Конспект открытого урока по математике в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника"
Отараева И.И.
ГБОУ РФМЛИ
Открытый урок математики в 4 «А» классе
«Площадь прямоугольного треугольника».
Технологическая карта урока математики (Учебник Л. Г. Петерсон)
Тема: Площадь прямоугольного треугольника
Тип урока: Урок введения нового знания (ОНЗ)
Класс: 4 «А»
Учитель: Отараева И.И.
Основные предметные задачи: сформировать навык вычисления площади прямоугольного треугольника, познакомить с новой геометрической терминологией (катет, гипотенуза).
Основные общеучебные задачи: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; уметь формировать правило и применять его при нахождении площади прямоугольного треугольника; составлять план решения отдельной учебной задачи; сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание, слушают и понимают речь учителя, одноклассников; учатся работать в парах, группе.
Личностные УУД: способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
№ п/п | Этапы | Содержание | Деятельность | Формируемые УУД |
I. | Мотивация. Самоопределение к деятельности. | -Перед вами высказывание советского и российского математика А.Д. Александрова. «Окружающий нас мир – это мир геометрии». Слайд 2 -Как вы понимаете это высказывание? -Как это выражение связано с нашим уроком? -А что изучает геометрия? Действительно, мы сегодня будем работать с геометрическим материалом. -А ещё, ребята, я хочу вам сказать, что геометрия помогает нам развивать воображение, память, логическое мышление, правильно мыслить и рассуждать. Будем развивать в себе эти качества? -И с чего мы начнем? - А мы будем всё повторять? -Правильно, то, что нам нужно для открытия новых знаний. | Подготовка к работе Ответы детей -На уроке речь пойдет о геометрии -Геометрические фигуры. -Да - С повторения - Что нам понадобится для изучения новой темы. | Л- понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Слайд 3 -Что вы видите на экране? -Назовите их. Подумайте и скажите, какая фигура «лишняя» и почему? -Среди данных фигур найдите «лишнюю» Среди данных фигур найдите «лишнюю»… Среди данных фигур найдите «лишнюю»… -Какие фигуры остались? -Дайте определение прямоугольнику. -Что с вами сейчас повторили? -Следующее задание. Нам с вами нужно вспомнить формулы. Вы знаете, что геометрические задачи решают с помощью формул. И первая формула - это формула нахождения площади прямоугольника. Как найти площадь прямоугольника? -Совершенно верно. (На доску вывешиваю формулу) -Следующая формула, которую нам нужно вспомнить, это формула нахождения площади квадрата. Как найти площадь квадрата? (На доску вывешиваю формулу) -Формулы вспомнили, они нам сейчас понадобятся при решении задач. Слайд 4 (На экране задание) 21 см -Расшифруйте задание
S- ? см2 6 см - Итак, как найти площадь? Аналогично находим площадь квадрата со стороной 11 см. -Что мы сейчас с вами повторили? - Отлично. А сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Слайд 5 -У вас на парте лежат прямоугольники. Послушайте внимательно задание. Сейчас вы будете работать в паре. Проведите в этом прямоугольнике одну диагональ. Вспоминаем правила работы в парах. Посовещайтесь, подумайте и проведите диагональ. -Покажите мне Слайд 5 -На какие две фигуры разбивает диагональ этот прямоугольник? -Возьмите ножницы и разрежьте этот прямоугольник по диагонали. -Что у вас получилось? Покажите Слайд 5.1 -Что вы мне можете о них рассказать? -Как доказать, что они одинаковые по размеру? -Наложите треугольники друг на друга и сравните- действительно ли они одинаковые по размеру? Слайд 5.2 -Значит, какой мы сделаем вывод. Что делает диагональ прямоугольника? -Теперь каждый положите перед собой свой треугольник. Слайд 6 -Отметьте на этом треугольнике прямые углы. -Сколько прямых углов в треугольнике? -Как вы думаете, как называется такой треугольник, у которого один прямой угол? - Верно, и сегодня мы будем работать с этим прямоугольным треугольником. Слайд 7 -Ребята, учёные - математики придумали названия для сторон этого треугольника. Две стороны, которые образуют прямой угол, называются катетами, а третья сторона, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенуза. Еще раз. Две стороны, которые образуют прямой угол, называются катетами, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенуза. Пожалуйста, у себя на моделях треугольников подпишите, где у вас катеты, а где -гипотенузы. - И сейчас мы с вами потренируемся находить катеты и гипотенузы. Слайд 8 -У каждого на парте карточка. Положили их перед собой. Найдите первое задание. Читаем условие. Задание №1. Обведи катеты прямоугольного треугольника красным цветом, а гипотенузу- синим. -Берем красный и синий карандаши и начинаем обводить. -Проверка! Слайд 8 -У кого все правильно? Ставим + -Молодцы, все правильно нашли катеты и гипотенузу.
-Что мы сейчас узнали нового? | -Геометрические фигуры. -Круг - потому что у него нет углов. Треугольник- потому что у него три угла. Четырехугольник- потому что у него углы не прямые. Квадрат, потому что у него все стороны равны. Остались два прямоугольника. Прямоугольник-это четырехугольник, у которого все углы прямые. -Названия геометрических фигур. Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину. Sпр.=а*b Чтобы найти площадь квадрата, надо длину умножить на длину- а умножить на а. Sкв.=а*а Длина пр. 21 см, ширина- 6 см. Найти S этого прямоугольника. 21 *6 =126 (см2)- площадь 11*11= 121 (см2) -Нахождение площади прямоугольника и квадрата. -На два равных треугольника. Два треугольника. - У них прямые углы. Они одинаковые по размеру. -Наложением -Одинаковые Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника. -Один -Прямоугольный треугольник. Отмечают Учащиеся читают задание. -Что у сторон прямоугольного треугольника есть названия-катеты и гипотенуза. - Две стороны, которые образуют прямой угол, называются катетами, а третья сторона напротив прямого угла-гипотенузой. | Р- принимают и сохраняют учебную задачу П- строят математические сообщения в устной и письменной форме. К- активно проявляют себя в коллективной работе, понимая важность своих -действий для конечного результата. |
III.
| Выявление причины затруднения и постановка учебной задачи | -Замечательно. Мы с вами повторили, мы с вами узнали что-то новое, а сейчас у вас будет? - А зачем мы будем совершать какое-то пробное действие? - Внимание на доску. Слайд 9 Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами 12 см и 20 см. Запишите решение с обратной стороны своей карточки. У вас полминуты. Пишем крупно. -Остановились. Показали мне, что у вас получилось, покажите друг другу. -Итак, мы с вами видим, что некоторые получили результат, причем у некоторых результаты разные, а у некоторых нет вообще никакого результата.
-А что же это значит? - Кто может определить тему урока? Слайд 10 - И чтобы справиться с этим затруднением, мы должны поставить цель. Какая у нас цель? | Пробное действие. - Чтобы понять, что мы не знаем. Дети выполняют задание. -Что у нас возникло затруднение, с которым мы должны справиться. -Что мы не умеем находить площадь прямоугольного треугольника. -Площадь прямоугольного треугольника. -Узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника. | Р- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. П- проводят сравнение, анализ. К-принимают участие в работе парами.; допускают существование различных точек зрения. |
IV. | Построение проекта выхода из затруднения Открытие новых знаний | -Замечательно. Решение этой задачи мы пока отложим. Мы к ней позже вернемся. А сейчас мы с вами будем работать в группах. И вы будете в группах выводить формулу, с помощью которой будем находить площадь прямоугольного треугольника. И тогда мы с вами вернемся к решению данной задачи. -Давайте еще раз вспомним и подумаем, что нам поможет для выведения этой формулы. Ведь мы не зря что-то с вами повторяли. Не зря какие-то действия выполняли на уроке. Слайд 11 - А какую практическую работу мы еще выполняли? - Вот эти знания вам сейчас должны будут помочь для того, чтобы вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Задание понятно? - У каждой группы есть планшеты, на которой вы должны записать формулу, которую вы выведете - формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. - Не забываем, что формула-это буквенная запись. - По готовности представители групп выходят к доске. -Расскажите, что вы сделали? Что у вас получилось? -Что означают в ваших формулах буквы а и в? - Скажите, пожалуйста, как же нам проверить, правильно вы вывели формулу или нет? -Садитесь на места. Сейчас будем проверять. Открыли учебники на 94 странице. Ученик читает определение . -Итак, мы все справились с заданием? -Еще раз, как найти площадь прямоугольного треугольника? Слайд 12 - Вот эта формула. Вывешиваю на доску. | - Названия сторон прямоугольного треугольника, формула нахождения площади прямоугольника. -Разрезали прямоугольник на две части. Дети в группах выполняют задание -Ответы учащихся. -Катеты - В учебнике. Читают определение -Произведение катетов разделить на два. Sтр...= (а*b):2 | |
Р-вносят необходимые коррективы в действия; осуществляют контроль. П- осуществлять кодировку информации в знаково-символической форме. К- принимают участие в работе парами; активно проявляют себя в коллективной работе. | ||||
V. | Физминутка | | | |
VI. | Первичное закрепление | -И если у нас уже есть формула, мы можем решить ту задачу, которая у нас была в пробном действии? Слайд 13 -Как будем решать задачу? Решите эту задачу в тетрадях. Проверка. Слайд 13.1 - У всех так решена задача? -Справились мы с затруднением? -Что мы теперь должны сделать? -Положили перед собой свои карточки. Задание №2. Слайд 14 Перед вами два треугольника. Вам нужно найти их площади. Работаем в парах. Проверка. Задача№1 Задача№2 - У кого правильно, на полях ставим себе + - Мы с вами потренировались. А что мы сейчас должны сделать? | -Да -Умножим катеты и разделим произведение на два. (12*20):2=120 (см2) -Да -Потренироваться 9*4:2= 18 см2 6*10:2=30 см2 -Самостоятельную работу. | Р- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы. П-строят математические сообщения в письменной форме. К-активно проявляют себя в коллективной работе. |
VII. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Слайд 15 Все решают задачу в парах, а одна группа выходит к доске. -Проверка задачи по эталону. Проверка работы группы Слайд 16 | | Р-понимают смысл учебной задачи, планируют свои действия, осуществляют итоговый контроль. |
VIII. | Рефлексия деятельности. | -Что мы еще должны сделать? Подведем итог нашего урока и оценить свою работу. Прочитайте, пожалуйста, на доске утверждения и на полях ставите знак + или знак вопроса. Если согласны - +, если несогласны - ? Слайд 17 -Поднимите руки, кто поставил себе + «Я знаю формулу нахождения площади прямоугольного треугольника». -Поднимите руки, кто поставил + «Я умею находить площадь прямоугольного треугольника». -А кто поставил знак ? - У нас сегодня первый урок по изучению этой темы, на следующих уроках мы продолжим учиться находить площадь прямоугольного треугольника. -Все молодцы! Спасибо за урок. | Подвести итог и оценить свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Л- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
IХ. | Домашнее задание | Вычислить площадь, которую занимает на рисунке кораблик. На с. 94 – правило | | |
10