Конспект НОД по познавательному развитию «Отчего и Почему?» с детьми 6–7 лет
Конспект НОД по Познавательному развитию. Познавательно- исследовательская деятельность «Отчего и Почему?» с детьми 6-7 лет.
Тема: «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе".
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи: развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; -развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира; -закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе. закреплять правила безопасности при проведении опытов. развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь; - обогащать словарный запас детей (гейзеры); -воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга; -развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;
Предварительная работа. Беседа с детьми о значении воды. Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ». Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды». Чтение сказки «Путешествие Капельки». Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий). Знакомство с круговоротом воды в природе.
Оборудование. пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.
Ход НОД
Этапы работы |
Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности |
1. Стук в дверь, почтальон приносит письмо. Дети, вы слышали кто- то постучал к нам в дверь. Хотите узнать кто же это? Сейчас мы посмотрим. (открываю дверь, лежит письмо. Вношу в группу. – Дети, хотите узнать, что написано в письме? Тогда давайте прочитаем! " Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся». Дети, мы можем помочь Незнайке? А как мы это сделаем? |
Постановка цели детьми |
Нужно рассказать Незнайке все то, что мы знаем о воде. Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке. |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
|
2. Чтение стихотворения о воде. Вода - уникальное вещество нашей планеты. Безбрежная ширь океана… И тихая заводь пруда, струя водопада, И брызги фонтана, и все это - только вода. Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода. В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода. И кажется сказкой это… А, в сущности – только вода. Жизнь без воды невозможна! - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке. А какие свойства воды вы знаете? Какая она? (Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.) (если дети затрудняются ответить на вопросы, навожу детей к правильному ответу с помощью наводящих вопросов). 3. Практическая (Опытно-экспериментальная) - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. ) Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. (воспитатель просит детей подойти к столу) - Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории: (Не шуметь – этим мы мешаем другим. -Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. -Нужно слушаться воспитателя. -Внимательно следить за результатом опыта. -Закончив наблюдение, сделать вывод.)Прежде чем приступить к работе, мы с вами немного отдохнем и разомнемся. 4. Физминутка. Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке) Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками) Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись) Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками) Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз) Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо) И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо) Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте) Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.) От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой) 5. Проведение опытов совместно с воспитателем. Опыт 1.Вода бесцветная. (см. картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе) Опыт2. Вода прозрачная. Опыт3. «Вода бывает теплой, холодной, горячей». – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане? (Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?) - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ картинки). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. - А в каких состояниях встречается вода в природе? (В жидком, твердом и в газообразном виде.) - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе. (показ картинки). |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности |
6. Дети самостоятельно зарисовывают схемы проведенных опытов. (при затруднении помогаю детям схематично изобразить проведенные опыты.) |
Подведение итога |
Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы! |
Рефлексия |
На магнитной доске дети рисуют фломастером какое у них настроение после НОД. |