казакова, В.А. Иванников, Л.М. Шипицина). Экспериментальная деятельность основывалась также на результатах исследования особенностей познавательной деятельности и социального развития в целом детей с нарушением интеллектуального развития (В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова, Л.Б.Баряева, В.В. Воронкова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, А. Зарин, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова, А.Н.Смирнова и др.).


Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. 

Помощь обучающимся с ОВЗ должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ возможен только при организации системы особо организованного психолого-педагогического сопровождения.

Это довольно  сложный  процесс   взаимодействия,  в  ходе  которого  ребенок овладевает  своей  деятельностью и поведением,  формируется  готовность к жизненному самоопределению, которое  включает  личностные, социальные и  профессиональные  аспекты.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Сегодня проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка к социальной реальности, его способность к самореализации в современном обществе.

  Целью психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание комплексной  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.) в условиях современного общества.

Актуальность выбранной темы очевидна, так как все выше изложенное позволяет выстроить определенную систему психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

4) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения  т.е. на всех ступенях образования.


Подводя итоги необходимо отметить, что широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования и воспитания. Расширение представлений о целях воспитания, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения. 


2 часть. Задачи и ожидаемые результаты


Достижение данной поставленной цели предполагается через реализацию следующих задач:

создать условия для методической и экспериментальной работы, повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ;

разработать проекты (программы), направленные на коррекцию и развитие психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, на формирование компетентностного опыта обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

внедрять новые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ;

проектировать и создавать систему социальной коммуникации и возможности участия обучающихся в жизни школы, города, совместной творческой деятельности в классе или группе;

способствовать вовлечению в деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ всех участников образовательного процесса;

оказывать консультативную и методическую помощь, повышать уровень информационной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социальной реабилитации и адаптации обучающихся с ОВЗ.

способствовать совместному сотрудничеству с социальными партнерами города.


Ожидаемые результаты для обучающихся с ОВЗ:

повышение мотивации, творческой активности, развитие коммуникативных навыков;

развитие способности работать в группе, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы;

коррекция психофизического развития, речевых нарушений;

расширение знаний о социуме, формирование социальной коммуникации;

приобретение обучающимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.

Ожидаемые результаты для педагога:

повышение уровня профессиональной компетенции в работе с детьми с ОВЗ;

приобретение опыта проектирования педагогической деятельности;

разработка и систематизация методических, диагностических материалов;

разработка рекомендаций специалистами по коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ;

внедрение в образовательный процесс современных коррекционных технологий;

участие в работе всероссийских, региональных и городских методических семинарах, вебинарах, конференциях;

создание инновационных моделей социального партнерства в работе по оптимизации образовательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирование личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в современных условиях.

Ожидаемые результаты для родителей (законных представителей):

взаимодействие с педагогами в процессе обучения и воспитания, заинтересованность в «обратной связи»;

приобретение родительского опыта в воспитании и развитии детей с ОВЗ и адекватного восприятия его возможностей и способностей.

Ожидаемые результаты для школы в целом:

создание условий, обеспечивающих создание благоприятной коррекционно-развивающей среды;

создание системы комплексной психолого – педагогической и медико-социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям (законным представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей;

совершенствование деятельности по ресурсному обеспечению и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ.


3 часть. Примерные направления деятельности


Внедрение в образовательный процесс современных коррекционно – развивающих технологий

Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных проектов (программ) коррекционно-развивающей направленности

Проведение внеклассных мероприятий коррекционно-развивающей направленности

Взаимодействие с социальными партнёрами

Оборудование кабинетов для создания условий коррекционно – развивающей среды

Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса в области коррекционно-развивающей деятельности

Осуществление курсовой подготовки учителей в области коррекционно-развивающих технологий

Распространение и обогащение опыта педагогических работников

Совершенствование работы с родителями (законными представителями)

Совершенствование методической деятельности педагога








Список литературы

Акатов Л.И. Социальная реабилитация обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Грибанова Г. В., Психолого-медико-педагогическая комиссия: Методические рекомендации по организации деятельности. – http://soz.59311s017.edusite.ru/p1aa1.html

Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. 2014 г.

Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2016.

Основы коррекционной педагогики / Под ред. А.Д.Гонеева, Н.И.Лифинцевой. – Москва: Академия. – 1999.

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология.- 2010. - № 1

Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации