Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР (6-7 лет) по теме «ДЕТИ ВОЙНЫ»
Пояснительная записка к презентации
Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР (6-7 лет)
по теме «ДЕТИ ВОЙНЫ»
Цель: познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, активизация словаря по теме «Дети войны», совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, речевую активность детей посредством введения новых терминов, развитвать ВПФ. Закреплять умение выразительно читать стихотворения. Совершенствовать умение составлять из слогов слова, развивать внимание, память.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать патриотические чувства, нравственные чувства сопереживания и благодарности, воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа, воспитывать умение работать в команде.
Предварительная работа воспитателя: рассматривание с детьми картин, репродукций, альбомов с военной тематикой, прослушивание песен военных лет, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений на военную тему, заучивание слов к Хороводной игре «В Армии служат разные войска».
Материал: Слайды с иллюстрациями о ВОВ, проектор, видеоролик «Дети войны», видеоролик праздничного салюта, запись песни «День Победы», карточки со слогами, флажки зеленый, синий, красный, лист ватмана, краски, кисти, восковые мелки, баночки с водой, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Дети под музыку и садятся напротив экрана.
1.Логопед: Однажды прекрасное июньское солнечное утро, омрачило страшное известие. Подлый враг внезапно напал на нашу страну. 22 июня 1941 года началась Война. А что такое война?
Ответы детей.
Логопед: Война пахнет огнем и пеплом (слайды).
Война – это горький пот (слайд- солдаты бегут в атаку),
это письма, которые ждут и боятся получать (слайд военных писем).
Война – это короткое затишье и погибшие молодые жизни.
В этом году исполняется 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне.
Как далеко от нас война.
О ней мы узнаём теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы, ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет.
CЛАЙД (карта России).
Логопед: Как называется наша Родина?
Ответы детей
Логопед: А как ещё можно назвать ласково Россию?
Ответы детей (Матушка Русь…)
Логопед: Еще Родину называют Отчизна, Отчий дом. Мы все очень любим нашу Родину, охраняем и защищаем её. Мы с вами родились и выросли на мирной земле и никогда не слышали, воя сирен, извещающих о военной тревоге.
А сейчас мы с вами перенесёмся в далёкий 1941 г.
Труден был путь к Победе, жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты, не сломлен народ войной.
Как с ревом рвались танки в бой (слайд военных действий), свистели снаряды, пули. Все люди – от мала до велика встали на защиту своей Родины.
Ребята, солдаты каких войск принимали участие в военных действиях? (Ответы детей).
2. Логопед:А теперь попробуйте отгадать загадки о военной технике.
Слайды с загадками
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)
Под огнём, под пулями напрямик
Всю войну прошел наш ...
(Броневик)
На горе-горушке
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут.
(Пушки)
Имя девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная ... («Катюша»)
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое? (Самолет)
Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это…. (Пулемет)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост …(Солдат)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (Танкистом)
Молодцы ребята. Так про что были загадки? (про военную технику и военные профессии). Сейчас приглашаю вас подойти к столу и выложить из слогов слова, а затем прочтём их (на столе разрезанные по слогам слова: «танкист», «лётчик», «моряк», «связист»). Дети выкладывают слова и проговаривают их. Молодцы ребята.
3. Хороводная игра «В Армии служат разные войска».
Дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют соответствующие им движения:
В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в сторону как волны) ;
В Армии служат солдаты (маршируют на месте) ;
В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки) ;
В Армии служат лётчики (заводим мотор) ;
В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк) .
Логопед: 4 года шла эта страшная война. Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (ответы детей)
4. Война-не место для детей
Война-не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек.
И море крови и смертей .
Война-не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки .
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки .
И елочные огоньки.
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки.
А не сиротство и страдание!
Дети – слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой и беспощадной силой фашизма. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли своих родителей во время бомбёжек, третьи лишились и домов и родных, четвертые оказались в плену, кто-то видел и пережил блокаду Ленинграда…..
На станках работали женщины и дети 13-14 лет. Дети работали наравне со взрослыми.
5. Сейчас я прочту стихотворение о Блокаде Ленинграда.
Логопед: Нашему народу очень много страданий принесла эта война, но особенно тяжело и страшно было детям. Они умирали от голода и холода. Каждому ребёнку взвешивался один маленький кусочек хлеба в день, но малышам этого не хватало (слайд ребенка с кусочком хлеба).
Они гибли под бомбами. Многие остались сиротами. Маленькие дети были в плену у фашистов. Вот сейчас посмотрим документальный фильм о детях войны (показ видеоролика «Дети войны»). Беседа с детьми о просмотренном ролике.
Чтобы война скорее закончилась, дети, несмотря ни на что, старались помочь взрослым. А как вы думаете, как дети помогали? Ответы детей.
Логопед: Мужчины ушли на фронт. А дети помогали матерям прокормить семью: летом собирали грибы (слайд дети собирают грибы), ягоды, которые сушили в виде лепешек, а зимой размачивали в воде и ели. Весной рвали лебеду и варили из нее суп.
Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими, кроме собственного огорода работали на полях (слайд дети работают в поле) – помогали выращивать для фронта урожай. А зачем солдатам на фронте продукты? (ответы детей).
Логопед: Подростки, вместе со взрослыми, строили укрепления, собирали лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Дети сутками трудились на заводах (слайд дети работают на заводе). Они собирали противогазы, детали для мин и гранат. Девочки шили белье и гимнастерки для армии. Вязали теплые вещи – носки, варежки (слайд девочки шьют и вяжут). В военных госпиталях, месте с медсестрами, ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали письма их родным (слайд дети помогают раненым). А еще, дети ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной (слайд концерт детей).
И очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки, защищая нашу Родину.
Настоящие защитники должны быть не только смелыми и сильными, но и умными, сообразительными, внимательными. Вот сейчас и потренируем свою внимательность.
6. Игра на внимание «Игра с флажками»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Ход игры:
Когда ведущий поднимает желтый флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте, красный – крикнуть «Ура!» Молодцы.
Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? (ответы детей)
Логопед: Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.
*****
7. Чтение детьми стихотворений поэта Кадашникова Степана.
8.Практическая часть. Под тихую мелодию песни «День Победы» (минусовка) - дети выполняют коллективную работу «Салют».
Молодцы ребята! Я благодарю вас за внимание, и в завершении нашей беседы хочу добавить: несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь.
Уже через несколько дней мы будем праздновать День Победы и сегодня я хочу подарить вам такие ленточки, чтобы вы всегда помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов (раздача ленточек). Звучит песня «День победы» – дети подпевают.
Список литературы:
Казаков А.П., ТА. Шорыгина «Детям о Великой победе!» Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва.2023.
Ю.Б. Головецкая «Словарь Победы». Методические рекомендации. 2025.