12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баринова Елена Владимировна1274 Россия, Самарская обл., Сызрань Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».
Конспект индивидуального логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».
Логопедическая тема: «Дифференциация звуков Л и Ль в словах и предложениях».
Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Автор: Баринова Елена Владимировна
учитель- логопед
СП ГБОУ СОШ №3 "Детский сад №60"
г. Сызрань Самарской области
Цель: развивать умение использовать образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, конструктивной)
Коррекционно-образовательные:
дифференцировать звуки Л и Ль в словах и предложениях;
закрепить знания детей о лесе, ягодах и грибах, диких животных и их детенышах;
развивать умение образовывать детенышей животных;
развивать умение согласовывать числительные с существительными;
развивать умение использовать приставочные глаголы;
развивать умение классифицировать и обобщать предметы.
Коррекционно-развивающие:
развивать плавный продолжительный выход;
развивать фонематические процессы и навыки звукового анализа;
развивать мелкую моторику рук, моторику органов артикуляции, согласование речи с движением;
развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, память, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
развивать наблюдательность;
воспитывать усидчивость.
Оборудование:
ноутбук, звуковая запись утиного крякания, набор карточек «Мамы и малыши», тренажер для развития дыхания «Цветок и бабочка», набор конструктора «Лего», игровое поле «Веселый счет», игровое поле «Поиграем с язычком», игра-презентация «Третий лишний».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Саша, смотри кто сегодня к нам зашел на занятие. Это лесник и он хочет пригласить нас в лес, который он охраняет. Не сомневаюсь, что нас ждет увлекательное и незабываемое путешествие. Ну что, отправимся в дорогу?
Ребенок: Да
2. Основная часть.
Постановка проблемной ситуации.
Слышится утиное крякание.
Логопед: Послушай, что это за странные звуки… Как ты думаешь, кто бы это мог быть?
Ребенок: Утки
Логопед: Да, конечно, это над нами пролетели утки.
Игровой логопедический самомассаж лица «Летели утки»
Слова логопеда | Действия ребенка |
Летели утки Над лесной опушкой. | Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз |
Задели ели Самую макушку. | Так же легко провести 6 раз по щекам |
И долго елка Ветками качала. | Указательными пальцами массировать крылья носа |
А не начать ли нам массаж сначала? | Повторить |
Логопед: Вот мы вошли в лес. Посмотри на эту узкую тропинку. Лесник сказал, что она ведет в глубь леса. Пройдем по ней и узнаем, что нас ожидает впереди. А для этого нам необходимо выполнить все задания.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Ребенок по очереди выполняет артикуляционные упражнения, изображенные на игровом поле и передвигает фигурку лесника.
Логопед: Молодец! Ну вот, мы и вышли на полянку. Посмотри, какой красивый цветок, а на нем большая синяя бабочка. Но вот беда — бабочка намочила крылышки росой от цветка и теперь не может взлететь. Давай, поможем ей?
Развитие плавного длительного выхода
Ребенок сдувает бабочку с цветка.
Логопед: Мы помогли бабочке взлететь, а теперь посмотрим, что же еще есть на полянке. Что ты видишь?
Ребенок: грибы и цветы.
Развитие согласования числительного с существительным
Логопед: Да, здесь много разных грибов и цветов! Давай посчитаем их?
Игра «Веселый счет»
Ребенок считает грибы и цветы, называет их количество и выкладывает соответствующее им число цветных блоков конструктора Лего: 5 лисичек – 5 оранжевых блоков, 6 маслят – 6 коричневых блоков, 3 тюльпана - 3 красных блока, 4 василька – 4 синих блока.
Логопед: Молодец, ты все верно посчитал. А теперь давай соберем грибы и отнесем домой?
Ребенок: да
Логопед: А вот что же мы будем собирать грибы - мы забыли взять с собой лукошко! Что же, значит нужно сделать его из подручных материалов!
Развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, логического мышления
Ребенку предоставляются блоки конструктора Лего, из которых он собирает лукошко.
Логопед: Какое прекрасное лукошко у тебя получилось! Мы хорошо потрудились, а можно немножко поиграть.
Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа
Логопед: Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Итак, слушай внимательно и подбирай недостающее слово.
Возле леса на опушке мы увидели…
Ребенок: Лягушку.
Логопед: А потом в густом лесу, мы наткнулись на …
Ребенок: Лису.
Логопед: Молодец! А теперь посчитай, сколько звуков в слове «лиса», перечисли эти звуки и составь схему слова при помощи цветных блоков конструктора.
Ребенок считает звуки, называет их и выкладывает схему слова. Мягкий звук Ль обозначает блоком зеленого цвета, гласный звук И — блоком красного цвета, твердый согласный С — блоком синего цвета, гласный звук А — блоком красного цвета.
Логопед: Молодец! Ты прекрасно справился с заданием и теперь можем немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Белочка»
Слова логопеда | Действия ребенка |
Прыгает по веточкам Невеличка-белочка Мелькает хвостик средь ветвей Кто угонится за ней? | Большим пальцем поочередно касаться остальных пальцев, выполняя упражнения сначала одной, затем другой рукой. |
Развитие словообразования, образование детенышей животных
Логопед: Белочка рассказала леснику, что в лесу случился переполох. Потерялись детеныши и мамы ушли на их поиск. Нужно помочь мамам найти своих деток.
Игра «Мамы и малыши»
Ребенок предоставляются карточки с лесными дивотными и их детенышами. Он выбирает соответствующую пару карточек и называет их: лиса — лисёнок, олень — оленёнок, лось — лосёнок и т.д.
Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку
Логопед: Молодец! Все мамы нашли своих потерявшихся малышей. А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Смотри внимательно на экран и скажи, что же здесь лишнее.
Игра «Третий лишний»
https://урок.рф/library/igra_tretij_lishnij_185847.html
Ребенок играет в игру с применением ИКТ «Третий лишний»
Логопед: Молодец!
Употребление приставочных глаголов
Логопед: Ну вот мы и вышли из леса, а это значит, что наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На пригорке мы увидели машину лесника и он предложил нас подвезти.
Игра «Веселое путешествие»
Ребенок катит машину, проговаривая свои действия.
Машина ехала, ехала и доехала до горы, потом въехала в гору, а затем съехала с горы и поехала дальше. Объехала столб. Доехала до речки. Проехала по мосту, переехала рельсы и приехала в детский сад.
3. Анализ. Рефлексия.
Логопед: Мы вернулись в детский сад. Давай вспомним, где мы сегодня побывали и кого встретили? Понравилось тебе наше путешествие?
Список использованной литературы:
Володина В.С. Альбом по развитию речи. - М.: РОСМЭН, 2019. - 96 с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. - Спб.: Корона. Век, 2019. - 80с.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - 3-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 64 с.
Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - Спб.: Детство-пресс, 2018. - 64 с.
Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.] - Волгоград: Учитель, 2012. - 151 с.