Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи с детьми подготовительной к школе группе «Звук и буква Ц»
МАДОУ №101 СП2
Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи с детьми подготовительной к школе группе.
Тема: «Звук и буква Ц. »
Выполнила: учитель – логопед Никифорова В. М.
Тема: «Звук и буква Ц»
Цель: Автоматизация правильного произношения звука [ ц ];
Задачи:
Закреплять правильное и четкое произношение звука [ц] изолированно, в слогах, словах и в фразе;
Закреплять умение давать характеристику звуку;
Познакомиться с буквой ( Ц ) ;
Упражнять в образовании существительных среднего рода с уменьшительно ласкательным значением при помощи суффиксов – иц, - ц;
Совершать умение составлять предложение с заданным словом и определять количество слов в нем;
Развивать мышление через умение отгадывать загадки, слуховое восприятие.
1. Загадка: «На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его … (скворец)
Дети, какой один и тот же звук вы слышите в словах?
- дворец
- певец
- скворец
(логопед выделят голосом звук [ц] ).
2. Сегодня мы поиграем на занятии со звуком [ц] и познакомимся с буквой (Ц).
Представьте, что мы в лесу. Синички радуются весне и поют свои весенние песенки: ц – ц – ц – слышаться вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички:
Улыбнись открытой улыбкой;
Широкий кончик языка упирай в нижние зубы;
Переднюю часть языка прижимай к верхним зубам (сначала получится смычка, а потом щель между ними);
По середине языка идет сильная короткая воздушная струя;
Поднеси руку к своему рту и почувствуй сильную толчкообразную, холодную струю воздуха;
Свисти отрывистым звуками песенку синички: ц – ц – ц.
Характеристики звука [ц]: согласным, глухой, свистящий, всегда твердый (дети выставляют символы на доске).
Дети берут со стола логопеда различные игрушки (куклу, зайца, мишку и т.д.)
Логопед: Ой ребята, что-то наши детки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо- тихо: «ц – ц – ц»
Дети грозят игрушками пальцем и говорят: ц – ц – ц.
3. Игра: «Запомни повтори» (мяч)
- ца – ца – ца – холодная водица
- цо – цо – цо – мы вымыли лицо
- це – це – це – у нас румянец на лице
- цы – цы – цы – мы молодцы!
4. Выделение звука [ц] на слух и в произношении
(хлопки)
А) из слогов: ос, ац, со, цу, су, ста, цла, аст, оцт;
Б) из слов: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, циферблат, альпинист, таксист, нарцисс, скалолаз;
В) из картинок на панно: картинки на звук [ц] и другие свистящие
Пальчиковая гимнастика:
На поляне средь травы
(сделать из ладошек бутон, поднять на уровне глаз)
Вырастал цветочек.
Раскрывая лепестки
(раскрыть ладошки, пальцы развести в стороны – цветок)
Выпрямлял свой стебелечек
Корни водицу пьют,
(скрестить руки в запястьях, пальцы опусти вниз – корни; и опять раскрыть бутон)
Цветку засохнуть не дают.
5. Знакомство с буквой (Ц). Нахождение среди ряда других букв. Обведение контура. Печатание пальцем на столе.
6. Физминутка: (дети бегут на листке, маршут руками как крыльями); (ведущий показывает на обруч на полу и говорит – «кадка»)
Цып, цып, цып, цыплятки!
Есть водица в кадке
Кто меня боится, -
Тем не дам водицы
Вот бегут цыплятки, (дети бегут на носочках к обручу и машут крыльями)
Не бояться кадки
Возле кадки блюдце (дети приседают, наклоняют голову вверх, вниз, имитируя, как цыплята пьют воду)
Все они напьются.
7. Упражнение с разрезной азбукой – составление, преобразование слов:
Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок – цветут
8. Игра: « Поговорим о Тане и Танечке»
У Тани голубое платье У Танечки голубенькое платьице
- душистое мыло - душистое мыльце
- теплое одеяло - теплое одеяльце
- большое зеркало - большое зеркальце
- красивое покрывало - красивое покрывальце
- дорогое украшение - дорогое украшеньице
9. Задание « Составь предложение (по предметными картинкам) и сосчитай столько в нем слов»
10. Игра: « Закончи слово»: пале…, зая…, ране…, скворе…, колоде…, боре…, ледене…, кузне…, (мяч)
Итог: Припоминание картинок со звуком [ц]. Определение позиции звука в слове.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Символы для характеристики звука, зеркала, мягкие игрушки, куклы, предметные картинки со звуком [ц] и др. свистящими, буква (Ц), полоски с рядом букв, обруч, азбуки, макеты большой и маленькой куклы, предметные картинки: мыло, одеяло, зеркало, покрывало, украшение, мяч.