12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коновалова Елена Валерьевна3970 Место работы... Сейчас это "Центр поддержки семьи и помощи детям", а несколько лет назад это был просто детский дом для детей дошкольного возраста. Впрочем, неважно, как называется учреждение, важно, как в нем живется детям и как часто они улыбаются!) Россия, Тамбовская обл., Мичуринск Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Конспект комплексной ООД по ознакомлению с окружающим «Осенние мотивы в произведениях русских художников»
Конспект комплексной ООД для детей с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим «Осенние мотивы в произведениях русских художников»
Цель: ознакомление детей с творчеством русских художников Н.И. Осенева, И. Остроухова
Задачи:
Образовательные
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
- учить детей видеть красоту родной природы в произведениях русских художников и поэтов;
- познакомить со значением выражения «очей очарованье»;
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Развивающие
- развивать цветовосприятие, умение работать с различными художественными материалами, используя нетрадиционные техники изображения;
- развивать выразительность движений, пластику, творческие способности;
- поощрять творческую активность детей, развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающие
- воспитывать чувство гордости за свою Родину через соприкосновение с шедеврами национального творчества.
- воспитывать наблюдательность, интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами искусства.
Оборудование и материалы: ноутбук; портрет А.С. Пушкина; волшебная кисточка Осени; репродукции картин Н.И. Осенева «Осень», И. Остроухова «Золотая осень», А.М.Герасимова «В осеннем саду»; мешочек с осенней листвой; тонированный лист ватмана; изобразительные материалы (краски, гуашь, кисти, коктейльные трубочки, ватные палочки и др.), ножницы, клей; музыкальное сопровождение.
Ход ООД
Вводная часть. Этюд «Лучик света»
Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: тук-тук-тук. Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает детям поделиться своим теплом с гостями, пусть им станет также радостно и тепло.
- Ребята, что такое осень? Каковы ее приметы? Когда, после какого времени года, она наступает? (Ответы детей.)
- Сегодня волшебница-осень согласилась поиграть с вами, спрятавшись в картинах известных русских художников. Она приготовила вам загадки, придумала особенные игры, «художественные». Но сначала ответьте, пожалуйста, на два вопроса: «За что вы любите осень?» и «За что вы не любите осень?». (Рассуждения детей.)
- Большинство художников, поэтов, писателей, как и вы, любят осень. Любят за красоту и за то особенное настроение, которое она дарит. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считал, что осень – это «Очей очарованье». (Объяснить детям смысл выражения: очи – так наши предки называли глаза; очарование – прелесть, необычайная красота чего-нибудь). Именно осенью поэт создал множество самых проникновенных и прекрасных произведений. Осень приносила ему вдохновение.
- А теперь внимательно осмотритесь и найдите среди выставленных пейзажей два. Про один можно сказать словами поэта «Унылая пора...», про другой «Очей очарованье». А еще добавить: «Надо же, как это художники понимают природу! От их тихих задумчивых пейзажей так и веет спокойствием». (Н.И. Осенев «Осень», И. Остроухов «Золотая осень»)
- А теперь послушайте сказку. Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и... капризной. Часто меняла свое настроение. В заколдованном мешочке (показ маленькой сумочки) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (из сумочки извлекается украшенная кисть). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и... раз! Из зеленых они превращаются...
- Посмотрите на картину художника Ильи Остроухова «Золотая осень». В какие? Ответить на этот вопрос нам поможет игра «Волшебная палитра».
Дети подбирают гамму цветов и оттенков, соответствующую данной картине, называют их.
- Дотронется Осень палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими печальными слезами. Покрутит палочкой над головой – налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и унесет его далеко-далеко, то ли, хуже того, бросит в придорожную грязь.
- Как вы думаете, ребята, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо? Когда крутит палочкой над головой? (Грустное, печальное, плаксивое, мрачное; гневное, вредное, озорное и др.)
- А давайте мы с вами превратимся в осенние листья и плавно закружимся в воздухе, играя с ветерком.
Этюд психогимнастики «Листочки на ветру»
Мы листики осенние,
На ветках мы висим (руки вверх подняли)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети свободно кружатся, машут руками, изображая полет листиков)
И на землю тихо сели.
Тихо сели…
- Вы уже знаете, что осени поклоняются, как прекрасной даме, и художники, и поэты. Первые описывают ее красками, вторые восторгаются ею в стихах. Казалось бы, все ее хорошо знают. Казалось бы... Но только те люди, у которых волшебное зрение и слух, могут найти ее даже тогда, когда она затевает игру «в прятки». Сегодня эта волшебница согласилась поиграть в прятки с вами.
- Обратите внимание на картину нашего земляка, знаменитого художника А.М.Герасимова «В осеннем саду» на которой изображен прекрасный уголок сада, в котором любил бывать мастер. Взмахнула ли Осень своей волшебной палочкой над этим прекрасным тихим уголком? Что изменилось после ее легких прикосновений? (Ответы детей.)
- А что говорит о том, что лето еще не собирается покинуть сад? (Размышления детей.) Найдите участок сада, который освещен солнцем больше всего. А где властвует тень?
- Как вы думаете, какой уголок сада выбрала себе Осень для отдыха? Почему? (Это тенистый уголок на скамейке, где можно отдохнуть от работы и послушать тишину.)
- Послушать тишину... Что услышит Осень в этом парке? (Шелест листвы.)
Педагог предлагает детям послушать «волшебный осенний мешочек», наполненный отсыревшими листьями.
- Давайте подумаем, о чем шепчутся листья с Осенью. (Ответы детей.)
- А как пахнет осенняя листва? (Дать возможность каждому ребенку ощутить запах Осени - мешочек)
- Какое место вы бы выбрали сейчас для прогулки в пейзаже А.М.Герасимова «В осеннем саду»? Почему? (Ответы детей.)
- Волшебнице Осени очень понравилось играть с вами. Ей жаль расставаться. Но ее время проходит, скоро в полную силу заявит о себе Зимушка-Зима. Давайте на прощание подарим Осени картину осеннего парка, выполненную нашими руками.
Дети закрепляют правила работы с акварельными красками, гуашью; рисуют осенние деревья, используя различные техники изображения. Затем вырезают их и наклеивают на заранее подготовленный фон.
Рефлексия
Предложить ребятам придумать название работе; подумать, как бы Осень назвала ее.
Источники:
Сказка об Осени: