Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Чудо-вода»
Конспект
игра по станциям
Тема: Чудо-вода
Автор конспекта:
Воспитатель
Матвеева О.Н.
Санкт-Петербург, 2020
Воспитатель: Без неё не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Без неё, как говорится,
Ни туда, и ни сюда!
Даст напиться и умыться
Всем нам нужная… (вода)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей).
А хотите больше узнать о воде? (ответы детей).
Тогда, давайте, отправимся в путешествие.
I.Станция «Отгадай-ка»
1.Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? (вода) 2. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (река) 3. в тихую погоду Нет нас нигде, А ветер подует – Бежим по воде. (волны) 4. Кругом вода, А с питьём беда. (море) 5. Не вода и не суша – На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. (болото) 6. Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (ручеек) 7. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем , ищем - не найдём. (роса) 8. Шумит он в поле и в саду, И никуда я не иду, Покуда он идёт. (дождь) 9. По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой ……. (тучи) | 10. Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох! - Вот чудак, - смеётся брат, - твой горох ведь это …..(град) 11. Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (туман) 12. Сперва блеск, За блеском треск, За треском плеск. (молния, гром, дождь) 13.Мост как синее стекло А в дом не попадет. Скользко, весело, светло. (лёд) 14.У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдёт- Гвоздь упадёт. (сосулька) Белую вату, лёгкую вату 15.По небу ветер гонит куда-то. (облака) 16.Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит не выбежит. (река) 17.Глядятся в него молодые берёзки, И месяц, и звезды глядятся в него Всё в нем отражается Как это зеркало называется? (озеро) 18.Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут.(Дождь) |
Посмотрите на небо, что мы там видим (облака, тучки). Это тоже вода, только разное ее состояние, Какой бывает вода?
Давайте, поиграем … Подвижная игра «Облако» (2, 3, 4, 5)
Облака бывают разные, большие и маленькие, шустрые и ленивые. Дети бегают по площадке под бубен, по сигналу показ цифры, дети встают двойками, тройками…
Все живое не может прожить без воды. Вода нужна всем, но кто-то еще и живет в воде.
Д/и «Рыба, птица, зверь» рыба – плавают – руки вперед,
зверь- приседают, птица-летают – руки вверх.
II.Станция Научная
1.Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя.
Предложить вылить воду на асфальте (растекается), в ямку(собирается) и просто на землю (впитывается).
Вода не имеет формы.
2.Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Предложить намочить кисточку и окунуть ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
3.Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. - Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
4.Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду.
- У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
5.Способность воды отражать предметы
- Приглашаю всех подойти к столу. Что на нем стоит? (таз с водой). Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (отражение своего лица). А где еще можно увидеть свое отражение? (в зеркале, в витрине магазина) .
- Значит вода может отражать предметы, так же, как и зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее, увидели ли вы теперь свое отражение? (очень плохо, оно размытое). Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечеткое и размытое.
Теперь немножко поиграем.
Мы на берегу моря, поднялся сильный ветер, на море побежали быстрые волны.
Игровое упражнение«Буря». Детям раздать коктейльные трубочки, с помощью трубочек изображают волны на воде.
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Давайте, проверим какие вы ловкие и умелые.
Эстафета «Наполни банку водой»
Разделить на две команды, предложить наполнить банку водой, перенося воду по очереди с помощью маленького стаканчика
III.Закаливающая станция
Что такое закаливание?
Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек?
А вам нравится закаляться? Какие виды закаливания вы знаете?
Закаливай себя, изнеженный лишь тлеет,
Здоровый человек и старый не болеет.
1. Пусть ваши руки помогут вам отгадать, что под салфеткой лежит? (На подносе кусочки льдинок). Возьмите льдинки и разотрите ими щечки.
Смолоду закалишься,
На весь век сгодишься
2. Емкость со льдом, емкость с теплой водой.
Пальчиковый массаж: дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок.
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать. (Дети вытирают руки).
3. Льдинка хочет с вами поиграть.
Игра «Льдинка – Путешественница»
Дети стоят полукругом и закрывают глаза.
Воспитатель: Сейчас с вами будет играть льдинка-путешественница. Назовите часть лица или тела, к которой она прикоснется. (воспитатель с помощью салфетки прикасается льдинкой к детям.)
IV. Станция игровая
1.«Волшебный бассейн»
Таз с водой и игрушками, прикрыть сверху непрозрачным полиэтиленом.
Дети по очереди опускают руку в воду и на ощупь определяют предмет.
- можно ли ускорить испарение?
Дети в тазу мочат руки и должны быстро быстро помахать ими.
Что чувствуют руки? Почему это происходит?
Вывод: испарение воды можно ускорить, например, создавая движение воздуха. При этом частички воды испаряются быстрее, унося с собой больше тепла. Поэтому руки ощущают прохладу при взмахе ими.
опыт «Кто сломал ложку».
Стакан с водой и ложка, искажается изображение. Положить в стакан вилку, карандаш и посмотреть что произойдет.
опыт «Прыгающие зернышки» .
Стакан с минеральной водой, бросить зерна риса. Подождать несколько секунд и понаблюдать сквозь стакан, как зёрнышки начнут прыгать.
Вывод: рис чуть тяжелее воды, когда он попадает в воду, начинает опускаться. Пузырьки газа садятся на него и поднимают вверх, на поверхности пузырьки лопаются и газ улетучивается. Отяжелевший рис вновь опускается. Так будет происходить пока газ в воде не закончится.
опыт «Как вызвать радугу».
Итак, возьми брызгалку для полива цветов. Выйди на улицу, вставь спиной к солнцу. Шепотом скажи «Радуга появись!» и разбрызгай воду вверх.
Появится радуга.
Радуга появляется, когда солнечные лучи проходят сквозь капли дождя. Чем крупнее капли, тем радуга ярче.
Какого цвета радуга? Чтобы запомнить, нужно знать секретные слова:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Первые буквы секретных слов совпадают с первыми буквами названий семи цветов радуги.
Дидактическая игра с мячом «Вода нам нужна, чтобы… »
Воспитатель:Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Светлова Оксана Николаевна