Конспект фронтального занятия по развитию произносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков [ц] и [ч]»

7
0
Материал опубликован 1 March 2017 в группе

I. Тема занятия: «Дифференциация  звуков [ц] и [ч]».

П. Цель занятия: Дифференциация звуков [ц] и [ч] в тексте.

IIIЗадачи занятия:

1) Дифференцировать  звуки  [ц] и [ч] в слогах, словах, предложениях и тексте:

а) на слух; б) в произношении.

2) развивать фонематическое восприятие:  умение выделять звуки   [ц] и [ч] в ряду других  звуков;

3) совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

4) тренировать детей в умении изменять темп произнесения слогов;

5) формировать навык фонемного анализа слов типа «чашка», «птица» с использованием схемы; закреплять навык слогового анализа слов различной сложности.

6) учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7)  развивать  мелкую моторику рук.

IV.Оборудование: предметные картинки, индивидуальные схемы фонемного анализа слов, магнитная схема фонемного анализа слов (для фронтальной работы), зеркала.

V. Ревой материал:

1.Ряд  звуков для развития фонематического восприятия:

-[ч],  [т],  [ц],  [п],  [к], [ц],  [х],  [т],  [ч],  [ц], [к],  [х], [ч],  [к],  [г],  [ц],  [д],  [ц].

2.Слоговые ряды для дифференциации  звуков [ц] и [ч]

а) на слух

та — ча — цо — ло — ву — цу — лы – цы – чу – мо – цы

б) В  произношении:

ач — ац

ич — иц

чо — цо

оч — оц

уч — уц

чу — цу

ца – ча

цо — чо

цы — чи 

цу — чу

иц — ич

оц — оч

3.Слоговые ряды  и слова для дифференциации  звуков [ц] и [ч] , работой  над слоговой структурой слова и темпом произнесения:

чка-чка –чка . Кошечка

чка-чка-чка . Удочка

чка – чка – чка. Свечка

чки-чки-чки . Очки

вца-вца-вца. Овца

чки-чки-чки. Спички

нце-нце-нце. Оконце

4. Слова для дифференциации  звуков [ц] и [ч]

а) на слух

 часы, курица,  спички, ласточка, цифра, стручок, час, цепь, цапля, часок, цыпленок, огурец, частокол, царь, молодец, кольцо, лисичка, блюдце, листочки, скворец, колючка, тысяча, яйцо, сачок, циферблат, сучок, сумочка, цепочка, собачка, певец.

Б) в  произношении:

 -удочка, овечка, заяц,  ножницы, спичка

- яйцо - часы

птица - чашка

печка- цепь

чай – заяц

сачок – месяц

чайник – кузнец

мяч- пуговица

птенец- бабочка

птица-удочка

овца - спички

чайник – цветок

 

1) Слова, для образования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 

Овца - овечка

Птенец-птенчик

Заяц-зайчик

Яйцо- яичо

Синица-синичка

Гусеница- гусеничка

Птица-птичка

6)Слова для слогового анализа

Час, бабочка, почка, цветок, синица, птица, кочка, чемодан, заяц, дочка, месяц.

7)Предложения для дифференциации  звуков [ц] и [ч]

А) на слух

Черепаха ползает медленно. Синицы — веселые птицы. Царь с царицей живут во дворце. Цапля, стоя на крыльце, написала букву ц. У мальчика черные очки. У девицы красивое кольцо. На улице морозец, бери рукавицы. В конце деревни кузница. Четыре девочки стояли во дворе около качелей. У нашего дома акация. Бабушка печет внуку вкусные булочки и печенье. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо.

Б) в  произношении

Чижи и синицы  - птицы. Бабочка  сидит на цветке. У Мамочки  пуговица на кофте. У папочки ножницы. Собачка сидит на цепи.  Дочка учится  писать. Часы висят на цепочке.

У Медведицы чемодан. У синицы птенчики. Заяц Чик  и зайчиха  Чика  убегают от собак.

8) Текст для дифференциации  звуков [ц] и [ч]

а) на слух

-) Паучок на чердачке

Поселился в гамачке.

Не придется старичку

Вечером попить чайку,

Потому что старичок —

Это старенький сверчок.

-) Капают, капают,

на болото капли.

Бегают, бегают

По болоту цапли...

б) в  произношении

Невелика птица синица, а умница.

Черепашка очень четко отчеканила чечетку.

 

 

VI. План – конспект занятия

 

 

1.Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Логопед загадывает загадки:

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днем охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой

Гордых птиц зовем мы ...

(Чайки )

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Педагог. Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «чайка»?

Дети. Со звука [ч].

Педагог. А на какой  звук заканчивается слово «заяц»?

Дети. На  звука [ц].

Сегодня  в гости к нам придут звуки [ч]   и [ц].

2.Артикуляционная гимнастика Лопаточка, катушка, парус, маляр

Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [ч],   [ц]:

Уточнение артикуляции.

При произнесении звука [ч]: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу).

При произнесении звука [ц]: губы в улыбке, зубы сближены,  кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет воздушная струя.

 При произнесении звука [ц] — воздушная струя сильная, отрывистая, толчкообразная.

При произнесении звука [ч] воздушная струя плавная.

Подставьте ладошки  к губам. Произнесите звуки [ч],  [ц].Что вы чувствуете? Воздушная струя при  произнесении [ч] - теплая и плавная  при  произнесении   [ц] – холодная и отрывистая.

3.Дети дают характеристику звуков. Затем еще несколько детей повторяют.

Звук ц  - согласный,  всегда твердый, глухой.

Звук ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Чем похожи и чем отличаются звуки [ч] и [ц]?

4.Развитие фонематического восприятия:

Я буду произносить ряды звуков, а вы хлопните в ладоши один раз, когда услышишь звук [ч], и два раза, когда услышишь звук [ц]:  [ч],  [т],  [ц],  [п],  [к], [ц],  [х],  [т],  [ч],  [ц], [к],  [х], [ч],  [к],  [г],  [ц],  [д],  [ц].

5.Дифференциация  звуков [ц] и [ч] в слогах:

 А) на слух

Игра  «Поймай слог» -  различение звуков [ц] и [ч] в ряду слогов.

Покажи карточку со звуком [ч], если услышишь слоги со звуком [ч], карточку со звуком [ц]. — если услышишь слоги со  звуком [ц].

Слоги: та — ча — цо — ло — ву — цу — лы – цы – чу – мо – цы

б) в  произношении:

Упражнение. Произнесите  слоги.

Логопед произносит первый слог,  дети произносят  второй, изменяя  первый. Педагог говорит. Я говорю ча,  а вы меняете ч на ц и произносите что? – ца, правильно. Будьте внимательны, начинаем игру

ач — ац

ич — иц

чо — цо

оч — оц

уч — уц

чу — цу

               А теперь меняем звкук ц на ч

ца – ча

цо — чо

цы — чи 

цу — чу

иц — ич

оц — оч

Игра «Собери слова». Добавь слоги:

-ча или -ца:  медведи…, све.., ту.., куни…,кожи…, ку…, сини...,да…

6.Дифференциация  звуков  в слогах и словах,  развитие слоговой структуры слова –

«Самый внимательный ». Проговаривание детьми слогов,  двухсложных и трехсложных

слов с одним стечением.

Повторяйте за мной, сначала медленно, затем быстро.

чка-чка –чка . Кошечка

чка-чка-чка . Удочка

чка – чка – чка. Свечка

чки-чки-чки . Очки

вца-вца-вца. Овца

чки-чки-чки. Спички

нце-нце-нце. Оконце

7.Дифференциация  звуков [ц] и [ч] в словах

А) на слух

Игра «Поймай слово» -  различение звуков [ц] и [ч] в ряду слов.

Хлопни в ладоши один раз, если услышишь слова со звуком [ц], и два раза — если услышишь слова со звуком [ч].

Слова: часы, курица,  спички, ласточка, цифра, стручок, час, цепь, цапля, часок, цыпленок, огурец, частокол, царь, молодец, кольцо, лисичка, блюдце, листочки, скворец, колючка, тысяча, яйцо, сачок, циферблат, сучок, сумочка, цепочка, собачка, певец.

Б) в  произношении:

Отгадай загадки

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке? (Удочка.)

Гуляют возле речки На копытцах колечки. (Овечка.)

Кто всех пугается — Под кустом спасается. (Заяц.)

Два конца, два кольца, Посередине гвоздик.  (Ножницы.)

Скользнет и высечет огонь, Когда горит — ее не тронь, Играть с ней — скверная привычка, Опасная игрушка... (Спичка.)

Игра «Раз, два, раз два, запоминай слова ».

На наборном полотне выставлено много предметных картинок. Логопед указкой показывает только две картинки. Дети следят за указкой, запоминают,  и называют показанные картинки:

Логопед показывает картинки:

яйцо - часы

птица - чашка

печка- цепь

чай – заяц

сачок – месяц

чайник – кузнец

мяч- пуговица

птенец- бабочка

птица-удочка

овца - спички

чайник –цветок

А сейчас давайте расселим наши слова в домики.  Логопед достает два домика.

Домик Ц  и  Домик Ч . Дети по очереди подходят и расселяют картинки в домики, проговаривая слова.

Игра  «Измените слова»

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Большая синица говорит:

Овца,     а маленькая?

Птенец,    а маленькая?

Заяц,    а маленькая?

Яйцо, а маленькая?

Синица, а маленькая?

Гусеница, а маленькая ?

Птица, а маленькая?

 

Маленькая синица говорит:

Овечка,  а большая?

Птенчик, а большая?

Зайчик, а большая?

Яичко, а большая?

Гусеничка, а большая?

Птичка, а большая?

8.Физкультурная минутка.

«Раз, два ...»

Раз, два — все вставайте,

Три, четыре — приседайте,

Пять, шесть — повернись,

Семь, восемь — улыбнись,

Девять, десять — не зевай,

Свое место занимай.

9.Формирование навыка фонемного анализа.

На магнитной доске картинка «Чашка» и соответствующая схема фонемного анализа слова. Один ребенок у доски, остальные – за   столами, выкладывают фишками схему фонемного состава слова. Вся работа проводится с комментариями ребенка, отражающими сведения о порядке следования звуков, их количестве, характеристике каждого, а так­же выделении ударного/безударного слогов. Далее  осуществляется фонемный анализ слов: бочка, птица. Далее логопед просит придумать слова со звуками [ц] и [ч]

Игра «Дом, замок, избушка»

Поделите  слова на слоги и расселите их  в домики. Педагог называет слова. Дети их делят на слоги и по очереди расселяют в домики.

Слова для деления на слоги:

Час, бабочка, почка, цветок, синица, птица, кочка, чемодан, заяц, дочка, месяц.

10.Дифференциация  звуков [ц] и [ч] в предложениях

А) на слух

Послушайте предложения. Покажите синюю фишку, если услышите предложение  со звуком  [ц]   и  зеленую—  если услышите предложение со звуком [ч].

Черепаха ползает медленно. Синицы — веселые птицы. Царь с царицей живут во дворце. Цапля, стоя на крыльце, написала букву ц. У мальчика черные очки. У девицы красивое кольцо. На улице морозец, бери рукавицы. В конце деревни кузница. Четыре девочки стояли во дворе около качелей. У нашего дома акация. Бабушка печет внуку вкусные булочки и печенье. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо.

Б) в  произношении

Логопед произносит предложения, дети повторяют, четко проговаривая все звуки.

Чижи и синицы  - птицы. Бабочка  сидит на цветке. У Мамочки  пуговица на кофте. У папочки ножницы. Собачка сидит на цепи.  Дочка учится  писать. Часы висят на цепочке.

У Медведицы чемодан. У синицы птенчики. Заяц Чик  и зайчиха  Чика  убегают от собак.

11.Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики.

Перекатывание граненого карандаша. Педагог  просит детей перекатывать граненый карандаш, неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

12.Дифференциация  звуков [ц] и [ч] в тексте

А) на слух

Послушайте внимательно два стихотворения. В одном  встречаются слова с ц, в другом с ч.  Слушайте…

а) Паучок на чердачке

Поселился в гамачке.

Не придется старичку

Вечером попить чайку,

Потому что старичок —

Это старенький сверчок.

б) Капают, капают,

на болото капли.

Бегают, бегают

По болоту цапли...

В каком стихотворении Вы услышали слова с [ч], а в каком — с [ц]?

Б) в  произношении

Заучивание  чистоговорок:

Невелика птица синица, а умница.

Черепашка очень четко отчеканила чечетку.

13. Подведение итогов урока.

Дети отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука  [ц] и [ч].

 

Литература:

 

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической  стороны речи у ст. дошкольников , СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко

. —— СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедо. -- М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

4. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно­шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.

6.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с..

7. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с. — (Логопед в ДОУ).

8. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1989.

10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

 

.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил

11.Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В.М. Астапов. -М., 1995.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации