Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Пришли мне чтения доброго» к 280 - летию Оренбургской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей
Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Технологическая карта
интегрированного занятия по речевому развитию «Пришли мне чтения доброго»
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»: Чивелева Наталья Викторовна
Возрастная группа:подготовительная группа
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Разделы: Развитие речи, интерес к художественной литературе; окружающий мир,математические представления; сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма.
Цель: создание условий для воспитания читателя, способного анализировать качества и поступки героев сказки «Аленький цветочек» оренбургского писателя С.Т. Аксакова
Обучающие:
- закреплять знания детей о родном Оренбуржье, его достопримечательностях, истории, памятных датах, людях, чья жизнь связана с Оренбургской областью (губернией);
- закреплять умение пересказывать сказку самостоятельно и с помощью вопросов воспитателя;
- закреплять умение расставлять цифры от 1 до 9 в порядке возрастания;
- тренировать умение разгадывать кроссенс;
-закреплять умение проходить лабиринты.
Развивающие:
-развивать речь детей, обогащать словарный запас;
- расширять кругозор детей;
-развивать умение мимикой и жестами показывать эмоцию испуга;
-развивать смекалку, зрительную память, развивать внимание, воображение;
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
- воспитывать чувства любви к своей малой Родине – Оренбургской области, гордости за свой родной край;
- воспитывать доброту, отзывчивость;
-воспитывать самостоятельность, умение работать коллективно;
-воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и с помощью воспитателя.
Временной ресурс: 20 минут
Материалы и оборудование: телевизор, 9 мешочков историй с соответствующим наполнением, флешка с презентацией к занятию, фотографии достопримечательностей Оренбуржья: Бузулукский бор, Соль-Илецкий курорт, степной ковыль, лошадь Прежвальского, Оренбургский пуховый платок, изделия из Орской яшмы, экспонаты мини-выставки «Чем славится Оренбургская земля»: зерна пшеницы, соль, шкатулка из орской яшмы, колосья пшеницы, оренбургский пуховый платок; портрет С.Т. Аксакова, иллюстрации к сказке, книга С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», телефон, мини принтер.
Раздаточный материал: карточки с лабиринтами, простые карандаши на каждого ребенка, стаканы под карандаши на каждый стол.
Методы: наглядные, словесные, практические, проблемные.
Приемы: Объяснение, указание, показ последовательности выполнения практической деятельности (по требованию), постановка проблемного вопроса, самоанализ.
Ход занятия
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводно-организационный, 2 мин | Мотивировать детей на включение в игровую деятельность | - Ребята, здравствуйте, рада вас видеть! - Давайте знакомиться? - Я уже знаю, как вас зовут, как думаете, откуда? - А как зовут меня? - Хотите узнать как? Можете спросить у меня! - А вы знаете в какой области вы живете? (В Оренбургской области) - Со всего мира сюда приезжают учёные и туристы, чтобы своими глазами увидеть вековые сосны, растущие на песках Бузулукского бора, пушистый ковыль бескрайних степей, легендарную лошадь Пржевальского, водоёмы с целебной водой и полезными грязями Соль-Илецка, приобрести на память изящные и необыкновенно теплые пуховые платки, изделия из орской яшмы, попробовать на вкус настоящий оренбургский хлеб из знаменитых сортов пшеницы. (Воспитатель показывает картинки и экспонаты мини выставки) 15 марта 1744 года была учреждена, т.е. создана Оренбургская губерния, так называлась раньше наша область. И в этом году исполнилось 280 лет со дня образования Оренбургской губернии. - А еще, ребята, в нашей области, был проездом А.С. Пушкин, а также провел свое детство русский писатель С.Т. Аксаков (показать в книге). | Принимают проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы. |
Мотивационно-побудительный 2 мин | Ситуация, включающая детей в игровую деятельность Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность | - С чудесами Оренбуржья мы познакомились, предлагаю узнать теперь друг друга еще лучше и для этого поиграть! Кто за? Здорово! Игра «Менялки» - Встаем в круг. - Меняются местами те, кто в брюках. - Меняются те, кто живет в Оренбургской области. - Меняются те, кто любит сказки! Вот как нас много – любителей сказок! - Знаете, ребята, а мне так давно никто не читал, а тем более не рассказывал сказок! -Это как-то можно это исправить? Что вы можете предложить?(Если дети затрудняются ответить, то воспитатель задает наводящие вопросы: - Прочитать сможете? А рассказать сказку сможете? – Здорово!) | Играют в игру с воспитателем. Отвечают на поставленный вопрос. |
Актуализация,4 мин | Развивать внимательность, наблюдательность Закреплять умение расставлять цифры от 1 в порядке возрастания | - Замечательно, спасибо! Рада, что вы такие добрые и отзывчивые. - А хотите узнать, какую сказку мне хотелось бы послушать? - Тогда предлагаю вам найти в группе необычные предметы, которых до этого не было, вы их не видели. - Что вы нашли? Для начала расставьте мешочки по номерам по порядку, от меньшего, к большему. - Справились? Рада очень! - Это мешочки не простые, это мешочки историй, и они помогут вам узнать сказку, которую мне хочется послушать, и помогут вам ее рассказать. - Итак, доставайте то, что находится в 1 мешочке. | Выдвигают предположение. Выполняют задание. Находят мешочки (9 штук) Высказывают свое мнение. Расставляют мешочки по номерам от 1 до 9 Достают из мешочка 1флешку. |
Закрепление пройденного | Тренировать умение разгадывать кроссенсы развитие речи детей, обогащение словарного запаса, формирование умения устного счета предметов в пределах первого десятка закрепление знаний о геометрических фигурах | - Итак, на этой флешке для вас задание, выполнив которое, вы узнаете, какую же сказку мне хочется сегодня послушать. = Воспитатель включает флешку. На ней кроссенс с зашифрованной сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» СЛАЙД 2 - Что это за сказка? Есть среди вас те, кто догадался? - Молодцы! Конечно, это сказка «Аленький цветочек» - Может вы знаете, кто написал эту сказку? СЛАЙД 3 - Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель. - Итак, «Аленький цветочек» –одна из добрых и мудрых сказок.А ещё ребята, эта сказка называется: «Сказка Пелагеи Ключницы», написал её С. Аксаков, детство которого проходило в нашем крае, в Оренбургской губернии, в имении деда. Эту сказку тогда ещё маленький Серёжа услышал от Пелагеи Ключницы. И эта история ему запомнилась на всю жизнь. - Что же, приступаем к рассказыванию. Я вас внимательно слушаю. С чего же начинается сказка? - Молодцы! Так, хорошо! - В сказке нам встречаются интересные слова «золотой венец» - как вы думаете, что это? - корона; Слайд № 4 «тувалет» - что обозначает это слово? – зеркало. - А тувалет был какой, мы можем узнать, вернувшись к нашим мешочкам истории. - Сморим следующий по порядку мешочек истории. Мешочек № 2 - Доставайте «историю» из мешочка. = Дети достают зеркало, состоящее из нескольких частей и складывают его. - Супер! - Что же дальше было в сказке? (Отыскал купец гостинцы старшим дочерям, нападают на него разбойники, он бежит и попадает в дремучий лес. Затем он попадает в сказочный дворец, где и находит Аленький цветочек. - Итак, = воспитатель зачитывает из книги отрывок, где купец срывает Аленький цветочек и появляется чудище = - Какое купцу было наказание за это? (наказание было - умереть смертью безвременной или прислать вместо себя одну из дочерей своих.) Мешочек историй № 3. МЕШОЧЕК с КОЛЕЧКОМ принес ребенок,но не открывает пока - Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»? открывай мешочек историй(При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение».) - А мизинец, это какой палец, покажите мне его на своих руках? - а можете ли вы назвать другие пальцы? Давайте сделаем это вместе, повторяйте за мной. | Отвечают на вопросы Вспоминают раннее усвоенное, выполняют задание в тетради. |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Большой палец – дедушка, Указательный – бабушка, Средний – папа, Безымянный – мама, А мизинец – это я,- Вот и вся моя семья. | Дети выполняют движения под текст. |
Практическая работа | Закреплять знания о животных Северного полюса Развивать умение мимикой и жестами показывать эмоцию испуга. Закреплять умение проходить лабиринты. Развивать внимание. | – Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? (Две старшие - рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».) – Почему именно младшая дочь согласилась отправиться к чудовищу? – Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»? (Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.) - А по какому пути летел цветочек, хотите узнать? нам поможет узнать Мешочек историй № 4. - Проходите, пожалуйста за столы, присаживайтесь. Возьмите, пожалуйста простые карандаши и проведите путь цветочка к земле, где он рос. - Я тоже сделаю это вместе с вами. - У всех получилось? Здорово. Молодцы! – Показался ли девушке хозяин дворца - зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.) – Как девушке жилось у чудовища? (пересказ) – Каким образом общались чудовище и девушка? –Когда в первый раз появляется чудище страшное, безобразное, что вы почувствовали? А вы бы испугались, увидев чудовище? Представьте это и изобразите, пожалуйста, свой испуг. - Что произошло в сказке дальше. Я внимательно слушаю. (Девица отпросилась у чудища навестить отца, пообещав вернуться в срок. Но задержалась. – Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Мешок историй №5…(игрушка часы перевести на час назад) Что случилось тогда со зверем лесным? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад;А вернувшись, обнаружила, что не встречает её чудище. Ходит она по дворцу, зовёт хозяина — нет ответа. А в саду и птицы не поют, и фонтаны не бьют. А на пригорке, где растёт цветочек аленький, лежит зверь лесной бездыханный с завядшим цветком в руках. Подбежала к нему девица, обняла его голову безобразную, противную и закричит истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг»… -Почему девица так сделала? (ответы детей: ей было жалко его. Потому что он добрый, не причинял ей зла, а поддерживал её. Относился к ней с любовью). - Как вы думаете, что за волшебство помогло превратить чудовище в принца? Мешочек № 6 (Сердце) (любовь, доброта, честность, искренность, доброе сердце)/ -Чему учит нас сказка «Аленький цветочек»? -Автору было важно показать душевную красоту героев через их поступки. Так как полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке – его душа. Мешок № 7 с плащом и маской (берешь мальчика – отходишь - облачаешь в маску и плащ) Мы с Мишей оставим вас на минутку – ждите сюрприз! Благодаря доброте девушке, чудовище превратилось в принца. - Эта сказка не стареет, потому что люди всегда будут верить в добро и любовь. Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек. | Выполняют задание Отвечают на вопрос, размышляют. Выполняют задание на мимику и жесты. Выполняют задание на листочках. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свою точку зрения. |
Организация рефлексии и самооценки деятельности 2 мин | Проблемный вопрос. | - Ну что, мои дорогие, спасибо вам большое, с большим удовольствием сегодня послушала сказку Сергея Аксакова, которая называлась… («Аленький цветочек») Я думаю, что книга Аксакова…. Достойна находиться на нашей выставке. На нашей выставке появился новый экспонат. Мешок историй № 8 Что из данных предметов вы добавите к экспонатам нашей выставки. Даю вам право выбора…(инициатива) (разные предметы и среди них масло подсолнечное, колоски, козий пух, соль, кубик, камень, веревочка, маленькая кукла, мячик массажный). - А что было для вас сегодня интересным? - А очень-очень новым и полезным? - И, конечно же, мы гордимся своим краем, его успехами, его замечательными людьми. Вы будете расти и узнавать все больше и больше о нашем родном Оренбуржье. И с гордость говорить: «Я с Оренбургской земли!», Если вы со мной согласны повторите за мной… - Ребята, у нас остался последний мешочек…Что же за историю он хочет нам рассказать? Мешочек историй № 9 (из мешочка дети достают мини принтер, на котором воспитатель распечатывает им наклейки на память) - Приглашаю всех на коллективное фото! Подойдите к гостям. Будет памятное фото нас жителей Оренбургской областио нашей встрече. (Выходит первая наклейка – для жюри) Пока раздаю фото детям – говорю: «Наше занятие окончено. Благодарю за внимание» | Ответы детей. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы. Решают поставленную проблему, высказывают свое мнение. |
Приложени1
С
ЛАЙДЫ


