Конспект ООД по РЭМП для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Помощники бабушки Варварушки»
Орлова Светлана Юсуповна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №67», Нижегородская обл., г. Дзержинск.
Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП для воспитанников 6-7 лет с ОВЗ
(нарушения опорно-двигательного аппарата и задержка психического развития)
Тема «Помощники бабушки Варварушки»
Лексическая тема: «Фрукты. Овощи»
Задачи
Образовательные - закрепить состав числа 5 из единиц и 2-х меньших; умение видеть равенство и неравенство 2-х групп предметов, владение двумя способами уравнивания; формировать умение определять форму предметов визуально и на ощупь, отражая результат в речи; учить дифференцировать вопросы «сколько?» и «на котором по счету месте?», правильно называть порядковые числительные.
Коррекционно-развивающие – активизировать мыслительные процессы, закрепить обобщающие понятия «овощи» - «фрукты», способствовать развитию тактильно-двигательных ощущений, зрительного внимания и памяти.
Воспитательные-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, давать адекватную самооценку и оценивать деятельность сверстников.
Предварительная работа: ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме «В гостях у бабушки Варварушки».
Материалы: чудесный мешочек, муляжи фруктов и овощей, предметные картинки с их изображением, 3 одинаковых пластмассовых (детских) ведерка, 2-полосные карточки на каждого ребенка, счетный материал (карточки с изображением помидоров и огурцов), три яблока разного размера.
Методы-мотивация, дидактическая игра (Д/И) «Чудесный мешочек», работа с демонстрационным материалом, игровое упражнение (И/У) «Как получили число 5», работа с раздаточным материалом И/У « Заготовки на зиму», Д/И « Разложи верно», (Д/И) «Что изменилось?», подвижная игра «Овощи-фрукты», поисковые вопросы к детям, уточнение, педагогический подсказ, речевой образец, рефлексия «Выбери яблочко».
Индивидуально-дифференцированный подход: вопросы разного уровня сложности, наличие разных видов помощи (направляющая, организующая, практически-действенная)
1 часть. Мотивация.
Образовательная ситуация - дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Педагог (П.) – Ребята, сегодня к нам в сад пришла посылка от нашей хорошей знакомой Бабушки Варварушки. Как вы думаете, что может быть в этой посылки?
Предполагаемые ответы воспитанников- фрукты, овощи.
П. –скорее всего, вы верно думаете, осталось только проверить. Предлагаю вам по очереди брать по 1 предмету из мешочка, но, прежде чем достать, попробуйте догадаться что это на ощупь.
В мешочке лежат-лимон, яблоко, огурец, груша, морковь. Дети пытаются отгадать что за предмет, ориентируясь на доступные сенсорные признаки (форма, размер…).
2 часть. Основная.
Образовательная ситуация -игровое упражнение «Как получили число 5»
П.- Действительно, бабушка Варварушка прислала нам угощение из своего сада и огорода. Сколько всего у каждого из вас предметов в руках? А сколько всего? Как получили 5 предметов?
Предполагаемые ответы воспитанников-в руках у нас по1 предмету, всего 5. Взяли по 1 пять раз, получили 5, потому что 5-это 1,1,1, 1, да еще 1.
П.-верно, ребята ответили. А теперь поиграем в игру «Поделись, не ошибись!». Сейчас вам нужно будет делиться на 2 группы-справа встанут те, у кого в руках фрукт, а слева те у кого в руках овощ.
Воспитанники встают по местам в соответствии с заданной инструкцией.
П.-проверяем все ли верно. Почему ребята у которых яблоко, груша и лимон встали справа? А ребята, у которых морковь и огурец-слева?
Предполагаемые ответы воспитанников-потому что яблоко, груша и лимон-это фрукты, а морковь и огурец –это овощи.
П. – отлично ребята, выполнили задание быстро и точно. У нас получилось, что фруктов 3, овощей два, а сколько же всего?
Предполагаемые ответы воспитанников-всего 5.
П.-верно, потому что 5-это 2 и 3, или 3 и 2.
А теперь пусть слева останется только тот, у кого предмет зеленого цвета.
(Слева остается воспитанник у которого в руках огурец)
П.- сколько же теперь справа от меня человек? А слева? А всего?
Предполагаемые ответы воспитанников-справа 4 человека\. Слева один, а всего пять, потому что 5-это 1 и 4, или 4 и 1.
Образовательная ситуация - игровое упражнение « Заготовки на зиму»
П. - А сейчас я приглашаю вас за столы. У бабушки Варварушки есть просьба, она просит вас помочь справиться ей с заготовками на зиму. У каждого из вас на столах лежат карточки, а в коробочках картинки с помидорами и огурцами. Разложите на верхней полоске все картинки с помидорами, а на нижней все картинки с огурцами. Что вы заметили?
Предполагаемые ответы воспитанников-мы заметили, что помидоров больше, чем огурцов; мы заметили, что огурцов меньше, чем помидоров.
П.-Вы правы, а наша помощь будет заключаться в том, чтобы сделать равное количество овощей. Сколько помидоров? Сколько огурцов? Что больше 5 или 4? На сколько? Что меньше 4 или 5? На сколько?
Предполагаемые ответы воспитанников-помидоров 5, огурцов -4; 5 больше, чем 4 на 1, 4 меньше, чем 5 на 1.
П. – как вы радуете меня своими правильными, быстрыми ответами. Как сделать так чтобы овощей стало поровну?
Предполагаемые ответы воспитанников-можно добавить 1 огурец, или убрать один помидор.
П.-хорошо ребята потрудились, можно и отдохнуть. Выходить на коврик, поиграем.
Подвижная игра «Овощи или фрукты».
Если педагог называет овощ, дети –хлопают в ладоши, а если фрукт, то топают ногами.
Образовательная ситуация - дидактическая игра « Разложи верно»
П.- а у нас очередное задание. Посмотрите-ка целая корзина овощей и фруктов. Нужно разложить их в ведра в зависимости от формы. Например, лимон имеет какую форму? А огурец?
Предполагаемые ответы воспитанников-и лимон и огурец овальные, значит мы положим их в одно и тоже ведро.
После проведения игры педагог с детьми анализируют и проверяют все ли выполнено верно, еще раз проговаривают точное название формы-овальная (-ый), круглая (-ый), треугольная (-ый). Пересчитывают количество овощей и фруктов в ведрах.
П. – сколько предметов в первом ведре? Во втором? В третьем? В каком самое большое количество предметов? Почему? В каком самое меньшее количество предметов? Почему?
Предполагаемые ответы воспитанников-в первом ведре 5, во втором 4, в третьем 3. Всех больше круглых предметов, их 5. Всех меньше треугольных предметов, их 3. Пять больше, чем 3и 4, потому что стоит в числовом ряду после 4.
П. –И это задание оказалось нам по силам! Вы не только отличные овощеводы, но и замечательные счетоводы!
Образовательная ситуация - дидактическая игра «Что изменилось?»
П.- бабушка Варварушка - большая затейница. Она придумала для вас игру «Что изменилось?». Посмотрите, перед вами картинки с изображением разных фруктов и овощей. Как узнать сколько их всего?
Предполагаемые ответы воспитанников-всего7.
П.- точно. А как мы будем считать, если нужно ответить на вопрос на котором по счету месте?
Предполагаемые ответы воспитанников-первый, второй…
П.-чтобы справиться с заданием нам нужно не только запомнить картинки, но и на каком по счету месте она находится. На котором по счету месте находится яблоко? Перед чем стоит картинка с капустой? Между какими предметами находится морковка?...
Перед тем, как дети начнут считать, отвечать на вопросы необходимо уточнить правила порядкового счета.
3 часть. Рефлексия «Выбери яблочко»
П.-славно мы с вами сегодня потрудились. Вы со мной согласны? Вам было интересно? А что понравилось больше всего?
П.-сегодня все старались, я заметила это. А вот всем ли было одинаково интересно и легко? Предлагаю вам выбрать из трех яблочек одно. Самое большое-для тех, у кого все получилось, все задания были интересные и не сложные. Поменьше-для тех кому некоторые задания показались труднее, чем другие, и не все получалось правильно. А самое маленькое яблочко для тех, кто считает, что сегодня не справился с предложенными заданиями и не смог ничем помочь бабушки Варварушке.
Воспитанники подходят к одной из трех картинок. Далее проводится анализ выбора, его адекватность.