Начальный этап коррекционно-логопедической работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта
Аношенко Л.Г.
Начальный этап коррекционно-логопедической работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта
Аношенко Лариса Геннадьевна
Учитель-логопед
ГКОУ С(К)Ш г. Выкса , Нижегородской области
Для детей в норме к трём годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят фразами и могут выразить свои требования и пожелания. Однако встречаются дети, в развитии и воспитании которых возникают проблемы. К ним относятся неговорящие дети со сложной структурой дефекта, которые общаются при помощи мимики и жестов. Их можно отнести к категории безречевых детей с тяжёлым системным нарушением речи. Эти дети нуждаются во всесторонней педагогической помощи, но особое место отводится учителю – логопеду, т.к. именно он формирует у детей вербальные средства общения по законам родного языка, решая следующие задачи на начальных этапах коррекционно-логопедической работы:
- учить слышать и понимать речь взрослого;
- отрабатывать на гласных звуках ответные голосовые реакции;
- учить повторять за взрослым слова в доступной для ребёнка форме (звукоподражание, осколки слов и т.д.);
- одновременно формировать ВПФ (зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, элементарные мыслительные операции, которые в совокупности являются базой для формирования речи;
- вырабатывать когнитивные навыки, следовать принципу многократного повторения отрабатываемого материала, но не механически повторяя его, а с использованием дидактического материала, игровых приёмов;
- закреплять использование «указательного жеста» при выполнении заданий по инструкции логопеда;
- накапливать элементарный номинативный словарь (Ляля – девочка, Петя – петух, Зая – зайка, Миша – мишка и т.д.
Работа над пониманием и структурированием фразы ребёнком начинается на ранних этапах формирования его коммуникативных речевых навыков и является ведущей составной частью работы над всей языковой системой.
Для формирования вербальной коммуникации у безречевых детей со сложной структурой дефекта необходимо наличие целенаправленной (произвольной) предметной деятельности, зрелость эмоционально – волевой сферы и обязательное взаимодействие их в социуме.
Подготовительным этапом, фундаментом для языковой системы в освоении коммуникативных речевых навыков является формирование ритмико – мелодико-интонационной организации языковой системы, основанной на пропевании под музыку, этапы которой будут представлены на примере работы с обучающимся 1-го класса коррекционной школы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ - Е. Е.
Логопедическое представление на Е. Е., имеющего логопедическое заключение:
(Недостаточная сформированность всех языковых компонентов. Системное нарушение речи тяжёлой степени. Афферентная моторная афазия)
Фонематический слух нарушен. Обращённую речь и простейшие инструкции взрослого понимает на уровне обиходно-бытовой тематики.
Экспрессивная речь отсутствует. Вследствие тяжёлой черепно-мозговой травмы наблюдаются патологические двигательные изменения мышц речевого аппарата в виде синкинезий и гиперкинезов, гипотонус мышц речевого аппарата.
Язык малоподвижный, при высовывании отклоняется в поражённую сторону. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы вялые, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных проб, как «трубочка», «поцелуй», «улыбка». Мимика вялая. Гиперсаливация при нагрузке и во время артикулирования. Объём и амплитуда артикуляционных движений ограничены. Наблюдается полное отсутствие речевых и словесных средств общения. В речевом активе присутствуют хаотичные звукокомплексы и звукоподражания.
Работа велась по следующему плану:
- Вырабатывать произвольный длительный ротовой выдох;
- Получать произвольную длительную голосоподачу на ротовом выдохе;
- Пропевать гласные 1 – го ряда в ритме две четверти;
- Нормализовывать мышечный тонус общей, мимической и речевой
мускулатуры с помощью логопедического массажа;
- Стимулировать проприоцептивные и кинестетические ощущения.
Этапы занятий:
I. Каждое занятие начиналось с логопедического массажа в целях активизации и стимуляции мышечного тонуса речевого аппарата, в ходе которого ребёнок механически, т.е. с помощью взрослого, или отражённо вырабатывал произвольный ротовой выдох, голосоподачу, произносил звуки речи, доступные на данном этапе развития.
II. После того, как получили произвольный, ротовой выдох, начали работу над пропеванием (под музыку) акцентированных гласных первого ряда:
А , У, И, Э, О, Ы обязательно в ритме две четверти с первым ударным, либо со вторым ударным, т.к. затем понадобятся первые слова с ударением на первом слоге типа: мама, папа, баба, тата и т.д., либо слова с ударением на втором слоге типа: хочу, несу, бегу и т.д.
Когда ребёнок сидел лицом к лицу с педагогом, он хорошо видел артикуляцию и картинки - символы звуков, которые мы прикрепляли на грудь. В это время руки педагога были свободны и он мог помогать ребёнку механически, поправляя его артикуляцию или указывать на картинку.
Первое время мы приучали ребёнка к тому, что нам нужно, к определённым требованиям, которые он выполнял в зависимости от своих психофизических возможностей, т.к. нет определённых сроков выполнения того или иного задания.
III. Для того, чтобы ребёнок почувствовал вибрацию, мы использовали в своей работе тактильные ощущения в области шеи и груди, т.е. костную проводимость, т.к. тактильный анализатор, в отличие от зрительного и слухового, у детей со сложной структурой дефекта всегда сохранен. Во избежание переутомления ребёнка обязательно использовалась смена положения (сидя и лёжа). Ребёнок мог очень долго ощущать, слышать и не подавать голоса, тогда мы подключали стимулирующую вибрацию на спине или груди.
IV. Когда голосоподача была сформирована нужно было начинать петь гласные сначала сопряжено (вместе со взрослым), а затем отражённо - одному, что представляло для ребёнка большие затруднения, т.к. нужно вовремя переключиться с одного звука на другой.
Так как у таких детей лобная доля, которая отвечает за контроль и регуляцию действий очень слабо развита, мы подключали для активизации самостоятельного произношения движения руками - хлопки по коленям или по доступному предмету (столу, подставке).
Гласные звуки у безречевых детей будут формироваться очень долго, вследствие несформированности слухового восприятия и слабых артикуляционных кинестезий (ощущений).
V. На начальном этапе, когда уже было сформировано произношение гласных начинаем вызывать доступные слоги типа: мА, па, ам, ум, му и т.д, т.к. согласные в онтогенезе появляются не отдельно, а в слогах, при необходимости с механической помощью.
VI. Параллельно, в целях формирования образа вели работу над развитием звукоподражаний: му-му, ме-ме, би-би и т.д.
VII. Каждое занятие заканчивали пропеванием и называнием людей из ближайшего окружения: мама, папа, деда, Фима на карточках. Всё сначала сама. Для наилучшего восприятия и запоминания задействовали все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Работали сначала на своей руке, а затем на руке ребёнка - сначала правой, затем на левой.
Мама, папа, деда, баба, ну а это - это я, вот и вся и моя семья!
Подготовительный этап с безречевыми детьми, является самым сложным по организации и материалу, т.к. в этот период закладывается основа языковой системы – ритм, мелодия, звук, слог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, за шесть месяцев коррекционно - логопедических занятий в обучении Е. произошла значительная положительная динамика: расширилось понимание простой обиходной речи. В речевом активе появились двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом и втором слоге типа: папа, мама, баба, Фима, пока. Сократилось количество синкинезий и гиперкинезов, уменьшилась гиперсаливация. Постепенно нормализовался мышечный тонус речевой мускулатуры и эмоциональное состояние мальчика. Положительная динамика в формировании коммуникативных речевых навыков у Е. вследствие тяжёлого психоневрологического статуса особенно была заметна и возможна только при комплексном взаимодействии специалистов в тесном сотрудничестве с родителями.
Список литературы:
Баряева А.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л. В. Рабочие тетради Я – говорю! Упражнения с пиктограммам.- М.: Дрофа, 2007.
Новикова - Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию связной речи у детей с тяжелой речевой патологией. Москва ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида № 1708 2012.
Новикова - Иванцова Т.Н. Ритмы. Методическое пособие для работы логопедов по формированию связной речи у детей с тяжелой речевой патологией. Москва ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида № 1708 2012.
Филичева Т.Б. Туманова Т.В, Соболева А.В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Москва: Издательство школы-интерната. 2017.