Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука [Ш]. В поисках Маши и Миши"
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш].
В ПОИСКАХ МАШИ И МИШИ»
Бабченкова О.А.,учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»,
г. Железногрск, Курская область
Данное занятие ориентировано на подгруппу детей 5-6 летнего возраста с ОВЗ, имеющих ТНР с целью автоматизации звука [ш] с помощью специальных игр, упражнений и технологий.
Форма организации: подгрупповая
Количество детей: 2
Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
уточнить представления детей о звуке [ш];
закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах и предложениях;
совершенствовать лексико- грамматический строй речи: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова-антонимы;
формировать навыки произнесения слов различной звуко - слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой активности;
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
развитие умения отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь;
развитие двигательной активности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
создавать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать и уважать товарища.
Материалы и оборудование: игрушки - Мышонок, змея, Маши, Миша; мячи с шипами (2 шт.); межполушарные доски «межполушарный лабиринт» (2 шт.); игра на липучках «Что в шкафу?»; ортопедические коврики (8 шт.); предметные картинки, в названии которых звук [ш]; деревянный дом.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие (логопед совместно с детьми проговаривает речевку):
Я здороваюсь везде: дома и на улице,
Даже «Здравствуй!» говорю я соседней улице!
«Здравствуй!» солнце золотое,
«Здравствуй!» небо голубое,
«Здравствуй!» утро, «Здравствуй!» день!
Нам здороваться не лень!
Сообщение темы занятия.
Л.: «Ребята, по дороге в детский сад я встретила этого Мышонка. Услышала такую историю. Вместе с Мышонком гуляли Маша и Миша. Вдруг откуда не возьмись выскочила кошка. Мышонок испугался и убежал. Бежал-бежал и потерял своих друзей - Машу и Мишу. Он очень расстроился. Ребята, может мы поможем Мышонку найти его друзей?...А что общего в словах «Машшшшша, Мишшшша, Мышшшшонок?» (Логопед голосом выделяет звук [ш] в словах).
Д.: «Звук [ш]».
Л.: «Верно, ребята. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] и искать друзей Мышонка».
3. Артикуляционная гимнастика: «Бублик», Лошадка», «Чашечка», «Фокус» с элементами биоэнергопластики. Повторение артикуляционного уклада звука [ш] с игрушкой змейкой.
4. Упражнение «Лабиринт» с межполушарными лабиринтами – дети по очереди проходят лабиринты и проговаривают слоги со звуком [ш] (ша, шо, шу, шэ)
5. Игра «Назови ласково» с массажными мячами с шипами.
Учитель-логопед по очереди передает мяч детям с определенным движением рук, ребенок повторяет действие логопеда с мячом и называет слово, сказанное учителем-логопедом. Ласково (Маша-Машенька, Миша-Мишенька, мышь-мышка, кошка-кошечка, мешок-мешочек).
6. Упражнение с ортопедическими ковриками «Волшебные дорожки».
На каждом коврике лежит по 1 картинке, в том числе со звуком [ш] в названии. Идти можно только по тем коврикам, на которых лежат картинки со звуком [ш] в названии предмета (машина, камыши, муха, кошка, банка, паук, кувшин, подушка, белка). Дети проговаривают слова, объясняя свой выбор.
7. Физминутка (с музыкальным сопровождением).
Л.: «Ребята, мы так долго шли, устали, предлагаю немного отдохнуть и потанцевать». Музыкальная композиция «Ножкой правою –топ-топ-, ножкой левою-топ-топ…».
8. Упражнение «Дом».
Л.: «Ребята, ой какой дом у нас на пути. Что про него можно сказать, дом какой?»
Д.: «Большой, красивый, деревянный».
Л.: « А кто же живет в нем, посмотрите…Маша и Миша. Вот мы с вами и нашли друзей Мышонка. Он будет очень рад».
9. Игра «Что в шкафу?»
Л.: «Ребята, посмотрите, все разбросано в шкафах у наших героев. Предлагаю навести порядок ».
Один ребенок раскладывает предметы для Маши со звуком [ш] в середине слова, а второй - для Миши со звуком [ш] в начале слова. Затем дети проговаривают предложения: «У Миши в шкафу шапка», «У Маши в шкафу кошка», «У Миши в шкафу шайба», «У Маши в шкафу подушка» и т.д. (шоколад, штаны, вишня, башня, шампунь).
10. Итог занятия.
Л.: «Наши герои снова вместе. Вы молодцы, прошли сложный путь. Что вам понравилось больше всего? Что было сложно?»
Подарки для детей в виде раскрасок про Машу и Мишу.