Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ЗПР
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
Петропавловск- Камчатского городского округа
Конспект итогового занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе комбинированной направленности
для детей с ЗПР
Подготовила:
учитель –дефектолог
Черентаева Жанна Сергеевна
2024 год
Итоговое занятие по Обучению грамоте
в комбинированной подготовительной группе для детей с ЗПР
Подготовила учитель-дефектолог Черентаева Жанна Сергеевна
Цель занятия: Закрепить и обобщить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный);
- закрепить умения детей давать полную характеристику звукам речи;
-упражнять в дифференциации изученных звуков;
- закрепить умения выделять первый и последний звук в слове;
- закрепить умения детей в делении слов на слоги;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- совершенствовать умения определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
- активизировать мыслительную деятельность, диалогическую форму речи;
-развивать операции анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики и координации мелких движений пальцев рук, координации речи с движением;
- развитие умения аргументировать свои ответы.
Воспитательные
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, друг друга, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование и раздаточный материал: карточки с буквами, домики для звуков, символы, карточки с предметными картинками, фишки для обозначения звуков, модели слов с картинкой, магнитная доска, маркеры.
Методы: словесный, наглядный, игровой, сравнительный.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами весь год изучали грамоту, развивали нашу речь. Давайте сегодня вспомним и покажем все чему мы научились за это время. Я для вас приготовила много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными и хорошо себя вести.
2. Основная часть.
- Кто мне расскажет, что такое звуки? Что такое буквы? Чем же они отличаются от звуков? Ответы детей.(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.) Молодцы.
- Вспомним, какие бывают звуки? На какие 2 группы они делятся? (гласные и согласные) Чем гласные отличаются от согласных? Ответы детей (гл.з. - можно петь, воздуху не мешает преграда, согл.зв. петь нельзя, воздух встречает преграду)
- Каким цветом обозначаем гласные? (красным) Назовите гласные звуки (А, О,У, И, Ы, Э). (На доску вешаю домик для гласных).
- Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем? Ответы детей (твердые и мягкие, твердые — синим цветом, мягкие — зеленым цветом) Назовите согласные звуки (П, М, К, С,...). (На доску- домики для согласных) А еще на какие группы мы делим согласные звуки? (звонкие и глухие)
Работа по карточкам в парах.
- Ребята, посмотрите внимательно на карточку. Определите пожалуйста какое слово лишнее. Обратите внимание на первый, последний звук. Объясните свой выбор. (Ответы детей)
Упражнение «Разделите слова на слоги» .
Показываю буквы, слова – это слог? – А что такое слог? Ответы детей (два звука вместе, часть слова). Как мы делим слова на слоги? (ответы детей). Разложите свои картинки –вагончики к правильному вагону, обратите внимание на количество слогов( окошек) в словах.
Динамическая Игра «Поймай звук» А сейчас мы узнаем кто самый внимательный. Я буду называть разные слова. Когда услышите звук О - хлопните, когда звук У- топните, когда звук П –поднимите левую руку вверх, когда Б правую. (осень, утка, баран, пень, ослик, бант, пила, ухо).
Молоды! А теперь зарядка для ума.
Упражнение «Цепочка слов».
- Все слова надо выстроить цепочкой. Каждое следующее слово будет начинаться на последний звук предыдущего слова.
(Сначала вместе )На доске картинки: стол –лук –коза; зонт-тыква-арбуз. Далее самостоятельная работа детей.
Динамическая пауза: пальчиковая гимнастика «Печка»
«Звуковой анализ»
На доске картинка с изображением «Коза»
Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 4 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?
Далее самостоятельная работа детей. У детей на столе карточки- схемы для звукобуквенного анализа и фишки для обозначения звуков.
Упражнение «Найди место звука в слове»
На доске картинки. Кит, Цыпленок, Крокодил . Обозначьте на схеме под картинкой где находится звук К.
Итог занятия. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, а чем мы сегодня занимались на занятии? Какое задание понравилось больше всего? Что было трудным?