Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] (при дизартрии)

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
(при дизартрии)
(продолжительность данного типа занятия – 20 минут)
Ребенок: ФИО ребенка, возраст, логопедическое заключение.
Тема: Автоматизация звука [Ш].
Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять представление о правильной артикуляции звука [Ш];
закреплять представление о букве, обозначающей звук [Ш].
коррекционно-развивающие:
развивать общемоторные навыки через упражнения на физминутке;
развивать мимическую моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ;
закреплять артикуляционную базу для правильного произношения звука [Ш];
развивать фонематический слух на звук [Ш];
закреплять правильное произношение звука [Ш] в чистом виде, в слогах (ША-ШО-ШИ-ШЕ), словах с отработанными слогами, в предложениях с отработанными словами;
развивать навык звуко-слогового анализа слов со звуком [Ш];
развивать навык анализа предложений.
коррекционно-воспитательные:
воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука [Ш].
Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, слоговые дорожка и таблицы, буквы, материал для графического анализа, картинки, игрушка жираф, воздушный шарик.
Ход занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Содержание |
Организационный момент | Привет! Посмотри, кто к нам сегодня пришел? Это жираф Миша. А что он с собой принес? Верно, это шарик. | |
Объявление темы | С какого звука начинается это слово? Правильно Ш. Сегодня мы будем учиться красиво произносить звук Ш. Но сначала разомнем ручки. | |
Развитие мелкой моторики | Су-джок Самомассаж карандашом | |
Развитие мимической моторики | Проводится самомассаж мимических мышц по основным массажным линиям, отрабатываются отдельно мимические движения: нахмуриться, надуть щеки изолированно, поднять брови и т.д., потом учим воспроизводить мимические картины радости, грусти, удивления, злости и т.д. Используем кубик | |
Артикуляционная и дыхательная гимнастика | | |
Хоровое и индивидуальное произношение звука | Логопед: когда жираф Миша шел к нам в гости, он встретил змейку. Игра «Змейка». Логопед: Посмотри, вот где он шел. Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел жираф. Логопед: Посмотри по этой дорожке шел жираф. Помоги жирафу Мише убежать от змейки. Варя веди пальчиком по дорожке, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея? Ребенок проводит пальчиком по тропинке туда-обратно и шипит. Упражнение «Песенки» Логопед: Змейка прекрасно умеет шипеть, она и тебя хочет научить правильно шипеть свой любимый звук Ш. Для этого она придумала слоговые песенки. Варя, давай покажем Змейке, как мы пропоем песенки и жираф Миша тоже их послушает. Ребенок: ША-ША и т.д. Логопед: молодец Варя | |
Анализ артикуляции звука | Логопед: давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси ШШШШШ Ребенок произносит. Логопед: что губы делают? Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед. Логопед: что язычок делает? Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Логопед: есть ли голосок? Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”. Логопед: Молодец! Все верно! Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш] | |
Характеристика звука | Логопед: задает вопросы Звук Ш какой? Гласный – согласный и почему? Твердый – мягкий и почему? Звонкий – глухой и почему? Ребенок: Дает характеристику звуку Ш. | |
Связь звука с буквой | Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость Упражнение «Загадки». Используются занимательные стихи, где обыгрывается внешний вид буквы. Можно использовать изображения предметов, имитирующих внешне букву, желательно, чтобы в названии этого предмета был отрабатываемый звук. | |
Формирование фонематического слуха | Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок. Ребенок и логопед подходят к окошку. Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим. Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку. Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произносим звук «Ш». Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш». Логопед: Загадки мы отгадали, жираф Миша хочет, чтобы мы еще выполнили одно интересное задание. Нужно на картинке сначала назвать слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы. Упражнение «Живое - неживое». | |
Автоматизация звука в слогах | Логопед: Посмотри с чем к нам пришел жираф «Миша»? Ребенок: С рюкзачком. Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим, и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф) Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску. | |
Автоматизация звука в словах (с отработанными слогами) | Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок. (Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа) Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш]. | |
Формирование фонематического восприятия и звуко-слогового анализа слов | Логопед: Молодец, мы помогли Мише собрать его вещи. Давай проверим все правильно? Ребенок: называет слова, где есть буква Ш. (отбор картинок) (Калоши, штаны, рубашка, шарф, шуба, шляпа) Проводится работа по звуко - слоговому анализу отработанных слов. Анализ слова Шарф. | |
Автоматизация в предложениях и текстах (с отработанными словами) | Логопед: Молодец! Миша очень рад. Давай составим с одной из этих картинок предложение. Например: Жираф Миша надел шляпу. Ребенок: составляет предложение. | |
Итог занятия, рефлексия | Логопед: С каким звуком мы сегодня работали? Ребенок: Звук [Ш] Логопед: как ты думаешь, у нас в гостях Мише понравилось? Ребенок отвечает. Логопед: А тебе понравилось играть с жирафом? Ребенок отвечает. Логопед: Почему? | |
Оценивание работы | Логопед: Жирафу Мише очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик! | |
Рекомендации для занятий дома | Логопед: дома - артикуляционная гимнастика; - проговаривать скороговорки. Скороговорки со звуком [ш]. Шапка да шубка, вот и весь Мишутка. Тише, мыши, не шумите, нашу кошку не будите. Кошка в окошке штанишки шьёт, мышка в сапожках избушку метёт. Плюшевому мишке Даша штопает штанишки. Чашка да ложка, вот и весь Антошка. Богат наш Ермошка, у него есть кошка. |