>

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в 1 классе на тему "Осень золотая"

0
0
Материал опубликован 19 January в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа № 4 г. Конаково











Конспект подгруппового занятия

по развитию речи в 1 классе

на тему «Осень золотая».











Составила: Дронова О.Ю.

учитель-логопед















2024 г.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в 1 классе

на тему «Осень золотая».

Коррекционно-образовательные цели:

– расширение и конкретизация представлений об осени и ее характерных признаках;

– закрепление в речи существительного с обобщающим значением осень, уточнение и расширение словаря по теме (холодно, листопад, дождь);

– совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели:

– развитие диалогической речи, умения отвечать на вопросы предложением;

– развитие физиологического дыхания, речевое дыхание, фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного внимания и восприятия, мышления, моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

– формирование положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

Материал и оборудование: слайды презентации по содержанию занятия; мягкая игрушка – медведь; дидактическая игра «Найди и назови осеннюю одежду»; проектор, экран, папка с рисунками детей по теме «Осень».

Предварительная работа: наблюдение за дождем; рассматривание пожелтевших листьев; рассматривание иллюстраций по теме «Осень»; беседа об осени; загадки, чтение стихотворений по теме «Осень»; рисование «Осень наступила»; речедвигательные игры «Дождик», «Листопад», пальчиковая игра «Веселый дождик».


Ход занятия

Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?   Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем!!!

Логопед: К нам на урок обещал зайти гость. Большой, косолапый – кто это?

(Это медведь.)

Логопед (достаёт из шкатулки мягкую игрушку медведя): Поздоровайтесь с гостем ребята. Его зовут Мишка-Топтыжка (Дети приветствуют гостя).

Логопед: Дети, Мишка-Топтыжка долго добирался до нас, устал. Он заметил, что на улице стало холодно, листья пожелтели. Что случилось?

Дети: Наступила осень.

2. Основная часть.

Логопед (достает картинки): Мишка-Топтыжка пришел не с пустыми руками, он принес картинки, но пока шел все перепутал. (показывает картинки с временами года). Это осень?

(Дети рассматривают картинку и отвечают)

Слайд 1.

Дети: Нет, это зима.

Логопед (поочередно показывает картинки и спрашивает, какое это время года).

Дети (рассматривают картинки и отвечают на вопросы). (Картинки с изображением осени прикрепляют на доску).

Логопед выводит на экран слайды презентации.

Слайд 2, 3

– Посмотрите внимательно на картинку. Что бывает осенью? 

(Дети отвечают: «Трава и листья желтеют. Деревья голые. Люди тепло одеты…».)

Слайд 3, 4

Логопед: Как можно назвать погоду, когда падают листья?

Дети: Листопад

Логопед: А что такое листопад?

Дети: С деревьев, медленно кружась облетают листья. 

Логопед:

Поглядите: за окном

Листья сыплются дождём.

На прогулку мы пойдём,

Их в букеты соберём.

Жёлтые и красные —

Все такие разные! (Е. Трутнева)

Физкультминутка «Листопад»

Логопед читает текст и показывает движения. Дети повторяют

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

Слайд 5

Логопед: Мишка-Топтыжка приглашает вас в волшебный лес. Пойдем?

Дети: Да.

Логопед: Но чтобы пойти в осенний лес нужно одеться?

Дети: Да, потому, что осенью на улице уже холодно.

Дидактическая игра «Найди и назови осеннюю одежду»

Логопед: Ребята, на столе лежат картинки. Выберите те, на которых изображены предметы осенней одежды.

(Дети выполняют задание и называют предметы одежды.)

Фонопедическое упражнение

Дует легкий ветерок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

(с усилением звука, руки медленно вытягивают вперёд)

И качает так листок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

(дети повторяют за логопедом)

Дует сильный ветерок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

(дети повторяют за логопедом)

И качает так листок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

(дети повторяют за логопедом, руки плавно опускают вниз)

Логопед: Вот мы и очутились в волшебном лесу. Ветер разбросал все листья, Мишке-Топтыжке нужно собрать эти листья.

Игра «Найди такой же листик».

(Перед детьми раскладываются листья разных деревьев (клен, дуб и береза) и цвета. Логопед показывает определенный лист, дети должны найти такой же, кто первый находит, проговаривает, например: один березовый лист желтого цвета.)

Дети приступают к игре.

Логопед: Молодцы, помогли мишке.

Игра «Осенне слова»

Логопед: Я буду называть слова, а вы дети будете хлопать в ладоши, если слова относятся к осени. Задание понятно?

– Снег, жара, листопад, холод, сугроб, лед, ромашка, дождь, вьюга, радуга, лужи, снегопад, урожай, снеговик, ручей, гриб, слякоть, ласточка, зонт, гроза. 

Логопед: Мишка-Топтыжка теперь знает, что осенью уже холодно, идут дожди, дует сильный ветер, листья с деревьев опадают, и лес становится не красивым. Так ли это ребята? Ребята, давайте расскажем, какой красивый лес осенью и что можно делать в осеннем лесу.

(Дети рассказывают. Логопед контролирует высказывания детей: добивается, чтобы дети использовали в речи предложения)

Логопед: А давайте прямо здесь и сейчас поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку.       ( Указательным и средним

                                               пальцами обеих рук «шагают» по столу.)

Он бежит по переулку.      (Загибают по одному пальцу на обеих

Барабанит по окошку,                     руках на каждую строку.)

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.                (Трясут ладонями, как будто

                                                                           отряхивают с них воду.)

Дождик кончился. Устал.                 (Кладут ладони на стол).

                                                                                               (Н. Нищева)

3. Заключительная часть.

Логопед: Здорово. Теперь Мишка-Топтыжка знет, что такое осень и сможет рассказать о ней в лесу. Жаль, что он не сможет всего этого показать своим друзьям. А давайте подарим наши рисунки, которые мы нарисовали на занятии по рисованию.

(Дети соглашаются. Логопед достает с полки папку с рисунками детей и вручает ее Мишке-Топтыжке)

(Дети прощаются с Мишкой-Топтыжкой . Логопед выносит игрушку за дверь.)

Оценка

Логопед: Ребята, а что нового вы узнали на занятии?

Под руководством логопеда дети вспоминают, чем они занимались.

Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Рефлексия

Логопед: Что понравилось больше всего?

(Дети выражают свои эмоции и чувства.)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.