12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кузнецова Татьяна Викторовна823
Россия, Ярославская обл., Углич

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония»

Конспект

образовательной деятельности по речевому развитию

на тему: «Экскурсия по городу Шашуш. Звук [ш]. Буква Ш.»

для детей подготовительной группы (6 лет)


 


 


 


 


 


 


 


 

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

г. Углич

2017 год

Цель: формирование правильного произношения звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ш].

Закрепить навык четкого произношения звука в слогах, словах, фразах.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Закрепить характеристику звука [ш].

Упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов.

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Повторить образ буквы Ш.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Развивать речевой выдох.

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля.

Воспитывать активность и внимательность на занятии.

Воспитывать потребность в речевом общении.

Воспитывать интереса к занятиям.

Воспитывать уважение друг к другу.

Прививать любовь к родному краю.


 


 

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


 

Методические приемы: игры с Шунтиком; использование упражнений с прослушиванием и различением звучания шумовых инструментов, сделанных своими руками; упражнения на дыхание; упражнения на автоматизацию звука [ш] в слогах, словах, фразе; упражнение на определение места звука в слове.

Оборудование: мультимедийное оборудование, индивидуальные зеркала, предметные картинки, пособия из нестандартного материала: цветные шнурки, крышки, пластиковые бутылки, пенопласт, фасоль, трубочки и др., ширма, предметы кухни: тёрка, разделочная доска, нож, чашка с ложкой, аудиозаписи.

Предварительная работа.

Экскурсия по городу.

Прогулки по близлежащим улицам.

Беседы о достопримечательностях города.

Игра «Путешествие по родному городу».

Игра «Отгадай что звучит».

Постановка звука [ш] на индивидуальных занятиях.

Ход занятия.

Слайд № 1


 

Организационный этап.

Логопед. В какой стране мы живем?

Дети. Россия.

Логопед. Правильно. Мы с вами живем в большой и прекрасной стране Россия. Мы россияне. И Россия – наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для вас это город, в котором мы живем.

Логопед. Как он называется?

Дети. Углич.

Логопед. В каждом городе есть интересные места, которые называются достопримечательности. И я вам предлагаю поиграть в игру «Достопримечательности родного города».

(Дети становятся в круг, логопед бросает им мяч. Тот, кому бросили мяч, называет достопримечательность города: музей, шлюз, школа, Дом кино и т.д.)

Мотивационный этап.


 

Слайд № 2


 

Логопед. Сегодня к нам в гости пришел житель волшебной страны Простых вещей из города Шашуш. В этом городе простые вещи превращаются в похожие нам предметы и даже игры.

(Детям показывают человечка, сделанного из подручных средств).

Логопед. Похож на человечка? Чем?

Дети. Есть голова, туловище, руки, ноги.

Логопед. Из каких предметов состоит?

Дети. Из трубочки, стаканчиков, одноразовых ложек.

Логопед. А зовут его Шунтик.

Логопед. Как вы думаете, какой самый любимый звук жителей города Шушиш?

Дети. Звук [ш].

Логопед. Этот герой приглашает к себе в гости, чтобы узнать ещё больше слов со звуком [ш], научиться легко и правильно его произносить.

Логопед. Хотите отправиться на экскурсию по городу Шашуш и узнать любимое место отдыха Шунтика?

Дети. Да.

Игровая деятельность.


 

Логопед. Но так как в этом городе любимый звук [ш] и нам придется много его произносить, поэтому мы должны подготовиться.

Начнем с артикуляционной гимнастики.

Дети берут зеркала и выполняют упражнения «Чашечка» (Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.) и «Фокус» (Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, сдуть ватку, лежащую на кончике носа.).

Артикуляция и характеристика звука [ш].

Логопед. При произнесении звука [ш] губы округляются, слегка вытягиваются вперед, но воздух имеет преграду, в виде языка, которых находится во рту в форме «чашечки». Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: звук [ш]. Давайте вспомним, какой звук [ш].

Дети. Звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый.

Логопед. Здорово! Теперь можно отправляться в путешествие. На чем можно путешествовать?

Дети. На машине, автобусе, самолете и т.д.

Логопед. Любимый вид транспорта города Шашуш является воздушный шар.

Логопед. Как вы думаете почему?

Дети. В этих словах есть звук [ш].

Логопед. И так, полетели. Но нас очень много, поэтому надо помочь подняться. Упражнение «Воздушный шар» (надуваем щеки и потихоньку сдуваем и снова надуваем (повторяем 5 раз).


 

Слайд № 3

Логопед. Вот мы и добрались. Но перед нами закрытые ворота. За ними часто раздаются различные звуки. И откроются ворота только тем, кто отгадает, какие жители города простых вещей их издают.

Игра «Отгадай звуки кухни»

(Логопед за ширмой издают звуки предметами кухни, а дети стараются отгадать их.)

Слайд № 4

Логопед. Все правильно. Городские ворота открылись, и мы отправляемся на экскурсию! Но перед нами возникла преграда - широкая река!

Логопед. Ребята, а как же можно попасть в город?

Дети. Построить корабль, на воздушном шаре и др.

Упражнение «Волшебный мост»

Чтобы пройти дальше, можно ещё построить волшебный мост. Вот вам строительный материал (фасоль) и чертежи.

Слайд № 5

Упражнение «Шумелка»

Логопед. Молодцы! Мосты построены, и мы с вами попадаем в город простых вещей Шашуш.

Слайд № 6

Первая достопримечательность города - Школа. Мы с вами попали на урок музыки. Сегодня здесь проходит мастер-класс по изготовлению местного музыкального инструмента «Шумелка». (дети заполняют капсулу из-под киндер-сюрприза фасолью, горохом и т.п., а затем помещают капсулу между одноразовыми ложками, которые уже скреплены скотчем).

Логопед. Каждый музыкальный инструмент имеет свое звучание. Найдите своему инструменту пару, схожую по звучанию. А теперь попробуйте с помощью Шумелки повторить за мной заданный ритм. (отбивается ритм)

Логопед. А теперь я предлагаю спеть песенки. У каждого будет своя.

Дети повторяют за логопедом слоговые цепочки, тоже используя Шумелку:

Ша-ша, шу-ша, ши-ши-ша и т.д.

Слайд № 7

Здорово у вас получилось, а мы перемещаемся на Стадион нашего города. Нам повезло, ведь именно сегодня начинаются соревнования по дуйболу - любимому виду спорта жителей, но игроков в командах не хватает, поэтому выручайте! Готовы!

Физкультминутка. 

Логопед. Как настоящие спортсмены, мы должны сначала размяться.

Носом – вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже, а потом –

Шаг на месте не спеша.

К нам пришли два малыша. (ходьба на месте)

Надевай ловчей калошки! (поставить сначала одну ногу на пятку, а потом другую)

Побежали наши ножки. (бег на месте)

По пням, по камушкам (руки на поясе, прыжки на месте)

И по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки. (ходьба на месте)

Игра «Дуйбол» (Задача как можно больше забить голов.)

Победила дружба! Устроим фейерверк в честь наших спортсменов (салют)

Слайд № 8

Упражнение «Салют Победы» (дети все вместе дуют через трубочку в пластиковую бутылочку, в которой находятся шарики пенопласта)

Слайд № 9

Логопед. А здесь расположена мастерская города. В этой мастерской делают свои красивые бусы. Мастера и мастерицы города нанизывают разноцветные бусины на волшебную нить. И мы сейчас с вами изготовим бусы для жителей этого города.

Упражнение «Бусы» (На цветные крышки от бутылок наклеены предметные картинки). Дети нанизывают только те, в названии которых есть звук Ш.

Игра «Продолжи фразу» У меня есть кошка, а у тебя есть … (шуба). У меня нет шубы, а у тебя … (нет кошки).

Логопед. Следующая достопримечательность – это Городской сад. Но чтобы попасть туда, надо показать пароль-любимый звук города. Ребята, как мы можем показать звук?

Дети. Написать букву.

Логопед. Если вы сделаете букву Ш из предложенных предметов: из цветных крышек, шнурков, то сможете пройти дальше.

Слайд № 10

Игра «Гусеница»

Логопед. Замечательно! Мы с вами находимся в Городском Саду. А хозяйничают тут – Веселые Гусеницы. Они большие прожоры, а что они любят больше всего, вы узнаете, если накрутить крышки с буквами так, чтобы можно было прочитать слово (груша, шишка, вишня).

Слайд № 11

Логопед. Ура! Мы с вами добрались до любимого места отдыха Шунтика.

(Дети читают.)

ШАЛАШ (логопед уточняет значение слова «шалаш» – это лёгкая постройка из веток, травы, соломы)

Игра «Наведи порядок»

Шунтик просит о помощи: навести порядок в его шалаше, убрать чужие (картинки, в названии которых нет звука Ш) вещи, и разложить оставшиеся предметы на свои места. (определение места звука в слове).

(Затем дети говорят где находится предмет (шарф лежит на верхней полке и т.д.) и придумывают предложения со словами, содержащими звук [ш].)

Слайд № 12

Рефлексивный этап.

Логопед. К сожалению, наша экскурсия на сегодня заканчивается. В заключение я хотела бы спросить у вас, в какую игру захотелось ещё раз поиграть?

Логопед. Какой любимый звук города?

Дети. Звук [ш].

Логопед. Какие слова вы запомнили с этим звуком?

Дети. Школа, вишня и т.д.

Логопед. Какие задания вам было трудно выполнять?

Логопед. Я надеюсь, что вам было интересно в городе Шашуш, и вы будете сюда заходить. А страна Простых вещей огромна, и я знаю, что вы сделаете много новых открытий. На память об этом городе вы получаете сувенир. (Дети забирают пособие «Шумелка», сделанное своими руками.)


 

Литература

1http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/06/28/metodicheskaya-razrabotka-kak-sostavit-konspekt-zanyatiya Методическая разработка. Как составить конспект занятия, соблюдая требования ФГОС.

2.. Григорьева Т.А. Физкультминутки на логопедических занятиях в школе. Чистые пруды. Москва. 2010.


 


к презентации
WMV / 4.05 Мб

к презентации
MP3 / 1.05 Мб

буклет для родителей
PUB / 10.54 Мб

фото пособия бусы

презентация к конспекту
PPTX / 5.24 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.