Конспект логопедического занятия "Праздник цветных карандашей"
Конспект логопедического занятия
Тема: Праздник цветных карандашей
Цель: - развитие связной речи, обогащение словаря,
- развитие артикуляции, речевого дыхания, моторики рук, межполушарного взаимодействия,
- развитие лексико – грамматического строя речи, фонематического слуха и восприятия,
- развитие психических процессов
- повторение названий основных цветов, геометрических фигур.
Оборудование: бумага, материалы для рисования (карандаши, краски, фломастеры), коктейльные трубочки, разрезные карточки «Робот», «Песенки о смешном человечке» А. Пахмутовой, стихи
Ход занятия:
1. Оргмомент
Я – самый Главный Карандаш,
Тяни рот до ушей.
Мы начинаем праздник наш
«Цветных карандашей».
И пусть возьмут карандаши
Художники подряд.
И пусть рисуют малыши
Сегодня, что хотят.
А дальше Главный Карандаш
Со свитой – не один,
Откроет славный вернисаж
Рисунков и картин! (С. Шмаков)
2. Гимнастика для рук с карандашами
Упражнение 1: катаем карандаши руками по столу. Поочередно правой/левой, одновременно двумя руками.
Упражнение 2: карандаш держим в руках, между ладошками, катаем его двумя руками.
Упражнение 3: карандаш укладываем между пальцами в шахматном порядке, удерживаем в таком положении.
3. Артикуляционная гимнастика
При выполнении упражнений используем карандаш.
Упражнение «Трубочка» - тянем губы трубочкой, карандаш кладем на верхнюю губу, удерживаем в таком положении под счет.
Губы трубочкой тяну,
Карандаш ими держу.
Хоботок отличный,
Карандаш обычный. (С. Погорелова)
Упражнение «Часики», «Варенье» - совмещаем два упражнения в одном. Прикладываем карандаш поочередно к правому и левому углу рта, выполняем упражнение «Часики», стараясь дотянуться до карандаша. Выполняем движения карандашом вокруг губ, круговые движения языком, двигаясь за карандашом. Упражнение «Варенье», изображаем часы и циферблат.
Часики идут - «тик – так»,
Карандаш рисует так:
Круг, две стрелки, циферблат.
Часы ходят, не спешат. (С. Погорелова)
Упражнение «Иголочка» - держим карандаш перед собой на уровне губ, выполняем упражнение, стараясь дотянуться языком – иголочкой до карандаша.
Иголочкой острой
Колет язык.
Достать карандаш
Хочет наш озорник. (С. Погорелова)
4. Игра «Рисунок». Педагог раздает детям все атрибуты для рисования, читает стихотворение. Дети рисуют, то о чем в нем говорится. После этого составляют рассказ по теме «Дождик во дворе».
Во дворе рисую дом.
А потом…
Тучки в небе голубом!
А потом…
Пусть дождь пойдет,
Пусть сильней
На крышу льет!..
Карандаш забегал синий
Вверх и вниз,
Вверх и вниз.
И на дом с трубою ливнем
Тучи пролились.
От косых дождливых линий
Стал рисунок темно – синим,
Где забор – одна вода!
- Наводнение! Беда!
Испугалась Ирочка,
Тяжело вздохнула.
На рисунке дырочку
В уголке проткнула.
И сидит, притихшая,
Терпеливо ждет:
Вдруг водичка лишняя
В дырочку уйдет… (Е. Неменко)
5. Игра «Проект». Ребятам предлагается придумать и нарисовать никогда ранее не существовавшие: головной убор, почтовую марку, закладку для книг, зубную щетку, домик для птиц, велосипед, школьный ранец. Автор новой модели должен защитить проект, используя вопросы: Что это? Какой? Какая? Для чего/кого нужен?
6. Игра «Двумя руками». Детям предлагается нарисовать двумя руками, одновременно на двух листочках бумаги кошку и собаку. Левой - кошку, правой – собаку. Задание сложное, поэтому можно начать с рисования кругов, квадратов и других фигур обеими руками на одном листе.
Левой - я рисую Мурку,
Правой - Жучку,
С ней под ручку.
Вот они идут гулять,
Будут весело играть. (С. Погорелова)
7. Игра «Робот». Педагог использует разрезные карточки с изображениями роботов. Дети должны соединить полосы в портрет, придумать имя роботу, профессию, биографию. В конце игры организуется мини выставка «Веселый вернисаж».
Лоб широкий,
Глаз зеленый,
Нос курносый,
Взгляд смышленый.
Подбородок из металла,
Улыбается лукаво. (С. Погорелова)
8. Игра «Рисунок пальцами». Двое или несколько ребят становятся напротив друг друга и поочередно «рисуют» в воздухе предметы, животных, машины. Соперники должны угадать «рисунок», назвать его.
Я рисую в воздухе
Пальцами фигуры.
Птичку на подсолнухе
Иль карикатуры.
Маму у черемухи,
Мир в миниатюре.
Угадай, что в воздухе
Я сейчас рисую? (С. Погорелова)
Задание можно упростить, добавив словесное описание изображаемого в воздухе предмета. Например: красная, металлическая, с колесами; пушистая, полосатая, живет с человеком; круглое, красное, вкусное, сладкое. После того, как дети угадали «рисунок», выполняют звуко - буквенный анализ слова – отгадки.
9. Игра «Рисуем вместе». Для состязания необходимы два листа бумаги и фломастеры. Две группы ребят садятся напротив друг друга и помогают рисовать рисунок – фантазию. Представитель команды на листе соперников рисует, чертит любую закорючку. Члены команды должны продолжить эту закорючку, линию своей деталью, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок. Вот так по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок, «уводя его от складывающегося образа. Команда должна в любом случае закончить свой необычный рисунок.
Солнце синее взошло,
Заглянуло, забрело.
Небо красное за солнцем
В гости к нам с тобой пришло.
Звезды важные за ними
Прискакали как смогли,
Принесли с собой привет
От загадочных планет.
Птицы с дерева спустились,
Встали в дружный хоровод.
Кошки, мышки в танце ярком-
Что за чудо! Всем - вперед!
Травка желтая – магнит,
Так и манит, и пленит,
А от капель дождевых,
Как на солнышке блестит.
Муравьи с друзьями:
Пауками и жуками,
За одним большим столом
Чай пьют с вкусным пирогом.
Ну и мы, с тобою вместе,
В гости к ним придем на чай.
Что за необычный вечер!?
Свою фантазию включай! (С. Погорелова)
10. Дыхательная гимнастика. «Кляксография». Дети на листе бумаги, через трубочку выдувают из акварельной краски кляксы. Затем фантазируют, дорисовывая образ.
Кляксы выдуваю
Из акварельной краски я,
Сюжеты сочиняю,
Детали добавляю. (С. Погорелова)
11. Игра «Дорисуй – ка!». Задание заключается в том, чтобы изобразить побольше разных предметов, используя в качестве основы геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие)
Из круга получается
Солнышко лучистое.
Треугольник превращается
В елочку пушистую.
Из квадрата строим дом.
Будем жить мы дружно в нем. (С. Погорелова)
12. Игра «Тройки фантазеров». Каждая тройка участников игры получает лист бумаги, сложенный втрое. Первые номера, на верхней части листа, рисуют какую – нибудь голову (человека, животного птицы, насекомого, верхушку растения). Причем делают это так, чтобы никто не видел изображения. Выведя на вторую треть листа место, где кончается шея, первые номера передают листок товарищам. Вторые номера дорисовывают туловище и руки, а третьи – ноги, лапы, хвосты, корни растений. Когда листок разворачивают, то видят получившееся сказочное изображение. Дети придумывают имя. Оно может состоять из первых слогов названий, составляющих изображение. Например, цадеко (цапля, дерево, кошка), цвептикош (цветок, птица, кошка). После того, как дети придумали слово, определяют слоговую структуру, выполняют звуко – буквенный анализ.
Взгляд как у волчицы,
Шея как у львицы,
Руки – два больших крыла,
Как у дятла голова,
Ноги носорога,
Хвост как у бульдога.
Чудо – юдо? Да – да – да!
Смеется дружно детвора. (С. Погорелова)
13. Игра «Фантик для конфеты». Задача проста – нарисовать новую обертку для конфеты. Затем дети должны посчитать их. Определяем количество и порядковый номер.
Фантик яркий от конфеты,
Я рисую желтым цветом,
Синие полоски – ленты,
Живописные сюжеты!
Краски и фломастеры
Раскрасят наши фантики! (С. Погорелова)
14. Игра «Веселые художники». Дети с завязанными глазами должны под мелодию «Песенки о смешном человечке» А. Пахмутовой нарисовать этого человечка на доске или на листе бумаги. Рисовать ребята могут и командами, но с завязанными глазами. Один начинает, другой продолжает.
15. Подведение итогов
Все рисунки детей педагог оформляет на выставке - вернисаже. Дети могут оставить себе любой рисунок на память или подарить тому, кто, с их точки зрения, это заслуживает. В заключение Главный Карандаш благодарит ребят за активное участие и вручает дипломы.
…Прекрасный мир вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть - музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: «До встречи
На празднике цветных карандашей». (С. Шмаков)
Литература:
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)
3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
4. Поваляева М. А., Беденко Г. В., и др. Педагогическая диагностика и коррекция речи. - Ростов – на – Дону: изд. РГПУ, 1997.
5. Рау Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия (Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей) – М.: «Просвещение», 1969. – 127 с.
6. Филлиппова А. Д., Шуравина Н. Д. Говори правильно – сборник упражнений в картинках для устранения недостатков произношения у дошкольников – М.: «Просвещение», 1967. – 157 с.
Литературой при написании конспекта не пользовалась, все идеи и стихи – мое собственное сочинение. В сети Интернет я зарегистрирована на сайте stihi.ru под именем Светлана Мошкина 2