Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Пришли мне чтения доброго» к 280 - летию Оренбургской области

1
0
Материал опубликован 1 November в группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей

Кувандыкского городского округа Оренбургской области»



Технологическая карта

интегрированного занятия по речевому развитию «Пришли мне чтения доброго»

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»: Чивелева Наталья Викторовна

Возрастная группа:подготовительная группа

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Разделы: Развитие речи, интерес к художественной литературе; окружающий мир,математические представления; сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма.

Цель: создание условий для воспитания читателя, способного анализировать качества и поступки героев сказки «Аленький цветочек» оренбургского писателя С.Т. Аксакова

Обучающие:

- закреплять знания детей о родном Оренбуржье, его достопримечательностях, истории, памятных датах, людях, чья жизнь связана с Оренбургской областью (губернией);

- закреплять умение пересказывать сказку самостоятельно и с помощью вопросов воспитателя;

- закреплять умение расставлять цифры от 1 до 9 в порядке возрастания;

- тренировать умение разгадывать кроссенс;

-закреплять умение проходить лабиринты.

Развивающие:

-развивать речь детей, обогащать словарный запас;

- расширять кругозор детей;

-развивать умение мимикой и жестами показывать эмоцию испуга;

-развивать смекалку, зрительную память, развивать внимание, воображение;

-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

- воспитывать чувства любви к своей малой Родине – Оренбургской области, гордости за свой родной край;

- воспитывать доброту, отзывчивость;

-воспитывать самостоятельность, умение работать коллективно;

-воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и с помощью воспитателя.

Временной ресурс: 20 минут

Материалы и оборудование: телевизор, 9 мешочков историй с соответствующим наполнением, флешка с презентацией к занятию, фотографии достопримечательностей Оренбуржья: Бузулукский бор, Соль-Илецкий курорт, степной ковыль, лошадь Прежвальского, Оренбургский пуховый платок, изделия из Орской яшмы, экспонаты мини-выставки «Чем славится Оренбургская земля»: зерна пшеницы, соль, шкатулка из орской яшмы, колосья пшеницы, оренбургский пуховый платок; портрет С.Т. Аксакова, иллюстрации к сказке, книга С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», телефон, мини принтер.

Раздаточный материал: карточки с лабиринтами, простые карандаши на каждого ребенка, стаканы под карандаши на каждый стол.

Методы: наглядные, словесные, практические, проблемные.

Приемы: Объяснение, указание, показ последовательности выполнения практической деятельности (по требованию), постановка проблемного вопроса, самоанализ.



Ход занятия


Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

1

2

3

4

Вводно-организационный,

2 мин

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность

- Ребята, здравствуйте, рада вас видеть!

- Давайте знакомиться?

- Я уже знаю, как вас зовут, как думаете, откуда?

- А как зовут меня?

- Хотите узнать как? Можете спросить у меня!

- А вы знаете в какой области вы живете? (В Оренбургской области)

- Со всего мира сюда приезжают учёные и туристы, чтобы своими глазами увидеть вековые сосны, растущие на песках Бузулукского бора, пушистый ковыль бескрайних степей, легендарную лошадь Пржевальского, водоёмы с целебной водой и полезными грязями Соль-Илецка, приобрести на память изящные и необыкновенно теплые пуховые платки, изделия из орской яшмы, попробовать на вкус настоящий оренбургский хлеб из знаменитых сортов пшеницы. (Воспитатель показывает картинки и экспонаты мини выставки)

15 марта 1744 года была учреждена, т.е. создана Оренбургская губерния, так называлась раньше наша область. И в этом году исполнилось 280 лет со дня образования Оренбургской губернии.

- А еще, ребята, в нашей области, был проездом А.С. Пушкин, а также провел свое детство русский писатель С.Т. Аксаков (показать в книге).

Принимают проблемную ситуацию.

Отвечают на вопросы.



Мотивационно-побудительный

2 мин

Ситуация, включающая детей в игровую деятельность

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность

- С чудесами Оренбуржья мы познакомились, предлагаю узнать теперь друг друга еще лучше и для этого поиграть! Кто за? Здорово!

Игра «Менялки»

- Встаем в круг.

- Меняются местами те, кто в брюках.

- Меняются те, кто живет в Оренбургской области.

- Меняются те, кто любит сказки! Вот как нас много – любителей сказок!

- Знаете, ребята, а мне так давно никто не читал, а тем более не рассказывал сказок!

-Это как-то можно это исправить? Что вы можете предложить?(Если дети затрудняются ответить, то воспитатель задает наводящие вопросы: - Прочитать сможете? А рассказать сказку сможете? – Здорово!)


Играют в игру с воспитателем.






Отвечают на поставленный вопрос.

Актуализация,4 мин

Развивать внимательность, наблюдательность

Закреплять умение расставлять цифры от 1 в порядке возрастания

- Замечательно, спасибо! Рада, что вы такие добрые и отзывчивые.

- А хотите узнать, какую сказку мне хотелось бы послушать?

- Тогда предлагаю вам найти в группе необычные предметы, которых до этого не было, вы их не видели.

- Что вы нашли?

Для начала расставьте мешочки по номерам по порядку, от меньшего, к большему.

- Справились? Рада очень!

- Это мешочки не простые, это мешочки историй, и они помогут вам узнать сказку, которую мне хочется послушать, и помогут вам ее рассказать.

- Итак, доставайте то, что находится в 1 мешочке.

Выдвигают предположение.

Выполняют задание. Находят мешочки (9 штук)

Высказывают свое мнение.

Расставляют мешочки по номерам от 1 до 9

Достают из мешочка 1флешку.

Закрепление пройденного


Тренировать умение разгадывать кроссенсы



















развитие речи детей, обогащение словарного запаса,

формирование умения устного счета предметов в пределах первого десятка


закрепление знаний о геометрических фигурах

- Итак, на этой флешке для вас задание, выполнив которое, вы узнаете, какую же сказку мне хочется сегодня послушать.

= Воспитатель включает флешку. На ней кроссенс с зашифрованной сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

СЛАЙД 2

- Что это за сказка? Есть среди вас те, кто догадался?

- Молодцы! Конечно, это сказка «Аленький цветочек»

- Может вы знаете, кто написал эту сказку?

СЛАЙД 3

- Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель.

- Итак, «Аленький цветочек» –одна из добрых и мудрых сказок.А ещё ребята, эта сказка называется: «Сказка Пелагеи Ключницы», написал её С. Аксаков, детство которого проходило в нашем крае, в Оренбургской губернии, в имении деда. Эту сказку тогда ещё маленький Серёжа услышал от Пелагеи Ключницы. И эта история ему запомнилась на всю жизнь.

- Что же, приступаем к рассказыванию. Я вас внимательно слушаю. С чего же начинается сказка?

- Молодцы! Так, хорошо!

- В сказке нам встречаются интересные слова «золотой венец» - как вы думаете, что это? - корона; Слайд № 4

«тувалет» - что обозначает это слово? – зеркало.

- А тувалет был какой, мы можем узнать, вернувшись к нашим мешочкам истории.

- Сморим следующий по порядку мешочек истории.

Мешочек № 2

- Доставайте «историю» из мешочка.

= Дети достают зеркало, состоящее из нескольких частей и складывают его.

- Супер!

- Что же дальше было в сказке? (Отыскал купец гостинцы старшим дочерям, нападают на него разбойники, он бежит и попадает в дремучий лес. Затем он попадает в сказочный дворец, где и находит Аленький цветочек.

- Итак, = воспитатель зачитывает из книги отрывок, где купец срывает Аленький цветочек и появляется чудище =

- Какое купцу было наказание за это? (наказание было - умереть смертью безвременной или прислать вместо себя одну из дочерей своих.)

Мешочек историй № 3.

МЕШОЧЕК с КОЛЕЧКОМ принес ребенок,но не открывает пока

- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»? открывай мешочек историй(При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение».)

- А мизинец, это какой палец, покажите мне его на своих руках?

- а можете ли вы назвать другие пальцы? Давайте сделаем это вместе, повторяйте за мной.



Отвечают на вопросы

Вспоминают раннее усвоенное, выполняют задание в тетради.

Динамическая пауза,

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Большой палец – дедушка,

Указательный – бабушка,

Средний – папа,

Безымянный – мама,

А мизинец – это я,-

Вот и вся моя семья.


Дети выполняют движения под текст.

Практическая работа


Закреплять знания о животных Северного полюса



















Развивать умение мимикой и жестами показывать эмоцию испуга.






Закреплять умение проходить лабиринты. Развивать внимание.




Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? (Две старшие - рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)

Почему именно младшая дочь согласилась отправиться к чудовищу?

Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»? (Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.)

- А по какому пути летел цветочек, хотите узнать? нам поможет узнать Мешочек историй № 4.

- Проходите, пожалуйста за столы, присаживайтесь. Возьмите, пожалуйста простые карандаши и проведите путь цветочка к земле, где он рос.

- Я тоже сделаю это вместе с вами.

- У всех получилось? Здорово. Молодцы!

Показался ли девушке хозяин дворца - зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)

Как девушке жилось у чудовища? (пересказ)

Каким образом общались чудовище и девушка?

Когда в первый раз появляется чудище страшное, безобразное, что вы почувствовали? А вы бы испугались, увидев чудовище? Представьте это и изобразите, пожалуйста, свой испуг.

- Что произошло в сказке дальше. Я внимательно слушаю.

(Девица отпросилась у чудища навестить отца, пообещав вернуться в срок. Но задержалась.

Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?

Мешок историй №5…(игрушка часы перевести на час назад)

Что случилось тогда со зверем лесным? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад;А вернувшись, обнаружила, что не встречает её чудище. Ходит она по дворцу, зовёт хозяина — нет ответа. А в саду и птицы не поют, и фонтаны не бьют. А на пригорке, где растёт цветочек аленький, лежит зверь лесной бездыханный с завядшим цветком в руках.

Подбежала к нему девица, обняла его голову безобразную, противную и закричит истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг»…

-Почему девица так сделала? (ответы детей: ей было жалко его. Потому что он добрый, не причинял ей зла, а поддерживал её. Относился к ней с любовью).

- Как вы думаете, что за волшебство помогло превратить чудовище в принца?

Мешочек № 6 (Сердце)

(любовь, доброта, честность, искренность, доброе сердце)/

-Чему учит нас сказка «Аленький цветочек»?

-Автору было важно показать душевную красоту героев через их поступки.

Так как полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке – его душа.

Мешок № 7 с плащом и маской (берешь мальчика – отходишь - облачаешь в маску и плащ)

Мы с Мишей оставим вас на минутку – ждите сюрприз!

Благодаря доброте девушке, чудовище превратилось в принца.

- Эта сказка не стареет, потому что люди всегда будут верить в добро и любовь. Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Выполняют задание
















Отвечают на вопрос, размышляют.

Выполняют задание на мимику и жесты.



Выполняют задание на листочках.



Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Организация рефлексии и самооценки деятельности

2 мин















Проблемный вопрос.


- Ну что, мои дорогие, спасибо вам большое, с большим удовольствием сегодня послушала сказку Сергея Аксакова, которая называлась… («Аленький цветочек»)

Я думаю, что книга Аксакова…. Достойна находиться на нашей выставке. На нашей выставке появился новый экспонат.

Мешок историй № 8

Что из данных предметов вы добавите к экспонатам нашей выставки. Даю вам право выбора…(инициатива) (разные предметы и среди них масло подсолнечное, колоски, козий пух, соль, кубик, камень, веревочка, маленькая кукла, мячик массажный).


- А что было для вас сегодня интересным?

- А очень-очень новым и полезным?

- И, конечно же, мы гордимся своим краем, его успехами, его замечательными людьми. Вы будете расти и узнавать все больше и больше о нашем родном Оренбуржье. И с гордость говорить: «Я с Оренбургской земли!», Если вы со мной согласны повторите за мной…

- Ребята, у нас остался последний мешочек…Что же за историю он хочет нам рассказать?

Мешочек историй № 9

(из мешочка дети достают мини принтер, на котором воспитатель распечатывает им наклейки на память)

- Приглашаю всех на коллективное фото! Подойдите к гостям. Будет памятное фото нас жителей Оренбургской областио нашей встрече. (Выходит первая наклейка – для жюри) Пока раздаю фото детям – говорю: «Наше занятие окончено. Благодарю за внимание»




Ответы детей.




Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы.


Решают поставленную проблему, высказывают свое мнение.












Приложени1

Сt1761988098aa.jpg ЛАЙДЫ

t1761988098ab.jpgt1761988098ac.jpgt1761988098ad.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации