12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тлупова Эмма Нургалиевна123
Россия, Самарская обл., Самара

Конспект интегрированного урока
«Путешествие в страну Лексика»



                                                                            Авторы: учитель русского языка и
                                                                                          литературы 
                                                                                          Тлупова Э.Н.
                                                                                          учитель английского языка
                                                                                          Ивченко Ю.И.

​​​​​​​


ПрезентацияPPTX / 12.78 Мб

Предмет: русский язык, английский язык
Класс: 5-6
Тип урока: повторительно-обобщающий по разделу «Лексика»
Форма проведения: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийная интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями, алфавит русский и английский, аудиофайлы, эмблемы для членов команд, морская атрибутика(канат, ракушки, колокол, компас, глобус, сети морские и т.д.)
Цель урока:
расширить понятие лексического значения слова, повторить и закрепить в пройденный материал в английском и русском языках.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся, способствовать формированию и расширению лексического запаса русского и английского языков. Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь, формировать представление о языках как духовной ценности, форме выражения национальной культуры, развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, сознательное отношение к языку как явлению культуры, как к основному средству общения, способствовать развитию интереса к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

знают понятия антонимы, синонимы, омонимы; умеют определять все значения многозначных слов; ориентируются в понятиях заимствованные и устаревшие слова;

Личностные:

формировать дисциплинированность, настойчивость и самостоятельность

Метапредметные:

Коммуникативные:

умеют участвовать в учебном диалоге, следя за правильностью речи; высказывать свою точку зрения

Регулятивные:

формировать умения контролировать процесс и результаты своей деятельности, принимать и сохранять цели учебной деятельности, находить средства ее осуществления

Познавательные:

строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.



Ход урока

Звучит песня «А ну-ка песню нам пропой,весёлый ветер!»

Слайд1 -Путешествие в Лексику

Вступительное слово ведущих

Учитель:
-Добрый день, дорогие ребята, и уважаемые гости нашего мероприятия! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Сегодня мы свами отправимся в путешествие, но необычное путешествие. В страну, которая называется Лексика.

Teacher:

-Good afternoon, dear guests, boys and girls! Welcome to our intellectual show! We are glad to see you and we hope that you’ll enjoy today game!

Учитель:

-Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, насколько вы владеете языком и любите его. Ведь наше мероприятие посвящено знанию языков.

Слайд2

Teacher:

-Английскому и русскому. И сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в далекую страну, которая называется Лексикой .
У:
-Команды заранее получили домашнее задание: придумать название и девиз.
Попросим продемонстрировать.

(капитаны команд приветствуют друг друга )

Слайд 3

1команда «Мечтатели»:
Капитан:
-Команда мечтателей приветствует команду «Решительных и отважных».
Команда: «Наш девиз: Всегда все вместе, всегда всем весело!»

2.команда «Решительные и отважные»

Капитан: - Команда «Решительных и отважных» приветствует «Мечтателей»

Команда: «Наш девиз: Не унывать! Всё пройти и всё узнать!»

Капитаны команд зачитывают строчки:

1к.-Идем сегодня в плаванье, готовились давно.

Хотим проплыть уверенно по океану Слов.

2к. -К чему нам быть готовыми? –

У всех один вопрос.

У.-Ну что ж, ребята. Свистать всех наверх! В добрый путь! Попутного ветра!

Т.-Семь футов под килем!

1.Разминка

Слайд 4-Карта

У.- В пути вас ждут разные испытания. Ведь он пролегает через океан знаний, через различные бухты. И пройдут эти испытания лишь те, кто хорошо знает секреты языка. Сейчас мы находимся в начале пути (ещё на берегу) и чтобы попасть на борт нашей Бригантины обе команды должны пройти небольшое испытание.

Слайд 5-Разминка

Т.- Небольшая разминка. Чтобы не заблудиться в пути, необходимо будет вспомнить сколько букв в русском алфавите и в английском. Ребята, расставьте пожалуйста буквы в алфавитном порядке. Но это испытание вы должны пройти на время, кто быстрее (на время; кто быстрее)
Засекается время -1мин

(капитаны команд проверяют, сверяют с таблицей на слайде)

Слайд 6-Бригантина

У.-Что ж, алфавит вспомнили, следовательно, каждая команда получает пропуск на Бригантину (команды получают пропускные билеты)
(появляется слайд с Бригантиной под саундтрек) .

1 капитан: -Отдать швартовы!

2 капитан:-Отправляемся в путь! (Звонит в колокол)

ЗВУЧИТ ШУМ ВОЛН

ПОЮТ песню « А ну-ка песню нам пропой ,веселый ветер!»

2. Бухта Ералаш

Слайд 7-Ералаш


Т.- Мы с вами попали, ребята, в бухту «Ералаш», что означает путаница. Здесь перепутались буквы в словах. И чтобы продолжить наш дальнейший путь, необходимо правильно расставить буквы и прочитать эти слова.

Переставь буквы местами и запиши получившееся слово.

ЛАШКО- школа (School, cow,flower,tree)

РОКОВА- корова

ВЦЕКТО- цветок

РЕЕОДВ- дерево

Проверяем результаты

Слайд 8 -ответы

Т.-Слова вы отгадали. Молодцы! Теперь правильно соотнесите их с английскими названиями и правильно прочитайте.

Слайд 9-Бригантина

(Команда, справилась, получает звезду)

У.-Продолжаем наше путешествие

(включаем волны)

3.Бухта Загадочная

Слайд10(сначала без слов, затем появляются ответы)

У.-Ребята, мы продолжаем свое путешествие и оказались с вами в бухте с названием - Загадочная. Тут у нас странный мешочек. Давайте посмотрим, что в нём. Может шоколадки, а может орехи? Ну-ка, проверьте.

2учитель стоит с мешочком, разъясняет капитанам их задачу)

Капитаны команд достают листочки с загадками и загадывают команде-сопернику, а те отгадывают) Если команда не отгадает,то отгадывают соперники.( переход хода)

_А тут, ребята, загадки у нас.

Вам необходимо отгадать загадки и дать ответ на русском ,а затем и на английском языках. Но у нас перепутались отгадки .

Т.-Смотрите внимательно на слайде и подбирайте верные ответы (отгадки на слайде на англ.и русском яз)

- Перед вами карточки со словами. Попробуйте их соотнести.

1. Лежал, лежал, да в речку побежал

2. Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас!

3. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растет.

4. Зимой спит, а летом шумит.

5. Лег усатенький, встал горбатенький.

6. В будке спит, дом сторожит, кто к хозяину идет, она знать подает.

7. Все его любят, а поглядят на него, так морщатся.

8. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдет, там заметку кладет.

ОТВЕТЫ К ЗАГАДКАМ

1. Снег, snow

2. Часы,clock

3. Дождь, земля, трава-rain, earth, grass

4. Вода, water

5. Кот, cat

6. Собака, dog

7. Солнце, sun

8. Карандаш, pencil

(Учитель дает за каждый правильный ответ звезду команде)

С каждым отплытием включаем шум волн

Динамическая пауза:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Слайд 11

4.Бухта Синонимия и Антонимия

Блиц-опрос(быстро) (включить 1минуту)

Т.- Отправляемся далее и мы оказались с вами в бухте Синонимия и Антонимия. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Помоги найти друга». Я буду называть слова, а вы подбираете к нему синоним на русском,а затем английском языках. Но выполнять это задание надо быстро.(на слайдах).учитель раздает карточки с английскими словами.

Слайд 12 -синонимы

Актёр-артист, врач- доктор , педагог- учитель, пилот-лётчик (Аctor, doctor, teacher pilot)

(после того как подберут синонимы,надо выдать карточки со словами,чтобы за минуту соотнесли)

( подсказка:
Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? )

Слайд 13- Антонимы

У.- Ну,а теперь заглянем в Антонимию. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Что вы знаете про антонимы. Подбираем антоним к слову

Большой –маленький, старый-молодой, хороший-плохой, радостный-грустный, длинный-короткий

-Молодцы! А попробуйте теперь на английском.

(после того как подберут антонимы, надо выдать карточки со словами, чтобы за минуту соотнесли)
(подсказка :
Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». )

Награждаются звездами

(Включаем шум волн)

У.-Молодцы! Каждая команда получает звезду. Мы продолжаем наше плавание по ОКЕАНУ СЛОВ,ПО ОКЕАНУ ЗНАНИЙ

Слайд-14,15,16

5.Бухта Пословиц

Т.-Ребята, мы прибыли в бухту Пословиц.
The next contest "Wisdom of the Ages". I give you some words. You should put them into correct order to make proverbs and name Russian equivalents.

У. -Ваша задача – составить пословицу( а вернее восстановить) и подобрать эквивалент похожих по смыслу пословиц и поговорок (каждой команде раздаются конверты с заданием, в конверте по 2 пословицы на рус.и англ.яз).



1. ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

1.

2. ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ

2.

3. ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ

3.

4. В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ

4.




Т.-Ребята ,подберите английские эквиваленты.

Слайд 16 для проверки

1. EAST OR WEST HOME IS BEST.

1. В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ.

2. BETTER LATE THAN NEVER.

2.ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

3. TWO HEADS ARE BETTER THAN ONE


3. ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.

4. BETTER AN EGG TODAY THAN A HEN TOMORROW

4.ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ



ЗВУЧИТ ШУМ ВОЛН

Учитель выдает учащимся звезду за правильные ответы.

6. Бухта Заимствований

Слайд 17-Бухта… Бутылка

У.-Дорогие ребята, продолжаем наш путь и мы с вами прибыли в последнюю бухту. Но почему-то она безымянная. Название стерлось, исчезло. Как же нам быть? Нам нужно восстановить его. Найти бы хотя одну подсказку…

На слайде появляется бутылка

Т.-Ребята, смотрите, что это за необычный сосуд. А может это бутылку волной прибило? Может она нам даст подсказку ,ребята. подсказку.

У.-Здесь видимо какое-то послание. (разворачивает послание) А вот и подсказка. Послушайте стихотворение, возможно здесь зашифровано название бухты.

Т.-Речь состоит из слов,

Этот закон не нов.

Каждое слово – живое

С особой, своей судьбою.

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы:

Торговлю вели, воевали,

бранились, а после – мирились,

жить в добром соседстве учились…

Т.-И вот результат их общенья,

Волшебное слов превращенье.

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье.

Историю слов сможем мы рассказать

Любому, кто хочет об этом узнать

У.-Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?

Как только назовёте его, появится и название бухты.
(Заимствованные)

Слайд 18 – Бухта Заимствований

Появляется название бухты на слайде

-Верно. А из каких языков пришли слова в русский язык, кто знает?

-Французского,английского,немецкого,итальянского,греческого.Сегодня мы поговорим о словах, заимствованных из английского языка.

Т.- Англицизмы – это слова или обороты речи в каком-либо языке, заимствованные из английского языка или созданные по образцу английского слова или выражения. Отвечая на вопросы игры, вы будете отгадывать слова англицизмы, которые вошли в нашу речь из английского языка.
You know that there are many English adopted words in Russian. Take sheets of paper with Russian words and write down English words. Work in groups! 1 point for one correct word.

Look at the screen! You can see word endings and transcription. They help you find English words.

Слайд 19 –Приметы англицизмов

На слайде

[dз] – дж

-ing [η] - инг

men [men] – мен

ment [ment] – мент

er [ә] – ер

(t) ch [t∫] – тч

tion [∫en] – ция

Вставить приметы заимствований

Т: -Your task is to find English adopted words and underline them on sheets of paper. You will get 1 point for 1 correct word. (за каждый правильный ответ – 1 балл – 1 морская звезда).

Ребята,у вас на столах карточки со словами. Отметьте пожалуйста заимствованные слова по приметам.

Слайд 20-слова

Терраса, брифинг, жюри, дайвер, штраф, джинсы, спринтер, митинг, компьютер, вермишель, шоумен, штаб, крекер, матч, вундеркинд, шедевр, кастинг, газета, .

Слайд для проверки 21

Терраса, брифИНГ, жюри, дайвЕР, штраф, ДЖинсы, спринтЕР, митИНГ, компьютЕР, вермишель, шоуМЕН, штаб, крекЕР, маТЧ, вундеркинд, шедевр, кастИНГ, газета.

Т.-Последние десятилетия компьютер, современные средства связи активно входят в нашу жизнь. Мы узнаем много новых слов. For example: a scanner, a processor, a modem, the Internet, a printer, a disk, a monitor, a Xerox (Юля проводит диктант).
-Заимствованные слова помогают нам изучать английский язык. Даже, если вы никогда не встречали ранее этого слова в английском языке, вы сможете легко с ним работать, можно только удивляться – сколько слов вы знаете!К заимствованным словам вы привыкли, вы их легко вспомните и узнаете при переводе сложного, незнакомого английского текста.

(команда получает звезду)

Слайд 22-заимствованные слова

У.- Игра «Подбери синоним» (устно на скорость )

-Многие заимствованные слова имеют русские синонимы. Для начала прослушайте как они звучат.
Замените данные заимствованные слова русскими синонимами (работают устно)
Ведущие поочередно загадывают командам слово. То 1команде,то 2команде.Если команда не отвечает, ход переходит другой команде.

Тeacher на английском языке слова загадывает, Учитель на русском, а дети переводят .

Эксклюзивный – исключительный,

Бейби – малыш,

Презент – подарок,

Бойфренд – друг, возлюбленный,

Имидж – образ,

Постер – плакат,

Уикэнд – выходные дни,

Юзер – пользователь,

Холидей – каникулы,

Динамическая пауза:

Wind the bobbin up,

Wind the bobbin up

Pull, pull,

Clap, clap, clap.

Point to the ceiling,

Point to the floor,

Point to the window,

Point to the door.

Clap your hands together,

One, two, three,

Put your hands down on your knee

У.-Ну а теперь, ребята, вам предстоит ещё одно испытание-поработать редакторами. Вы ведь теперь различаете англицизмы и русские слова. Не всегда уместно использовать в речи иностранные слова. Отредактируйте предложения, замените английские слова, использование которых неуместно, русскими синонимами. Работаем 2 минуты.

1вариант-(Команды получают карточки с предложениями)

2 вариант-устная работа

1. Мама получила замечательный презент (подарок) на день рождения!

2. Мой брат любит слушать джаз. (музыку)

3. После ланча я вышла на улицу. (обеда)

4 Мой бой-френд (друг) такой клевый (умный)!

5. Моя подруга сменила имидж. (образ)

6. Я со своей семьёй собираюсь на уикенд на турбазу (выходные)

-Молодцы! Вновь вы справились с заданием и прошли испытание и получаете звезду.

Команды награждаются звездами.

Т.:- Что ж, мы вспомнили какие слова называются заимствованными и приметы англицизмов. Все испытания вы прошли и теперь вы опытные путешественники. Сейчас у нас викторина Вы должны отгадать эти слова. Поехали!
Бывает:
театральное, ледовое, световое, лазерное, теле-
Что?

Show

Шоу

Т.- Как одним словом назвать прослушанные вами музыкальные фрагменты

Soundtrack
Саундтрек

У.: -Этот предмет есть дома, на работе, в школе, в офисах. Некоторые ученые предполагают, что однажды он станет умнее человека.

Computer

Компьютер

Т.: -Отгадайте ребус

Иt1717276271aa.pngДжип ( ИМИДЖ)

Image

Имидж

У.- Чтобы сделать это и выложить в социальные сети, люди используют специальные устройства, накладывают фильтры и даже рискуют жизнью.

Что это?

Selfie

Селфи

Т.- Это вид спорта, слово-название

которого образовано из корней,

на английском означающих

«нога» и «мяч».

Что это?

Football

Футбол

У.- Назовите популярную головоломку, название которой на английском означает «пересечение слов».

Crossword

Кроссворд

Т.- Это самая распространенная часть гардероба. Их носят все: и дети, и взрослые. Любого достатка. Думаю есть и в вашем гардеробе. Ведь история этой вещи насчитывает уже 200 лет.

Jeans

Джинсы

-Молодцы!

- Заимствованные слова помогают нам изучать английский язык. Даже, если вы никогда не встречали ранее этого слова в английском языке, вы сможете легко с ним работать, можно только удивляться – сколько слов вы знаете!

Подведение итогов за выполнение задания и звезду в копилку.

Подсчет звезд и итогов.

У.-Ребята, вы сегодня большие молодцы! Безусловно, без заимствований современный человек обойтись не может. Но их употребление должно быть уместно.Ведь неуместное использование заимствованных слов засоряет язык.

Т: Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно.

У: -Предлагаем послушать стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова:

У торговцев, у послов

(да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных, умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу хау, чартер,

Тюнер, плейер, бартер,

Картер, брокер, лобби,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер,

Т: -Фьючерс, дайджест, рейтинг,

Имидж, спонсор, серфинг,

Шоу, таймер, бизнес,

Брифинг, картридж, клиринг,

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему…

У: -Что высмеивает автор в своем стихотворении?

-Автор высмеивает злоупотребление иноязычной лексикой. Не стоит употреблять иностранные слова без надобности. Наш язык один из самых богатых языков мира. Будем гордиться и своим языком, и своей историей. Попробуем использовать в своей речи больше исконно русских слов. Не только русский язык заимствует иностранные слова. Из русского языка тоже слова переходят в другие страны, в другие языки. Например, матрешка, балалайка, спутник, радушие, перестройка, удаль. Этих слов нет ни в одном языке мира! (комментарии учителя). А чтобы речь ваша была богатой, правильной и вы умели выражать любую свою мысль, надо читать больше книг.

Подведение итогов.

Подсчитывается количество жетонов (набранных морских звёзд) у команд и определяется победитель. Награждаются самые активные участники путешествия. Выставляются оценки.

У:-Ну вот и закончилось наше путешествие, ребята.Понравилось путешествовать по стране Лексика?
Т:-Какая бухта больше всего понравилась? На этом мы прощаемся и говорим: -GOOD BUY!
У: -До новых встреч, ребята!

Звучит саундтрек из кинофильма «Пираты Карибского моря»









Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.06.24 в 04:21 0Ответить Пожаловаться
Содержательный и полезный рескрс!
Дедушка ГуРу, 02.06.24 в 07:25 0Ответить Пожаловаться
Наидобрейшего времени суток, Эмма Нургалиевна.

Интересно.

Я поверил первой части текста (211 слов) и обнаружил 11 ошибок (смотрите прикреплённое изображение). В основном ошибки были связаны с отсутствием пробелов до (или после) знаков препинания.

Я, как всем известно, с "правильно писанием" не дружу и не берусь судить, это ошибки или нет.

Отредактировано 02-06-2024 07:26

Легоцкая Вера Сергеевна, 02.06.24 в 08:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Эмма Нургалиевна, за интересную и содержательную разработку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.