Конспект индивидуальной образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на тему «Играем со змейкой Шушей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ульяновска
детский сад №16 "Карасик"
Конспект
индивидуальной образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях
на тему:
"Играем со змейкой Шушей"
Выполнила:
учитель-логопед
Захарова Е.А.
Ульяновск 2021
Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях. Играем со змейкой Шушей.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] в словах и предложениях;
упражнять в согласовании существительных с числительными;
закреплять умение определять место звука в слове.
Коррекционно - развивающие:
развивать внимание, память, мышление;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать четкость дикции, интонационную выразительность.
Коррекционно - воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения, умения слушать.
Оборудование: домик змейки, змейка Шуша, змейки для дыхательной гимнастики, полянка, ромашки для игры "Посчитай", су-джок тренажер, логопедические пазлы, домики для определения места звука в слове, карточки с артикуляционными упражнениями, лошадка.
Ход занятия
Организационный момент.
Вот занятие началось, (сложили ручки на колени)
Все в порядок привелось.
Раз, два, три, четыре. пять -
Будем думать, отвечать! (Спинку выпрямили, ножки поставили ровно на пол)
2. Самомассаж лица.
- Давай разогреем, подготовим наши ручки и лицо для занятия. (Выполняем самомассаж лица "Не циркач я и не артист - сам себе я массажист!")
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- А теперь пришла пора узнать, кто же к нам сегодня пришел на занятие. Послушай загадку:
Ползет шнурок - ни рук, ни ног... (змейка)
- Правильно! Это змейка Шуша. Она гуляла в травке на полянке со своими подружками. Давай с ними немного поиграем и выполним дыхательную гимнастику.
(Выполнение дыхательной гимнастики со змейкой)
-А сейчас Шуша приглашает тебя в гости в свой дом.
- Наша Шуша очень хозяйственная, опрятная, она постирала белье, а тебя просит помочь его развесить и выполнить упражнения для язычка.
(Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. Упр. «Улыбка», «Трубочка» (счет до 10), «Заборчик», «Бублик», упражнение «Вкусное варенье», «Чашечка»).
- Молодец!
4. Объявление темы занятия. Анализ артикуляции звука [Ш].
- Давай вспомним, а как шипит наша Шуша?(Ш-Ш-Ш)
- Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [Ш].
- Расскажи о звуке [Ш]
(Ребенок дает харастеристику звуку по плану, используя карточки - помощники)
(Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.)
5. Произношение изолированного звука [Ш].
- Да, правильно, молодец! А теперь вместе со змейкой спустить по березе, которая растет около ее дома, и произноси звук [Ш-Ш-Ш]
- Теперь мы можем отправляться в гости к змейке Шуше.
6. Автоматизация звука [Ш] в словах.
- Шуша предлагает поиграть в игру "Собери пазл", проговаривая слова со звуком [Ш] по поцизиям: в начале слова, в середине слова, в конце слова, со стечением согласных звуков. (Ребенок собирает 4 пазла)
- Шуша любит веселиться, она решила поиграть в игру - упражнение «Чего не стало?». Рассмотри и запомни картинки пазла, Шуша закроет одну картинку волшебным экраном, а тебе нужно посмотреть и сказать, чего не стало.
- Молодец! Ты был очень внимательным!
7. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука [ш] в словах.
- А теперь Шипуша просит разложить эти картинки в 3 окошка у домика: в первом будут картинки со звуком [ш] в начале слова, во втором окошке картинки со звуком[ш] в середине слова, а в третьем окошке картинки со звуком [ш] в конце слова.
- Справишься с этим заданием?
8.Физминутка. Пальчиковая игра с массажным мячиком.
- Змейка немного устала играть и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем.
(Изображаем змейку)
Тихо по земле шурша,
Ползет змейка не спеша...
- И вдруг на полянке встречает ежика. (Су-джок мячик)
«Игра с Ежиком»
Мы возьмем в ладошки «Ежик»
(берем массажный мячик)
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе)
9. Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях.
- Молодец! Чтобы у ежика на полянке было красиво, Шуша решила посадить ромашки. Помоги Шуше и посчитай, сколько ромашек посадили.
- Молодец! Посмотри, какая красивая поляна получилась.
- Кто же еще любит гулять на этой поляне? (Лошадка)
- Давай расскажем Шуше стих о лошадке с движениями. (Рассказывает стих А. Барто "Я люблю свою лошадку" с движениями "кулачок - ребро - ладошка")
10. Итог занятия. Оценка речевой деятельности ребенка.
- Сегодня Шуше очень понравилось играть с тобой. А тебе понравилось? Пойдем к ней в гости ще раз?
- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
- Что было трудным для тебя?
- Какое задание понравилось больше всего?
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [ш].
- И Шуше тоже понравилось как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет тебя поблагодарить и подарить вот такую наклейку. Ты молодец!