Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по развитию речи «А мы в сад пойдём, урожай соберём!»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе на тему: «А мы в сад пойдём, урожай соберём!»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи у детей.
Задачи:
- Учить использовать в речи наиболее употребляемые существительные и прилагательные;
- Закреплять представления детей о фруктах;
- Учить образовывать множественное число имён существительных в именительном и родительном падежах;
-Развиваем зрительное внимание и конструктивные навыки – умение складывать разрезную картинку из четырёх частей, узнавать фрукты по части их изображения;
- Развивать общую, мимическую и артикуляционную моторику;
- Учить сочетать речь с движениями;
- Развивать межполушарные связи;
- Развивать логическое мышление, связную речь детей;
- Воспитывать интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания новых изображений.
Реализация содержания программы в образовательных областях:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности используемые в НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие».
Область «Познавательное развитие»: продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, вишня).
Область «Речевое развитие»: расширение объёма словарного запаса словами по теме «Фрукты», употреблять существительные с обобщающим понятием «фрукты», образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Область «Физическое развитие»: обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Материалы и оборудование:
Игрушка червячок Гоша, тематические изображения плодовых деревьев на мультимедийной доске; заготовки для аппликации на тему «Фрукты» : бумага цветная для аппликации, ножницы, кисточки и клей, клеёнки для аппликации, салфетки (по количеству детей), квадраты красного и жёлтого цвета для вырезания яблок, вырезанное и приклеянное на большой формат бумаги дерево с зелеными листочками; муляжи фруктов; разрезные картинки «фрукты».
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темы «Где растут фрукты», «Фрукты – полезные продукты», загадки про фрукты, рассматривание вместе с детьми муляжей и рисунков фруктов, уточнить цвет, форму и величину каждого из них; физкультминутки «Собираем урожай», пальчиковая гимнастика (межполушарное развитие) «Червячок и яблоко».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл необычный гость, хотите с ним познакомиться? А вот и он! (педагог показывает надетую на руку игрушку червячка) и от его имени говорит:
- Здравствуйте дети! (дети здороваются). Меня зовут червячок Гоша. Я пришёл к вам за помощью. Помогите, пожалуйста собрать урожай в нашем саду. Там растут сладкие, сочные, ароматные фрукты ( на мультимедийной доске появляется изображение фруктового сада).
Воспитатель: дети, вы хотите помочь? (ответы детей)
Гоша: но сначала я хочу загадать вам загадки про те фрукты, которые растут в нашем саду. (после того, как дети отгадают загадку, на доске появляется изображение плодового дерева с отгаданным фруктом):
Листья плотные да лаковые,
Плоды жёлтые да лакомые.
Её скорее скушай –
Созрела значит … (груша)
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие. ( сливы )
Бусина красна, сока сладкого полна,
А в бусине тросточка, на тросточке косточка.(вишня)
Само с кулачок , красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко (яблоко)
Плод этот сладкий,
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый. (персик)
Гоша: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! А сейчас я предлагаю вам собрать картинку с фруктом и назвать его ласково. (каждый ребенок получает по разрезанной на 4 части картинку с каким-либо фруктом; дети могут собирать картинки за столами или на коврике).
Гоша: Молодцы, ребята, вы отлично справились и с этим заданием. И сейчас мы отправляемся в сад.
Воспитатель: дети, встаньте на дорожку и подравняйте ножки (дети встают в одну линию, лицом к педагогу). Скажите, ребята, где растут фрукты? На чём они растут? (ответы детей). Правильно, и чтобы сорвать с дерева зрелые плоды вам надо встать на цыпочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами.
Воспитатель показывает разные фрукты и просит детей называть эти фрукты и показывать, как их надо срывать с деревьев в саду.
Педагог показывает малышам яблоко, а затем произносит фразы, выполняя одновременно соответствующие движения.
Это…яблоко (руки протянуть вперёд ладонями вверх, как бы показывая на яблоко)
В саду растут… яблоки ( посмотреть наверх и поднять вверх руки, как бы показывая на яблоки висящие на дереве)
Мы сорвали много… яблок ( поочерёдно поднимать и опускать руки, совершая хватательные движения, как бы срывая с дерева яблоки)
Затем воспитатель показывает грушу и вместе с детьми повторяет движения и рассказывает о ней: «Это -… ( груша). В саду растут…(груши). Мы сорвали много…(груш)». Аналогично педагог рассказывает и показывает про другие фрукты, образуя разные формы слов.
Гоша: спасибо, ребята, что помогли собрать так много фруктов! А скажите, пожалуйста, вы любите кушать фрукты? (ответы детей). Я люблю яблоки, апельсины и лимоны. А ты, Маша, какие фрукты любишь?
Гоша просит каждого ребёнка назвать фрукты, которые больше всего ему нравятся. Дети должны говорить примерно так: «Я люблю ,или мне нравятся... груши, яблоки и персики.
Гоша: как чудесно, ребята, что вы любите фрукты! А я не только люблю их есть, но еще со своими друзьями-червячками люблю играть в прятки в яблочках. А вы хотите поиграть со мной?
Тогда представьте, что ваши большие пальчики – это червячки, а кулачки – яблочки. Спрячьте «червячков» в «яблочки». А теперь покажите их (движения выполняются 4-5 раз). А сейчас «червячки» будут играть по-другому: один «червячок» спрятался в «яблоке», а другой выглядывает из него, как будто ищет друга, но когда я скажу «поменялись», тот кто спрятался, выглянет из «яблочка», а тот, кто выглядывал, спрячется и делать это надо стараться одновременно двумя руками.(движения выполняются 5-6 раз).
Гоша: ребята, вам понравилась моя игра? И мне очень понравилось играть с вами. Но мне пора возвращаться домой. Спасибо вам за помощь, до свидания! (дети прощаются с персонажем)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята посадить свою яблоньку с яблочками. Для этого мы с вами приклеим красные и желтые яблоки на это дерево (воспитатель показывает бумажное дерево)
Воспитатель: у вас на столах в тарелочках лежат красные и желтые квадраты. Из них мы будем вырезать наши яблочки. Смотрите внимательно, и я покажу вам как из квадрата сделать круглое яблоко: надо срезать уголки немного закругляя их. Вот и получилось круглое яблоко. (воспитатель по мере необходимости помогает детям). Кладём их на клеёночку, намазываем клеем, приклеиваем на нашу яблоньку, прижимаем салфеткой. Какие вы молодцы! Ребята, посмотрите, и на нашей яблоньке созрели яблоки! Какие они красивые, красные, жёлтые, ароматные!
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, чем вы сегодня занимались? Кто к вам приходил в гости? Вам понравилось с ним играть?
Расскажите, пожалуйста, как у вас из квадратов получились кружочки?
Вам понравилось вырезать яблочки? А что вам еще сегодня понравилось?