Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [Ш]

0
0
Материал опубликован 28 October в группе

Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [Ш]
Цель: Постановка звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Учить произносить звук [ш];

Учить артикуляции звука Ш;

Коррекционно-развивающие:

1)Развивать подвижность органов артикуляции (язык, мягкое нёбо).

2) развивать фонематический слух через систему игровых упражнений;

3) развивать дыхание (формировать направленную воздушную струю);

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля

Оборудование: Зеркало, кусочек ватки, полоска из бумаги, игрушка Змея, шпатель, мяч.  Картинки: шапка, машина, сумка, шуба, собака, подушка, жираф, карандаш, шар, жук, сапоги, артикуляционный уклад звука Ш.

Ход занятия.

I.Организационный этап.

Ребенок и логопед располагаются за столом.

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш]. Я загадаю тебе загадку, чтобы узнать, кто придет к нам в гости.


В густой траве ползет веревка,

Вот заползла на камень ловко.

Я подхожу, ведь смелый я!

Стой, укушу, шипит …(Змея)

Логопед демонстрирует игрушку «Змея».


Молодец, это змея! Чтобы научиться шипеть как змея, мы выполним специальные упражнения.


II. Основная часть.

Артикуляционная разминка.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

 «Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Парус»

Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

«Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения


Объяснение правильной артикуляции.

Логопед: Как шипит змея: «Ш-ш-ш-ш» (с опорой на картинку).


Кончик языка приподнят к нёбу, но не касается его.

Боковые края языка прижаты к верхним зубам.

Губы округлены, зубы обнажены.

Горло не дрожит.

Выдыхаемый воздух тёплый.

Средняя часть языка приподнята.

Язык в форме чашечки.

t1761642188aa.jpg

Дыхательное упражнение «Змеиный язык».


Приклеить на кончик языка полоску бумаги и дуть на нее.

Постановка звука [ш] по подражанию.

"Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашипела змея?"

- Змейка любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. (Упражнение выполняется несколько раз).

Развитие фонематического слуха.

Восприятие звука Ш изолировано

-Давай поиграем в игру «Я внимательный», как только услышишь звук Ш – сразу лови его и хлопай в ладошки.

Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш-С

-Давай поиграем в игру «Слушай, не зевай!». Я буду воспроизводить звуки, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук Ш.

«Кошка сердится (Ш-ш-ш)»

«Гусь шипит (Ш-ш-ш)»

«Пчела жужжит (Ж-ж-ж)»

«Волны ударяются о берег (Ш-ш-ш)»

«Воздух выходит из шарика (Ш-ш-ш)»

«Чайник закипел (С-с-с)»

«Листья шуршат (Ш-ш-ш)»

«Змейка шипит (Ш-ш-ш)»

Восприятие звука Ш в словах

- Змейка очень любит прятаться. Давай ее поищем. («Прятки»). Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»

Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка.

- Давай поиграем в мяч. Если услышишь в слове звук Ш – лови мяч. Если не услышишь звук Ш – отбрасывай мяч.

Камыш, шар, шаг, сапоги, свет, шорох, смех, мешок, карандаш.

Восприятие звука Ш без проговаривания с использованием картинного материала.

- Перед тобой картинки. Выбери только те картинки, где в названиях изображений есть звук Ш.

(Картинки: шапка, машина, сумка, шуба, собака, подушка, жираф, карандаш, шар, жук, сапоги)

Изолированное произношение звука Ш

- У тебя хорошо получилось, давай еще раз споём песенку змеи «Ш-ш-ш».

Отлично, поможем змейке добраться до своего домика – проведем пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш.

III. Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались?

- Что тебе понравилось больше всего?

- Сегодня на занятии мы учились правильно шипеть и показали змейке, как хорошо это у тебя получается! Молодец!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.