Конспект фонетико-фонематического занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 22 May 2023

 

Конспект подгруппового фонетико-фонематического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Составила: Стамбулова Елена Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ №90 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Тема: Автоматизация звуков «Р», «Р*» в словах, в предложениях и в тексте. Путешествие в Волшебную страну.


Цель: Закрепить правильное произношение звуков «Р» «Р*» в словах, в предложениях и в тексте.


Коррекционно - образовательные задачи:

-упражнять в определении места звуков «Р», «Р*» в словах;

-закреплять умение выполнять звуковой анализ слова;

-совершенствовать навык чтения по слогам.

Коррекционно – развивающие задачи:

-развивать фонематический слух;

-развивать пальчиковую, общую и мимическую моторику;

-развивать психические процессы: мышление, внимание, память.

Коррекционно - воспитательные задачи:

- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

формировать положительную мотивацию на занятии.


Оборудование: дидактическая игра «Волшебные гусеницы»; пластиковые трубочки по количеству детей; зеркала по количеству детей; картинки с изображениями эмоций; картинки с изображениями «волшебных народов»; картинки-путаницы (на звуки (Р), (Р*) – 2 шт.; картинки с предметами, в названиях которых есть звук (Р) или звук (Р*) – 12 шт.; 2 «звуковых» домика; дидактическая игра «Звуковички»; дидактическое пособие «Жесты»; «слоговой поезд»; листы с элементами букв по количеству детей; листы с кроссвордом по количеству детей; карандаши; телевизор.

Ход занятия.

Организационный момент.

Игра «Доброе утро»

Логопед: -Доброе утро, дети. Посмотрите, какое сегодня солнечное утро! Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга.

Дети становятся в круг, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:

- Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

- Доброе утро, Маша! (Называются имена по кругу.)

- Доброе утро, Елена Владимировна!

- Доброе утро, Андрей!

- Доброе утро, Катя!

- Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

- Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

- Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)



Логопед: - Ребята, я сегодня узнала, что с жителями одной Волшебной страны произошло несчастье: их заколдовала злая королева (вывешивает картинку с изображением «Злой Королевы» t1684770457aa.jpg ), и они потеряли все свои волшебные способности. Волшебные народы обратились к нам с просьбой о помощи. Они просят расколдовать их и вернуть им их удивительные способности. Поможем им?

Дети: - Да, поможем!



Дыхательная гимнастика «Гусеницы» с использованием дидактической игры «Волшебные гусеницы» (развитие дыхания).

Логопед: -Вот перед вами волшебный народ Дыхантики (вывешивает картинку с изображением народа Дыхантики t1684770457ab.jpg). Раньше у Дыхантиков были удивительные способности: они обладали самым сильным вдохом и выдохом среди всех волшебных народов. Но Злая Королева их заколдовала, и они потеряли эти способности. Теперь Дыхантики не могут загнать своих волшебных гусениц в домики, и скоро все гусеницы разбегутся. Давайте поможем Дыхантикам загнать гусениц в домики.

Дети дуют в пластиковые трубочки на бумажных гусениц, направляя тех в свои домики.

Логопед: - Молодцы! Мы расколдовали Дыхантиков и вернули им их способности!



Мимическая гимнастика (развитие мимической артикуляции).

Логопед: - Злая королева заколдовала и народ Мимики (вывешивает картинку с изображением Мимиковt1684770457ac.jpg). Мимики потеряли способность демонстрировать на лице эмоции. А ведь раньше у них были самые подвижные лица среди всех волшебных народов. Давайте их расколдуем: возьмем зеркала и покажем на лице самые разнообразные эмоции.

Логопед показывает детям картинки с изображениями различных эмоций. Дети берут зеркала и демонстрируют на лицах самые разнообразные эмоции.

Логопед: - Дети, вы большие молодцы! Мимики говорят вам спасибо за то, что вы вернули им волшебные способности!



3. «Найди лишнее слово» (развитие слухового внимания).

Логопед: - Заколдованный народ Слухачики (вывешивает картинку с изображением Слухачиковt1684770457ad.jpg) потерял способность внимательно слушать. Нужно их расколдовать. Я буду называть цепочку слов, а вам нужно найти лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее.

«Цепочки» слов:

Картофель, репа, груши, огурцы.

Сарафан, рубашка, телевизор, брюки.

Верблюд, морж, зебра, черепаха.

Ромашка, нарцисс, рябина, роза.

Сковорода, кровать, тарелка, кастрюля.

Дети называют лишнее слово и объясняют, почему это слово лишнее.

Логопед акцентирует внимание детей на правильном произношении звуков (Р) и (Р*) в словах, в предложениях и в тексте.

Логопед: -Вы справились с заданием и вернули Слухачикам их способности! Молодцы!



4. «Наложенные картинки» (развитие зрительного внимания, автоматизация звуков (Р) и (Р*) в словах).

Логопед: - Волшебный народ Смотрелкины (вывешивает картинку с изображением Смотрелкиныхt1684770457ae.jpg t1684770457af.jpg ) теперь не может найти предметы на картинках-путаницах. Поможем им и назовем все предметы на картинках.

t1684770457ag.jpgt1684770457ah.jpg

Дети по очереди называют предметы на картинках. Логопед акцентирует внимание детей на правильном произношении звуков (Р) и (Р*) в словах.

Логопед: -Молодцы! Вы нашли и назвали все предметы на картинках и расколдовали волшебный народ Смотрелкины!



5. «Дифференциация звуков (Р-Р*)» (дифференциация мягких и твердых согласных).

Логопед: - Волшебный народ Звукарики (вывешивает картинку с изображением Звукариковt1684770457ai.jpg ) потерял способность различать твердые и мягкие согласные в словах. Давайте им поможем.

Вот перед вами картинки, в названиях которых есть либо твердый звук Р, либо мягкий звук Р*. Вам нужно взять картинку, назвать слово и определить, какой звук в слове (твердый Р или мягкий Р*). Затем нужно положить картинку в свой домик.

Логопед выставляет перед детьми корзинки с картинками на звуки Р-Р* и предлагает детям назвать, предметы на картинках. Затем дети раскладывают картинки в «звуковые домики» (в домик синего цвета дети кладут картинки, в названиях которых есть твердый звук (Р), а в домик зеленого цвета дети кладут картинки, в названиях которых есть мягкий звук (Р*)).

Логопед акцентирует внимание детей на правильном произношении звуков (Р) и (Р*).



6. «Звуковой анализ слов» с использованием дидактической игры «Звуковички».

Логопед: -Также волшебный народ Звукарики потерял еще одну удивительную способность: теперь они не могут составлять звуковые схемы слов. Поможем им?

Дети: - Да, поможем!

Логопед: - Вот перед вами удивительное животное (вывешивает картинку с изображением тритона). Кто его назовет? (Дети называют животное).

- Тритон выглядит очень необычно и обладает удивительной особенностью свободно передвигаться и по суше, и по воде. Вам нужно выполнить следующее задание: с помощью «звуковых человечков» выложить звуковую схему слова «тритон».

Дети составляют звуковые схемы слова «тритон». Логопед контролирует выполнение задания детьми, напоминая, что слово и каждый звук в нем нужно обязательно проговаривать вслух.

Логопед: - Молодцы! Вы справились с этим сложным заданием и расколдовали Звукариков!



7. Пальчиковая гимнастика «Жесты» (развитие мелкой моторики) с использованием дидактического пособия «Жесты».

Логопед: - Злая королева заколдовала и волшебную семью Ладошкиных (вывешивает картинку с изображением Ладошкиных t1684770457aj.jpgvvvv ). Они теперь не могут показывать руками никакие жесты. И просят нас о помощи.

Логопед раздает детям схемы с изображениями определенных жестов пальцев рук и 8 фигурок этих же жестов.

Логопед: - Вот перед вами схемы с различными жестами пальцев рук и фигурки этих же жестов. На каждой схеме 2 последние квадрата пустые. Вам нужно догадаться, какие фигурки жестов пальцев рук нужно положить в эти пустующие квадраты.

Дети раскладывают недостающие фигурки с жестами на схемы, а затем ритмично воспроизводят цепочку жестов пальцев рук.



8. «Раздели слова на слоги» (слоговой анализ слов).

Логопед: - Злая фея заколдовала и народ Слоговички (вывешивает картинки с изображением Слоговичковt1684770457ak.jpgt1684770457al.jpg). Они потеряли способность делить слова на слоги. Давайте поможем Слоговичкам.

На стол перед каждым ребенком логопед выкладывает по 4 картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть либо твердый звук (Р), либо мягкий звук (Р*). Логопед предлагает детям разделить слова на слоги при помощи хлопков в ладоши и разложить картинки по вагончикам «слогового поезда».

Логопед контролирует правильное произношение звуков (Р) и (Р*) в словах.

Логопед: -Вы расколдовали Слоговичков! Молодцы!



9. «Допиши букву».

Логопед: - Пострадал от злой Королевы и волшебный народ Буквики (вывесить картинку с изображением Буквиков t1684770457am.jpg ). Они забыли, как правильно выглядят буквы.

Логопед дает детям картинки с недописанными элементами букв и предлагает их дописать.

t1684770457an.jpg

Логопед: - Вы очень помогли Буквикам, теперь они точно не забудут, как выглядят буквы!



10. Физкультминутка под музыку (развитие общей моторики).

Логопед: - Волшебный народ Подвижкины раньше был очень веселым и подвижным (вывесить картинку с изображением Подвижкиных t1684770457ao.jpg). Но злая Королева забрала у них способность весело и задорно двигаться. Давайте им поможем.

Логопед включает видеофайл на телевизоре («Кукутики. Зарядка»). Дети выполняют движения под музыку.

Логопед: - Подвижкины очень вам благодарны! Они снова могут весело и задорно двигаться!

11. «Разгадай кроссворд»

Логопед: - Последний народ, который заколдовала Злая королева - это Знайки (вывесить картинку с изображением Знаекt1684770457ap.jpg  ). Они были такими умными, что знали все на свете. Теперь Знайки растеряли все свои знания и не могут отгадывать кросворды. Нужно им помочь. Готовы?

Дети: - Да, готовы!

Логопед раздает детям листы с кросвордом и читает загадки. Дети отгадывают их и записывают слова в кроссворд.

Загадки:

В тихой заводи живёт,
Ходит задом наперёд,
И на дне среди коряг
Всё мечтает свистнуть … (рак)

Котик хищный и усатый,
Носит шубку, как мундир.
Ловкий, быстрый, полосатый,
Он – не лев, а кто же? (тигр)

В ресторане их найду я –
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (повар)

Белые, цветные бывают,

В банках разных проживают,

Чтобы их наносить,

Водицей нужно разводить!  (краски) ​​​​​​​

12. Подведение итогов.

Логопед объявляет детям, что они выполнили все задания и расколдовали не только жителей Волшебной страны, но с саму Королеву (вывесить картинку «Доброй Королевы»t1684770457as.jpg ). От имени волшебных персонажей логопед благодарит детей, отмечает их успехи, интересуется, какие задания им больше всего понравились и вручает небольшие им подарки от жителей Волшебной страны.

t1684770457at.gif*Все картинки, используемые в данном конспекте взяты из свободного доступа сети интернет.









































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации