12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана589
Я мама четверых прекрасных детей, замужем, работаю учителем-логопедом в д\с на группе для детей с ТНР. Стаж с 1988 года. Высшая категория. Ценю в людях ум, открытость, чувство справедливости, порядочность.
Россия, Нижегородская обл., Арзамас
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
2

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [р] у ребёнка с ОНР (3 уровень речевого развития).

Цель: Закрепление правильного произношения звука[р] в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием актуальных технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнить артикуляцию звука [Р];
-Автоматизировать звук [Р] в словах, словосочетаниях, фразах используя тему «Животные жарких стран»;
-закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже;
-совершенствовать навык анализа предложений;
-развивать фонематические представления (определять начальные и конечные звуки);
-упражнять в грамматически правильном построении фразы;
-совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, восприятие, тонкую и общую моторику, выразительность движений и мимики;
-развивать тактильно-кинетическую чувствительность.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
Оборудование:
-символы гласного, согласного (твердого, мягкого, звонкого, глухого) звука;
-символы разного положения губ, языка, воздушной струи;
-массажный шарик «Су-Джок»;
-настольная игра «Зоопарк» с пластмассовыми игрушками зебры, жирафа, тигра, гепарда, носорога, льва, бегемота, слона;
-ящик с песком (100х60 см).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.
Логопед встречает ребёнка в кабинете словами:
Ты пришёл ко мне играть,
Слушать, думать, размышлять.
Потянись руками вверх,
Посмотри направо,
Опусти ладошки вниз
И тихонечко садись.


2.Сообщение темы занятия.
Логопед сообщает малышу, что на сегодняшнем занятии они будут продолжать правильно и красиво произносить звук [р] в словах, словосочетаниях, фразах.

3.Уточнение правильной артикуляции при произнесении звука [Р].
Логопед:
"Выбери карточки-символы, которые показывают, как правильно произносить звук [р]".
Ребёнок выбирает карточки и кладёт их перед собой.
Логопед просит уточнить:"каким должен быть язычок при правильном произношении звука [р]"?
(Широким).
"Что должен делать ротик?"
(Улыбаться).
"Какой должна быть воздушная струя?"
(Сильной, холодной).

4.Характеристика звука [Р].
Логопед просит дать характеристику звука [р].
Ребёнок выбирает карточки, кладёт их перед собой и комментирует свои действия:
"Звук [р]-согласный, бывает твёрдый и мягкий, всегда звонкий.

5.Изолированное произнесение звука с помощью Су-Джок тренажёра.
Логопед просит взять в руки массажный шарик и катая его по каждому пальчику, изолированно, повторяя за логопедом интонацию, произнести красиво звук [р].
(Громко, тихо, кратко, длительно).

6.Игра «Зоопарк».
Логопед:
"Посмотри на игровое поле и назови место, куда мы попали".
Ребёнок читает «Зоопарк», отвечает:«Мы попали в зоопарк».

Логопед просит взять из коробочки только тех животных, которые живут в жарких странах, расставить их друг за другом на дорожке, и поиграть в
Игру «Посчитай». (Нужно назвать животных по порядку)
Ребёнок считает: "Зебра первая, слон второй, тигр третий, жираф четвёртый, гепард пятый, носорог шестой, лев седьмой, бегемот восьмой"
.
7. Игра «Кто где стоит?»
Логопед:
"Где стоит слон?" (Слон стоит между зеброй и тигром)
"За кем стоит носорог?"(Носорог стоит за гепардом)

Логопед продолжает задавать вопросы, уточняя кто где стоит,
обогащая словарь ребёнка простыми и сложными предлогами, наречиями.
(Между, перед, за; впереди, сзади)

8. Игра «1-2 -5 -9».
На закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед просит посчитать по схеме «1-2 -5 -9».

"Огромный носорог".
Ребёнок считает по схеме.
("один огромный носорог, два огромных носорога, пять огромных носорогов, девять огромных носорогов")
Так же считает: грозный тигр,
красивая зебра.


9. Игра «Измени».
(Спряжение в настоящем времени)
Логопед просит глядя на карточки-символы изменить фразу:" Кормить красивую зебру"

Ребёнок, глядя на карточки- символы, спрягает:
"Я кормлю красивую зебру.
Ты кормишь красивую зебру."
Он…
Она…
Они…
Мы…
Вы…


10. Игра «Объясни словечко».
Логопед просит малыша объяснить значение слова
длинношеее, горбатое, полосатое, пятнистое.

Ребёнок подробно объясняет, что:" Длинношеее животное- это то, у которого длинная шея. Это жираф".
И так далее.

11. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
"Убери в коробку только тех животных в названиях которых есть звук [Р]".

Ребёнок убирает зебру, тигра, жирафа, гепарда, носорога.

Льва, слона, бегемота оставляет на месте.

12. Физкультурная минутка.
Логопед просит изобразить с помощью рук, различных движений и мимики животных (жирафа, зебру, крокодила, тигра, носорога).

13.Игра с песком
Логопед:
"Назови место, где живут животные о которых мы с тобой говорим".
Ребёнок:
"Все эти животные живут в Африке".
Логопед:
"В Африке много песка, давай и мы поиграем с песком". (Ребёнок трогает песок ладошками, пропускает его через пальцы, пересыпает…)

Логопед:
А теперь задания:
1."Расставь вверху нашей пустыни травоядных, а внизу хищных животных. Объясни, почему они так называются".
Ребёнок выполняет и объясняет:
"Я поставил вверху зебру, потому что она травоядное животное, она питается травой".
И так со всеми животными из коробочки.

2."Назови первый и последний звук в словах, запиши количество слогов на песке".
Ребёнок называет первый и последний звук, а затем пальцем рисует слева направо полоски на песке, соответствующие количеству слогов в слове.

3."Составь предложения о животных, запиши схемы предложений". (С предлогом и без предлога).

Ребёнок составляет предложения, типа:"Зебра питается травой. Зебра легла на траву".
Чертит пальцем схему предложения из 3 и 4 слов. Анализирует их. (Какое первое слово, последнее слово, слово предлог…)

14. Игра «Прятки»
Логопед просит спрятать-закопать животных по инструкции и прокомментировать свои действия.
Логопед:
"Спрячь тигра в верхнем, правом углу".
Ребёнок прячет игрушку, закапывая её песком, и уточняет:
"Я прячу тигра в верхнем, правом углу".

И так с четырьмя игрушками.

15. Игра «Следы на песке».

Логопед просит ладонями и пальцами изобразить следы животных.

(Ребёнок фантазируя изображает следы).

16.Игра «Вспомни».
Логопед предлагает ребёнку вспомнить куда он спрятал игрушки и проверить, правильно ли он сказал.
Ребёнок говорит: «Я спрятал зебру в верхнем, правом углу».
Затем откапывает игрушку, проверяя свои слова.

17. Итог занятия.
Логопед просит сказать ребёнка своё мнение о занятии: что понравилось, что вызвало трудности, какой звук мы закрепляли на протяжении всего занятия.
Затем логопед благодарит и хвалит малыша.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.