Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] (при дизартрии)

3
0
Материал опубликован 20 January в группе


Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
(при дизартрии)

(продолжительность данного типа занятия – 20 минут)

Ребенок: ФИО ребенка, возраст, логопедическое заключение.

Тема: Автоматизация звука [Ш].

Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

закреплять представление о правильной артикуляции звука [Ш];

закреплять представление о букве, обозначающей звук [Ш].

коррекционно-развивающие:

развивать общемоторные навыки через упражнения на физминутке;

развивать мимическую моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ;

закреплять артикуляционную базу для правильного произношения звука [Ш];

развивать фонематический слух на звук [Ш];

закреплять правильное произношение звука [Ш] в чистом виде, в слогах (ША-ШО-ШИ-ШЕ), словах с отработанными слогами, в предложениях с отработанными словами;

развивать навык звуко-слогового анализа слов со звуком [Ш];

развивать навык анализа предложений.

коррекционно-воспитательные:

воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука [Ш].


Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, слоговые дорожка и таблицы, буквы, материал для графического анализа, картинки, игрушка жираф, воздушный шарик.


Ход занятия:

п/п

Этапы занятия

Содержание

Организационный момент

t1737369161aj.jpg

Привет! Посмотри, кто к нам сегодня пришел?

Это жираф Миша.

А что он с собой принес?

Верно, это шарик.

Объявление темы

С какого звука начинается это слово?

Правильно Ш. Сегодня мы будем учиться красиво произносить звук Ш. Но сначала разомнем ручки.

Развитие мелкой моторики

t1737369161ab.png

Су-джок

t1737369161ak.jpg

Самомассаж карандашом

Развитие мимической моторики

Проводится самомассаж мимических мышц по основным массажным линиям, отрабатываются отдельно мимические движения: нахмуриться, надуть щеки изолированно, поднять брови и т.д., потом учим воспроизводить мимические картины радости, грусти, удивления, злости и т.д.

Используем кубик

t1737369161ac.jpgt1737369161ad.jpgt1737369161ae.jpgt1737369161af.jpg

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

t1737369161al.jpgt1737369161am.jpg

Хоровое и индивидуальное произношение звука

Логопед: когда жираф Миша шел к нам в гости, он встретил змейку.

Игра «Змейка».

Логопед: Посмотри, вот где он шел.

Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел жираф.

Логопед: Посмотри по этой дорожке шел жираф. Помоги жирафу Мише убежать от змейки. Варя веди пальчиком по дорожке, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея?

Ребенок проводит пальчиком по тропинке туда-обратно и шипит.

t1737369161an.jpg

Упражнение «Песенки»

Логопед: Змейка прекрасно умеет шипеть, она и тебя хочет научить правильно шипеть свой любимый звук Ш. Для этого она придумала слоговые песенки. Варя, давай покажем Змейке, как мы пропоем песенки и жираф Миша тоже их послушает.

Ребенок: ША-ША и т.д.

t1737369161ao.jpg

Логопед: молодец Варя

Анализ артикуляции звука

Логопед: давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси ШШШШШ

Ребенок произносит.

Логопед: что губы делают?

Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Логопед: что язычок делает?

Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Логопед: есть ли голосок?

Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”.

Логопед: Молодец! Все верно!

Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш]


Характеристика звука

Логопед: задает вопросы

Звук Ш какой? Гласный – согласный и почему?

Твердый – мягкий и почему?

Звонкий – глухой и почему?

Ребенок: Дает характеристику звуку Ш.

t1737369161ap.jpg

Связь звука с буквой

Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость

Упражнение «Загадки».

t1737369161aq.jpg

Используются занимательные стихи, где обыгрывается внешний вид буквы. Можно использовать изображения предметов, имитирующих внешне букву, желательно, чтобы в названии этого предмета был отрабатываемый звук.

Формирование фонематического слуха

Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок.

Ребенок и логопед подходят к окошку.

Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.

Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.

Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произносим звук «Ш».

Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш».

Логопед: Загадки мы отгадали, жираф Миша хочет, чтобы мы еще выполнили одно интересное задание. Нужно на картинке сначала назвать слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы. Упражнение «Живое - неживое».

t1737369161ar.jpg

Автоматизация звука в слогах

Логопед: Посмотри с чем к нам пришел жираф «Миша»?

Ребенок: С рюкзачком.

Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим, и назовем, выделяя голосом звук «Ш»

(шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)

Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.


Автоматизация звука в словах (с отработанными слогами)

Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок.

(Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа)

Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш].


Формирование фонематического восприятия и звуко-слогового анализа слов

Логопед: Молодец, мы помогли Мише собрать его вещи.

Давай проверим все правильно?

Ребенок: называет слова, где есть буква Ш. (отбор картинок)

(Калоши, штаны, рубашка, шарф, шуба, шляпа)

Проводится работа по звуко - слоговому анализу отработанных слов. Анализ слова Шарф.


Автоматизация в предложениях и текстах (с отработанными словами)

Логопед: Молодец! Миша очень рад. Давай составим с одной из этих картинок предложение.

Например: Жираф Миша надел шляпу.

Ребенок: составляет предложение.


Итог занятия, рефлексия

Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?

Ребенок: Звук [Ш]

Логопед: как ты думаешь, у нас в гостях Мише понравилось?

Ребенок отвечает.

Логопед: А тебе понравилось играть с жирафом?

Ребенок отвечает.

Логопед: Почему?


Оценивание работы

Логопед: Жирафу Мише очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик!


Рекомендации для занятий дома

Логопед: дома

- артикуляционная гимнастика;

- проговаривать скороговорки.

Скороговорки со звуком [ш].

Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

Тише, мыши, не шумите, нашу кошку не будите.

Кошка в окошке штанишки шьёт, мышка в сапожках избушку метёт.

Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

Чашка да ложка, вот и весь Антошка.

Богат наш Ермошка, у него есть кошка.






​​​​​​​



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.