12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белопухова Екатерина Станиславовна443
Россия, Забайкальский край, Чита
6

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [л]-[р]

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению

Тема: «Звук [л]-[р]. Играем вместе с Ладой и Ромой».



Этап: дифференциация звуков [л]-[р] изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

закрепить навыки дифференциации звуков [л]-[р] по акустическим и артикуляционным признакам изолировано, в слогах, словах, предложениях;

развивать фонематический слух;

развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;

развивать внимание, память, мышление;

упражнять детей в согласовании числительных с существительными, образовании существительных и прилагательных множественного числа;

упражнять в составлении предложений;

формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: игрушки или изображения детей Лады и Ромы, картинки к загадкам; картинки для изолированного произношения звуков; мяч; картинки, в названии которых есть звук [л] и [р]; сундучок, две корзинки; картинки для артикуляционной гимнастики, зеркало.


Ход занятия

Этап

Содержание этапа

1

Организационный момент

Л: «Собрались все дети с круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».


Л: «Сегодня к нам в гости пришли Лада и Рома – они лучшие друзья. Каждый из них принес с собой разные и интересные игры. Готовы ли вы играть с Ладой и Ромой?»

2

Объявление темы занятия

Л: «Ребята, Лада и Рома приготовили для вас загадки. Но они не могут определить, кто первый вам их загадает. Как мы можем помочь друзьям решить этот вопрос? (Ответы и предложения детей)

Загадки Лады:

Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

***

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. (Лук)

***

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал. (Белка)

Загадки Ромы:

Приказало солнце — стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет —

Рухнул мост. А щепок нет. (Радуга)

***

Нежная красавица

Боится лишь мороза.

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (Роза)

***

Он пятнистый великан,

Шея длинная, как кран.

По Сафари ходит «граф»,

А зовут его … (Жираф)


Какой звук мы слышим в словах «Лампочка», «Лук», «беЛка»?

(Звук [л])

Какой звук мы слышим в словах «Радуга», «Роза», «жиРаф»?

(Звук [р])

А какие звуки мы слышим в именах «Лада» и «Рома»? ([л] и [р])

Правильно. Сегодня мы с вами не только будем играть с нашими гостями, но и учиться различать звуки [л] и [р].

3

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Рома приготовил для вас упражнения артикуляционной гимнастики:

«Лягушка – Слоник». Улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы; затем вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

«Месим тесто». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя», затем зубами, произносить: «Тя-тя-тя».

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Не отрывая языка от губ, двигать его вперед-назад, как бы поглаживая ее.

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать кончиком языка.

«Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

«Дятел». Широко улыбнуться, приоткрыть рот, широким кончиком языка с силой стучать в небо за верхними зубами, произнося звуки: [д-д-д].


Лада приготовила для вас упражнения дыхательной гимнастики:

«Загони мяч». Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа.

4

Изолированное произношение звука.

Характеристика звуков. Анализ артикуляции

Л: «Друзья живут очень далеко от нашего детского сада. Посмотри на картинки и определи, на каком транспорте друзья прибыли к нам в гости».

Ответы детей: «Лада приплыла на пароходе. Рома приехал на машине».

Л: «Покажи, какой путь проплыла Лада. Веди пальцем по дорожке и произноси длительно звук: л-л-л.

Покажи, какой путь проехал Рома. Веди пальцем по дорожке и произноси длительно звук: р-р-р».


Анализ артикуляции звуков

Артикуляционный уклад звука Р

Л: Когда мы поем песенку моторчика (произносим звук Р): губы улыбаются широко; кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит; средняя часть спинки языка опущена; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Л: «Какой звук Р? (Звук Р – согласный, твердый, звонкий)».


Артикуляция звука Л.

Л: «Когда мы произносим звук [л]: губы в улыбке; зубы немного разомкнуты; кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы; воздух проходит по бокам языка; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит».

Л: «Какой звук Л? (Звук Л – согласный, твердый, звонкий)».

Л: «Чем похожи эти звуки? (Когда мы их произносим, язык поднят за верхние зубы). Чем отличаются? (когда произносим звук [р] язык стучит в бугорки за верхними зубами, а когда произносим звук [л] – нет)».


Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет.

5

Автоматизация в слогах

Л: «Друзья очень любят игры с мячом. Одну из них они вам сейчас покажут».

Игра «Наоборот» (с мячом). Взрослый бросает мяч ребенку и называет слоги со звуком [л], ребенок ловит мяч и называет слоги, меняя звук [л] на [р], и наоборот.

Пример: ла – ра.

Ло – …, лу – …, лы – …

Ра – …, ро – …, ру – …, ры – …

Ар – …, ор – …, ур – …, ыр – …

Ал – …, ол – …, ул – …, ил – …

6

Физкультминутка

Дружба

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ноги постучали

Дружно и сильнее.

По коленкам мы ударили

Тише, тише, тише.

Наши руки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши руки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

7

Автоматизация в словах

Л: «Пока мы выполняли физические упражнения, из карманов Лады и Ромы выпали картинки и перемешались».

Игра «Разложи картинки». Помоги ребятам собрать картинки и разложить их в две корзинки: в одну – слова, в названии которых есть звук [л], в другую – слова, в названии которых есть звук [р].

Л: «Молодцы!»

Игра «Посчитай». Роме очень нравится ходить на занятия по математике – больше всего он любит считать различные предметы. Поэтому, он приготовил для вас игру-считалку.

Посмотрите и назовите картинки, которые принес Рома. Посчитай изображенные на них предметы от 1 до 5.

Слова: зеркало, крыло, крокодил.

8

Автоматизация в словосочетаниях

Игра «Один-много».

Л: «Лада знает еще одну игру. Она будет называть вам словосочетания в единственном числе, а вы называть их во множественном числе.

Белый парус – белые паруса

Красивое облако - …

Морская волна - …

Розовое платье - …

Голубой карандаш - …

Желтая рубашка - …

Хрупкий бокал - …

Белая ромашка - …».

9

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «В гости».

В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(постучать кулачками друг о друга)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальцы в кулачки и разжимать)

Друг без друга нам нельзя!

(Соединить руки в «замок»)

10

Автоматизация в предложениях

Игра «Почини предложение».

Л: «У Лады и Ромы есть любимая игра – им нравится «чинить» сломанные предложения.

Ребята по очереди будут называть вам слова, а вы попробуйте составить из них предложения, изменяя их по смыслу:

Рома, карандаш, купила, красный, мама.

Укладывать, Лада, в кроватку, кукла, спать.

Ручка, Рома, писать, тетрадь, в.

Лада, в, подмела, метлой, комната».


Лада и Рома: «Молодцы! Вы хорошо справились! Нам понравилось играть с вами!»

11

Итог занятия

Л: «Наше занятие подходит к концу и ребятам пора возвращаться к себе домой. Вспомните, на каком транспорте к нам в гости прибыли Лада и Рома. (Ответы детей)

С какими звуками мы сегодня работали?

Что вам понравилось на занятии?

Давайте попрощаемся с ребятами».



t1587626724aa.jpg

t1587626724ab.gif

t1587626724ac.gif

t1587626724ad.pngt1587626724ae.png


t1587626724af.jpg

t1587626724ag.jpg

t1587626724ah.jpg

t1587626724ai.jpg

t1587626724aj.gif

t1587626724ak.jpg


t1587626724al.gif

t1587626724am.gif

t1587626724an.jpgt1587626724ao.jpg

Опубликовано


Комментарии (2)

Максакова Наталья Михайловна, 23.04.20 в 12:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу!
Кияйкина Наталья Федоровна, 23.04.20 в 21:14 1Ответить Пожаловаться
Благодарю! Интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.