Конспект логопедического занятия в младшей группе на тему: "Матрешки"
Конспект логопедического занятия в первой младшей группе
на тему «Матрешки»
Оборудование:
колокольчик;
бубны;
Матрешки большая и маленькая или Матрешки контрастные по цвету;
платочки газовые;
раздаточные для графомоторики «Матрешки» + фломастеры;
раздаточные для блоков Дьенеша «Матрешки с шариками» + круги красного и синего цвета на каждого;
воздушный шарик;
2-ух или 3-ёх составные матрешки на каждого;
раздаточные «Фартучек для Матрешки» + по 7 синих шариков пластилина на каждого + пайетки/крупный
бисер;
раздаточные паспарту «Матрешка» (заранее склеенные два листа на А4, верхний лист с изображением ягодки
и вырезанным отверстием) + спонжики+ красная гуашь на каждого.
1. Педагог звонит в колокольчик, поет: «колокольчик поѐт, на занятие зовѐт» - дети собираютсявокруг педагога.
2. Педагог, родители и дети берутся за руки и, качая руками вперед и назад произносят:
-Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!
3. Хоровод «Ну-ка все встали в круг» Е.Железнова.
- Ну-ка все встали в круг, за руки все взялись вдруг!
Будем рядом стоять, ручками махать. (идем хороводом, взявшись за ручки, по часовой стрелке)
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться - (повернувшись в центр круга, одновременно качаем ручками вперед и назад)
Повторять, не зевать, все запоминать!
4.Приветствие «Дай, ладошечку» Е.Железнова. Педагог предлагает детям показать свои ладошки,
дети протягивают ладошки перед собой. Педагог на первый куплет гладит ладошки детей, а на
второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают руки педагога. Нужно успеть
поприветствовать всех детей, поэтому возможен повтор песенки!
-Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
На, ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
5. Двигательная разминка «Здравствуйте, ладошки» Л.Хисматуллина. Дети вместе с родителями по показу педагога выполняют движения.
- Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп! (хлопаем)
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топаем)
Здравствуйте, щѐчки, (гладим свои щѐчки)
Плюх-плюх-плюх! (тихонько шлѐпаем себя по щѐчкам)
Пухленькие щѐчки, (гладим щѐчки)
Плюх-плюх-плюх! (тихонько шлѐпаем себя по щѐчкам)
Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок! (чмокаем губами)
Здравствуйте, зубки, щѐлк-щѐлк-щѐлк! (ритмично щѐлкаем зубками)
6. Подвижная игра «Воздушный шарик» Е.Железнова. Родители сидят на стульях полукругом и держат детей на коленях. Педагог по очереди бросает шарик каждому ребенку, а родители, держа ручки ребенка помогают отбить шарик. При повторении игры дети ловят шарик.
- Раз, два, три, четыре, пять.
Шарик хочет полетать.
Он летал, летал, летал,
А на землю не упал.
Осторожней шар бросай,
А поймаешь - не теряй!
7. Игра «Собери Матрешку» на развитие мышления и развития координации движений с 2-ухсоставными матрешками (для адаптированных детей возможен вариант с 3-ѐх составнымиматрешками). Педагог показывает детям как большая Матрешка открывается, находит в ней маленькую Матрешечку (радуется, удивляется, показывает детям маленькую Матрешку, называя ее размер). Затем педагог убирает маленькую Матрешку в большую и закрывает большую Матрешку. Родители проделывают то же самое перед своими детьми и просят детей найти, где же спряталась маленькая Матрешка. Когда дети нашли маленькую Матрешку, родители направляют действия детей, прося спрятать маленькую Матрешку в большую Матрешку. Упражнение повторяется несколько раз.
8. Пластилинография «Фартучек для Матрешки». Педагог предлагает детям украсить фартучек у синей Матрешки шариками синего пластилина. Родители помогают положить шарики на фартучек, и показывают детям, как шарики пластилина можно придавливать к картинке указательным пальчиком. В завершении работы к шарикам пластилина дети могут прижать пайетки или крупный бисер.
9. Танец «Мы матрешки» Л.Казанцева. Дети вместе с родителями по показу педагога выполняют движения согласно тексту.
-Мы Матрешки, мы матрешки – вот такие крошки! (ручки на пояс, повороты корпуса)
Как у нас, как у нас, чистые ладошки. (2 раза) (перед собой поворачиваем ладошки)
Мы Матрешки, мы матрешки – вот такие крошки! (ручки на пояс, повороты корпуса)
Как у нас, как у нас, новые сапожки. (2 раза) (выставляем пред собой попеременно ножки)
Мы Матрешки, мы матрешки – вот такие крошки! (ручки на пояс, повороты корпуса)
Мы хотим, мы хотим, поплясать немножко. (2 раза) (фонарики)
Мы Матрешки, мы матрешки – вот такие крошки! (ручки на пояс, повороты корпуса)
Ох, устали, ох, устали, ох устали ножки! (2 раза) (гладим ножки)
Устали матрешки, сядьте на пол крошки. (садимся на пол)
Отдохнули крошки, вставайте на ножки. (встаем с пола)
Мы Матрешки, мы матрешки – вот такие крошки! (ручки на пояс, повороты корпуса)
Мы хотим, мы хотим поплясать немножко, ух! (2 раза) (фонарики)
10. Паспарту «Матрешка». Дети с помощью родителей зашлепывают красной краской нижний листзаготовки паспарту, используя большой поролоновый спонж. Родители направляют руки детей в центр листа, при каждом нажатии спонжа говорят: «ШЛЁП!». После того, как нижний лист будет плотно закрыт краской, родители или педагог опускают верхний лист с изображением и вырезанным отверстием на зашлепанный краской лист основу. Затем все вместе рассматривают получившийся результат, хвалят деток за старание, удивляются, какая красивая Матрешка получилась.1-2 (Матрешки) эмоционально, поддерживать ребенка и направлять взгляд на Матрешку (в которой спрятался платочек) своей рукой.
-Это БОЛЬШАЯ матрешка!
Это МАЛЕНЬКАЯ матрешка!
Я спрятала платочек в БОЛЬШУЮ матрешку.
Теперь я закрыла Матрешку, и вот так поменяла ее местами с другой Матрешкой. Где спрятался платочек? Вспоминай! Вот он! Педагог обязательно радуется, когда платочек находится и хвалит каждого ребенка за старание!
11. Двигательная разминка «Платочки» Е.Железнова. Родители/сопровождающие взрослые понимают газовые платочки над головой детей, тихонько машут ими. Затем медленно платочки отпускают. Дети пробуют поймать платочки. Если поймать вначале не получается, родители тихонько машут платочком перед ребенком, пока он не попробует его схватить. Как только ребенок берется за платочек, родители его отпускают и хвалят ребенка, говоря, что он «поймал платочек!».
-Посмотри – платочек лѐгкий,
Прямо к небу полетел.
Он летел, летел, летел
Нам опять на ручки сел!
11. Графомоторика «Матрешки». Педагог говорит детям, что Матрешки любят цветочки. Просит детей найти на картинке и показать пальчиком на:
Красную Матрешку;
Красный цветочек;
Синюю Матрешку;
Синий цветочек.
Затем предлагает помочь Матрешкам дойти по дорожкам до цветочков. Для этого педагог просит детей провести пальчиком от красной Матрешки до красного цветочка, от синей Матрешки до синего цветочка. Дети сначала пальчиком, а потом фломастером соединяют Матрешек с цветочками. Родители следят, чтобы дети держали фломастер трехпальцевым захватом. Педагог и родители дублируют действия детей, когда те проводят линии:
-Красная Матрешка ШЛА, ШЛА, ШЛА и пришла к красному цветочку! Вот он!
Синяя Матрешка ШЛА, ШЛА, ШЛА и пришла к синему цветочку! Вот он!
12. Блоки Дьенеша «Матрешки с шариками». Педагог говорит детям, что Матрешки пошли погулять и взяли с собой воздушные шарики. Красные шарики (показ) взяла красная Матрешка (показ). Синие шарики (показ) взяла синяя Матрешка (показ). Затем, педагог просит детей показать на картинке пальчиком/ладошкой шарики красного и синего цвета, а также красную и синюю Матрешку. После этого взрослый показывает ребенку, как выполнять задание - сам закрываетблоками все шарики, проговаривая "Вот красный большой круг, я его кладу на красный большой шарик! Вот красный маленький круг, его я кладу на маленький красный шарик» и т.д. Далее дети с помощью родителей пробуют положить блоки Дьенеша, ориентируясь на цвет и размер, нарисованных шариков. Родители четко и внятно проговаривают цвет и размер блока, накладываемого ребенком. После завершения упражнения дети по инструкции педагога, который называет цвет и размер, убирают блоки названного цвета и размера в мисочку.1-2 (Матрешки)
Здравствуй, мой носик, (трогаем кончик носа)
Бип-бип-бип! (три раза нажимаем на носик)
Здравствуйте, малышки, всем привет! (машем рукой над головкой)
13. Изучение и закрепление названий частей тела + развитие координации «Вот носик» Е.Железнова. На полу. Дети по показу педагога с помощью родителей дотрагиваются до называемых частей тела, дублируя слова песни. На слово «ХЛОП» педагог подходит к каждому ребенку и тихонько шлепает по ладошке. Робких и неадаптированных детей по ладошке хлопает мама/сопровождающий взрослый.
-Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот,
Вот ручка, вот ножка, вот грудь, вот живот,
Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб,
А вот и ладошка, и я по ней - хлоп!
14. Игра на бубнах «Кто у нас хороший». Педагог по очереди подносит бубен к каждому ребенку,
напевно проговаривает слова, а ребенок стучит по бубну. Остальные дети и родители хлопают в
ладоши.
-Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Сашенька (…) хороший, Сашеньки пригожий!
В бубен нам играет, деток потешает!
Сашенька (…) хороший, Сашеньки пригожий!
15. Игра на бубнах «Громко мы в бубен ударим» (на мотив р.н.п. «Во поле береза стояла»).
Движения по тексту.
-Громко мы в бубен ударим, громко мы в бубен ударим!
А теперь тихонечко ударим, а теперь тихонечко ударим.
Быстро-быстро бубен потрясем, очень быстро бубен потрясем!
А теперь тихонечко ударим, а теперь тихонечко ударим.
Бубном постучим мы по ножке, бубном постучим мы по ножке.
Спрятали за спинку, нет бубна! Где же наш бубен, покажите?! Вот он!
Громко мы в бубен ударим, громко мы в бубен ударим!
16. Театрализация под песню «Мы матрешки» Л.Хисматуллиной (1 куплет). В гости к деткам пришли матрешки – появление Матрешек под песенку. Педагог выставляет 2 матрешки контрастных цветов или разных размеров, под музыку поворачивает их, как будто они кружатся.
-Мы Матрешки, вот какие крошки, (2 раза)
На платочках у нас яркие цветочки. (2 раза)
УХ!
17. Игра с матрешками «Прятки платочка». Педагог по очереди подносит к каждому ребенку двух
матрешек (контрастных по цвету или разных по размеру) называет их размер/цвет, убирает в одну из Матрешек маленький платочек, закрывает Матрешку. Затем медленно меняет Матрешек местами и просит ребенка найти в какой Матрешке спрятался платочек. Ребенок вспоминает где лежал платочек, открывает Матрешку и находит платочек. В этой игре нужно обязательно следить, чтобы ребенок смотрел на Матрешку в тот момент, когда в нее убирают платочек, а затем взглядом следил за перемещением Матрешки.
18. Прощание «Мы отзанимались» Е.Железнова.
-Мы отзанимались, нам пора гулять! (педагог и дети машут друг другу ручками на прощанье)
Надо на прощанье ручкой помахать1-2 (Матрешки)