Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что мы знаем о деньгах?»

2
0
Материал опубликован 17 March 2022










Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему

«Что мы знаем о деньгах?»






















Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Данная цель достигается путем реализации образовательных областей с учетом принципа комплексности, обеспечивающего развитие ребенка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать позитивные установки к различным видам труда; представление о том, что за деньги можно купить только товары, а такие понятия, как дружба, семья, любовь купить нельзя.

Развивать социальный интеллект, общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками; самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию.

Воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Формировать умение анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы и устанавливать причинно- следственные связи (д/и «Профессии»); обогащать представления детей о видах денежной единицы.

Развивать навыки счета на примере монет, творческое мышление, эмоциональное восприятие, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему, умение самостоятельно проводить путь преображения денежной единицы от товара до современных денег.

Воспитывать чувство бережливости и экономичности; чувство уважения, к людям различных профессий.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Формировать звуковую культуру речи (отрабатывать умение правильно артикулировать все звуки художественно-музыкального ряда; все компоненты устной речи (лексическую сторону – подбор слов-определений, характеризующих отличительные особенности монет, купюр, пластиковых карт; грамматическую сторону - склонение имен существительных в творительном падеже).

Развивать свободную диалогическую речь в общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитывать желание красиво и правильно говорить.


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Учить детей вживаться в художественный образ.

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия музыки, продолжать формировать навык выполнения логоритмических упражнений.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Формировать навыки здорового образа жизни (пальчиковая гимнастика, динамические паузы). Поддерживать интерес к НОД путем тематических динамических пауз.

Развивать у детей быстроту реакции, моторную активность, мелкую моторику обеих рук.

Воспитывать желание заниматься двигательной активностью.

С воспитанниками была проведена следующая предварительная работа: проведена серия НОД («Играем в экономику», автор-составитель Л.Г. Киреева), чтение сказок на экономические темы «Муха-цокотуха», «Федорино горе» К. Чуковского; английская народная сказка «Три поросенка», русские народные сказки «Три медведя», «Хаврошечка»; произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова; «Кот в сапогах» Ш. Перро и др.; «Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом», сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе» и др.; рассматривание купюр и монет разного достоинства, игры с ними.

Был использован следующий материал и оборудование:

Плоскостное изображение Музей денег, иллюстрации к теме «История возникновения денег», иллюстрации с изображением разных профессий (врач, повар, учитель, строитель, полицейский, пожарный, машинист, швея, водитель); предметы труда людей разных профессий (медицинские приборы (игрушка), посуда, глобус, строительный набор, жезл, машина пожарная, поезд, швейная машинка, машина). Купюры разного достоинства: пять тысяч рублей -(9 штук), две тысячи рублей- (9 штук), одна тысяча рублей -(9 штук), пятьсот рублей - (9 штук), двести рублей- (9штук), сто рублей-(9 штук). Монеты разного достоинства: десять рублей-(9 штук), пять рублей- (9 штук), два рубля-(36 штук), один рубль-(45 штук), плоскостное изображение кошелка по количеству детей; Кукла Копеечка, книжка- самоделка «История возникновения денег», иллюстрации для проведения игры «Что нельзя купить за деньги?»; шоколадные монетки по количеству детей .

Оборудование:

Ноутбук, беспроводная музыкальная колонка, смартфон.


Был использован следующий музыкальный ряд:

Музыкальная мелодия для динамических пауз: «Облака», «Будем денежки считать».


Реализуемые технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии (ритуал приветствия «Станем мы в кружочек дружно», динамические паузы, смена видов деятельности).

2. Технология исследовательской деятельности- проблемное обучение (работа в музее денег, рассматривание экспонатов выставки «Истории возникновения денег», исследовательская и практическая (размен монеты) работа с муляжами купюр и монет).

3.Технология личностно-ориентированного взаимодействия (использована партнерская форма организации образовательной деятельности, для которой характерно то, что взрослый выступает в качестве партнера, находящегося рядом с детьми; при этой форме организации ОД характерно свободное размещение и передвижение детей в процессе деятельности, их свободное общение).

4.Игровая технология (занятие построено в форме игры-путешествия, имеется сюжет, персонажи. Дети являются участниками путешествия, посещают Музей денег в городе Москве по просьбе жителей Денежной страны, их встречает и сопровождает кукла Копеечка).




















Ход образовательной деятельности:

Организационная игра

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг, здравствуй друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель берет телефон: (Звуковое оповещение) Ой, ребята, мне на электронную почту пришло письмо. Кто автор этого письма, хотите узнать, от кого же оно? Но прежде чем узнать, давайте отгадаем загадку.

Загадка:

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём.

(Деньги)

-Ребята, это письмо от жителей Денежной страны: Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей) Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем о деньгах.

-Что же такое деньги? Выслушать ответы детей. (Это бумажки или копейки, за которые в магазине можно купить еду, игрушки, одежду и т.д.)

- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей). Мамы и папы получают их на работе.

Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд.

Ребята, знаете профессий бывает много, давайте же посмотрим, люди каких профессий пришли к нам в гости.

Д/И «Профессии». Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей. Дети берут по очереди картинки и называют, кто это и за что получает заработную плату.

-А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.

Динамическая пауза

«Будем денежки считать»

-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец, и безымянный палец)

-Дом, в котором мы живём (показываем дом над головой, и смотрим в окошко).

-Третья монета– одежду купить (отгибаем средний палец и делаем пружинку)

- На Четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец, моторчики).

- Пятую - уберем на дно кошелька (шевелим большим пальцем, спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы, Прячем руки за спину).

- Последнюю монетку - мы не тратим никогда (отрицаем указательным пальцем).


-Вот мы с вами немного вспомнили, откуда берутся и на что тратятся деньги.

-А теперь вспомним историю денег. Как вы думаете, куда нам нужно для этого попасть? Мы узнаем, отгадав загадку.

Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки...
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей,
И мы отправимся в ... (музей)

Правильно, ребята, это музей. Мы отправимся в музей денег, который находится в столице нашей страны. Как она называется? (Ответы детей). Москва, а наш город как называется? (ответы детей). Правильно, Миллерово. А далеко ли Москва от нашего города или близко? ( Ответы) На чем нам можно отправится в Москву, чтобы побыстрее попасть туда? Молодцы! Тогда в путь!

Игра-имитация

Мы садимся в самолет (приседаем)

Отправляемся в полет! (встаем, жужжим)

Мы летим над облаками, (руки в стороны)

Машем маме, машем папе, (машем по очереди)

Видим, как течет река, (волны руками)

Видим в лодке рыбака (руку ко лбу и смотрим вдаль)

Осторожнее: гора! (наклоны вправо- влево)

Приземлиться нам пора (садится на корточки)

Вот, ребята, мы с вами и прибыли в Москву, в Музей денег. Аккуратно выходим из самолета. Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это наша знакомая девочка Копеечка. Давайте поздороваемся с нею. Здравствуй, Копеечка, мы рады снова с тобой встретиться!

Копеечка: Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать в Московском музее денег.

Воспитатель: Копеечка, нам нужна твоя помощь: жители денежной страны хотят узнать свою историю происхождения.

Копеечка: Я готова вам помочь.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним правила поведения в музее. Как себя нужно вести? (Ответы) Да, все верно. Не кричать, не шуметь, во время экскурсии не отвлекать своих товарищей, быть вежливым и терпеливым, не толкать других людей, экспонаты руками не трогать и рассматривать их на определенном расстоянии.

Копеечка: Я подготовила для вас выставку «История возникновения денег».

Давайте подойдем к экспонатам.

Ребята, было время, когда денег вообще не было. И люди не знали, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами. Кто-то умел хорошо ловить рыбу, кто-то собирал ягоды.

Но шло время, и люди научились охотиться на животных, а вместо денег у них были камешки и ракушки, и те люди, которые хорошо охотились, обменивали шкуры животных, из которых шили одежду, повязки, на камешки и ракушки. Как вы думаете, удобно было обмениваться друг с другом различными предметами или нет? (Ответы детей).

Правильно, этот обмен был не удобен, нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело. Кто вспомнит, как назывался такой вид обмена? (Ответы). Правильно, натуральный или естественный.

Но шло время. Появились первые деньги на Руси: рубли и копейки. Раньше делали деньги из слитка серебра, который рубили на части. Слово рубль произошло от слова рубить. Он стал основной денежной единицей на Руси.

Главной монетой на Руси была- серебряная монета с изображением всадника с копьем. И поэтому эта монета стала называться копейка.

Но шло время…

И в настоящее время существуют монеты, купюры. Удобны ли они, как вы считаете? ( Ответы детей). Конечно, да.

А еще деньги бывают электронные, которые хранятся на пластиковой карте. Какими деньгами расплачиваются ваши родители? ( Ответы детей)

-Давайте подойдем к столу и рассмотрим современные деньги. А теперь посмотрите на купюры, какого достоинства купюры здесь представлены? (пять тысяч, две тысячи, одна тысяча, пятьсот рублей, двести рублей, сто рублей). Покажите мне купюру самого большого достоинства (дети показывают). Правильно, это купюра достоинством пять тысяч. А теперь покажите купюру самого малого достоинства. Правильно, это купюра достоинством сто рублей.

Ребята, давайте рассмотрим купюру достоинством сто рублей, какой на ней изображен город? (Москва), а теперь рассмотрите купюру достоинством пять тысяч, какой на ней изображен город? (Хабаровск) Да, ребята, на всех купюрах разные города.

Дети рассматривают, трогают деньги. Монеты какого достоинства здесь представлены? (десять рублей, пять рублей, два рубля, один рубль). Выберите монету самого большого достоинства. Правильно, это десять рублей, самого малого достоинства ? Правильно, это один рубль.

Ребята, монеты можно не только рассматривать и покупать на них товар, но еще с ними можно и заниматься.

Задания с монетками: разменяйте монету достоинством пять рублей более мелкими монетами несколькими способами. Как вы разменяете? Дети выполняют задание. Ребята, вы большие молодцы, думаю, покупки вы совершите верно.

Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все.

Давайте подумаем, что можно, а что нельзя купить:

Дидактическая игра «Что нельзя купить за деньги»

-конфеты

-машина

-семья

-здоровье

-дружба

-одежда

-игрушки

-дом

-любовь

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Копеечка: Ребята, вы сегодня были очень внимательными и усердными. В подарок я хочу вам подарить книгу «История возникновения денег». Вы ее изучите и расскажите об истории денег жителям Денежной страны.

Воспитатель: Спасибо тебе, Копеечка. Ну, что, ребята, нам пора возвращаться из музея в детский сад.

Игра-имитация

Мы садимся в самолет (приседаем)

Отправляемся в полет! (встаем, жужжим)

Мы летим над облаками, (руки в стороны)

Машем маме, машем папе, (машем по очереди)

Видим, как течет река, (волны руками)

Видим в лодке рыбака (руку ко лбу и смотрим вдаль)

Осторожнее: гора! (наклоны вправо- влево)

В детский сад вернуться нам пора (приседаем на на корточки)

Рефлексия:

-Ребята, а помните ли вы, где мы были? Как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Я предлагаю вам записать наш рассказ и отправить его жителям Денежной страны

Воспитатель при помощи телефона "ведет запись рассказа"

-Ребята, где мы с вами были?( В музее денег в городе Москве).

-Что посетили? (Выставку денег)

-Для чего нам нужны деньги? (Чтобы покупать игрушки, конфеты, и др.)

-Что было в качестве первых денег? (Товар)

-Как называется процесс, когда люди обменивались друг с другом товаром? (Естественный, натуральный обмен)

-Чем расплачивались люди позже? (Камешками, ракушками)

-Что пришло на смену камешкам и ракушкам? (Рубль и копейка)

-А какие виды денег существуют сейчас? (Купюры, монеты, пластиковые карты)

-Все ли можно купить за деньги? (Нет)

Да, ребята, все что нельзя купить за деньги- это самое ценное, дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

-Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, жители страны будут довольны и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.

Сейчас мы отправим запись нашего рассказа жителям Денежной страны, я думаю, что они узнают много нового и интересного.

Ребята, вы были большими молодцами и умницами и за это вам Копеечка приготовила сюрприз- шоколадные монетки.





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации