Статья «Комплексная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ - как один из факторов воспитательной среды»
Воспитательная среда учебных заведений начального
и среднего образования в рамках современных ФГОС
«Комплексная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ - как один из факторов воспитательной среды»
Автор: Кунщикова Н.А.,
учитель-дефектолог,
высшая категория
КОУ «РШООВЗ»
ВВЕДЕНИЕ
С введением нового Стандарта образования выдвигаются новые задачи образования, а именно по созданию условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В условиях происходящей модернизации российского образования вопросы организации деятельности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья приобретают все большую актуальность.
Сегодня неотъемлемой целью деятельности любой образовательной организации становится создание условий для реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, получение качественного и доступного образования в соответствии с его особенностями и потенциальными возможностями. Государственная политика Российской Федерации в области образования, введение ФГОС гарантирует профессиональную помощь и поддержку каждому ребенку, независимо от уровня его развития, состояния здоровья и возможностей его семьи. В настоящее время педагогам приходится работать с разными категориями детей, поэтому необходимо уметь гибко и профессионально взаимодействовать с каждым участником образовательного процесса.
В связи с этим востребованной становится сфера психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды как интеграции педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно- развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.
Главным итогом деятельности является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы, становление личности ребенка, адаптация детей всех ступеней обучения к быстро меняющейся жизни.
1 часть. Научное основание и актуальность
Современная наука и практика, а также новые требования в соответствии ФГОС по созданию специальных условий для воспитательного процесса, убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научное основание по данному направлению составляют исследования ИКП РАО (Л.Б. Баряева, Н.М. Назарова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, С.Л. Хорош, Н.Д. Шматко, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицина и др.); работы, посвященные технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития ребёнка (Е.И. Казакова, В.А. Иванников, Л.М. Шипицина). Экспериментальная деятельность основывалась также на результатах исследования особенностей познавательной деятельности и социального развития в целом детей с нарушением интеллектуального развития (В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова, Л.Б.Баряева, В.В. Воронкова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, А. Зарин, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова, А.Н.Смирнова и др.).
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей.
Помощь обучающимся с ОВЗ должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ возможен только при организации системы особо организованного психолого-педагогического сопровождения.
Это довольно сложный процесс взаимодействия, в ходе которого ребенок овладевает своей деятельностью и поведением, формируется готовность к жизненному самоопределению, которое включает личностные, социальные и профессиональные аспекты.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Сегодня проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка к социальной реальности, его способность к самореализации в современном обществе.
Целью психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.) в условиях современного общества.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как все выше изложенное позволяет выстроить определенную систему психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами:
1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);
2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
3) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
4) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения т.е. на всех ступенях образования.
Подводя итоги необходимо отметить, что широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования и воспитания. Расширение представлений о целях воспитания, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.
2 часть. Задачи и ожидаемые результаты
Достижение данной поставленной цели предполагается через реализацию следующих задач:
создать условия для методической и экспериментальной работы, повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ;
разработать проекты (программы), направленные на коррекцию и развитие психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, на формирование компетентностного опыта обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
внедрять новые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ;
проектировать и создавать систему социальной коммуникации и возможности участия обучающихся в жизни школы, города, совместной творческой деятельности в классе или группе;
способствовать вовлечению в деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ всех участников образовательного процесса;
оказывать консультативную и методическую помощь, повышать уровень информационной компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социальной реабилитации и адаптации обучающихся с ОВЗ.
способствовать совместному сотрудничеству с социальными партнерами города.
Ожидаемые результаты для обучающихся с ОВЗ:
повышение мотивации, творческой активности, развитие коммуникативных навыков;
развитие способности работать в группе, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы;
коррекция психофизического развития, речевых нарушений;
расширение знаний о социуме, формирование социальной коммуникации;
приобретение обучающимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
Ожидаемые результаты для педагога:
повышение уровня профессиональной компетенции в работе с детьми с ОВЗ;
приобретение опыта проектирования педагогической деятельности;
разработка и систематизация методических, диагностических материалов;
разработка рекомендаций специалистами по коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ;
внедрение в образовательный процесс современных коррекционных технологий;
участие в работе всероссийских, региональных и городских методических семинарах, вебинарах, конференциях;
создание инновационных моделей социального партнерства в работе по оптимизации образовательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирование личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в современных условиях.
Ожидаемые результаты для родителей (законных представителей):
взаимодействие с педагогами в процессе обучения и воспитания, заинтересованность в «обратной связи»;
приобретение родительского опыта в воспитании и развитии детей с ОВЗ и адекватного восприятия его возможностей и способностей.
Ожидаемые результаты для школы в целом:
создание условий, обеспечивающих создание благоприятной коррекционно-развивающей среды;
создание системы комплексной психолого – педагогической и медико-социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям (законным представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей;
совершенствование деятельности по ресурсному обеспечению и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ.
3 часть. Примерные направления деятельности
Внедрение в образовательный процесс современных коррекционно – развивающих технологий
Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных проектов (программ) коррекционно-развивающей направленности
Проведение внеклассных мероприятий коррекционно-развивающей направленности
Взаимодействие с социальными партнёрами
Оборудование кабинетов для создания условий коррекционно – развивающей среды
Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса в области коррекционно-развивающей деятельности
Осуществление курсовой подготовки учителей в области коррекционно-развивающих технологий
Распространение и обогащение опыта педагогических работников
Совершенствование работы с родителями (законными представителями)
Совершенствование методической деятельности педагога
Акатов Л.И. Социальная реабилитация обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
Грибанова Г. В., Психолого-медико-педагогическая комиссия: Методические рекомендации по организации деятельности. – http://soz.59311s017.edusite.ru/p1aa1.html
Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. 2014 г.
Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2016.
Основы коррекционной педагогики / Под ред. А.Д.Гонеева, Н.И.Лифинцевой. – Москва: Академия. – 1999.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология.- 2010. - № 1
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.