Конспект психокоррекционного занятия «Танграм "Домик для Заюшки"» (1 класс)
Конспект психокоррекционного занятия «Танграм. “Домик для Заюшки”»
Форма занятия: групповое
Возрастная группа (класс): для учащихся 1 класса коррекционного-развивающего обучения общеобразовательной школы (7-8 лет).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема занятия: «Расположение плоскостных предметов в горизонтальном поле. Танграм. “Домик для Заюшки”»
Изучаемая тема по развитию ВПФ и ЭВС: «Пространственная ориентировка на плоскости».
Место и роль занятия в изучаемой теме: Головоломка «Танграм» (1 занятие).
Тип занятия: психокоррекционное занятие, направленное на развитие наглядно-действенного мышления.
Цель: создание условий для развития наглядно-действенного мышления, произвольной регуляции эмоционально-волевой сферы и личностного роста учащегося.
Задачи занятия:
- обучающие:
- обобщить знания учащихся об основных геометрических фигурах и основных цветах;
- познакомить учащихся с танграмом (китайской головоломкой).
- развивающие:
- развивать умение работать с наглядным материалом;
- развивать коммуникативные умения;
- развивать воображение;
- развивать интерес к выполнению различных творческих работ;
- коррекционные:
- развивать у учащихся умение выкладывать комбинации из плоскостных геометрических фигур по образцу;
- развивать комбинаторные способности, умения действовать по инструкции, по схеме;
- развивать пространственную ориентировку на листе бумаги;
- развивать у учащихся мелкую моторику, пространственные тактильно-двигательные ощущения через «ручные» виды деятельности;
- развивать мыслительную деятельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения;
- развивать у учащихся умение преодолевать замкнутость, тревожность, застенчивость и т. п.
- воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к обучению;
- воспитывать навыки адекватного поведения на занятиях;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:
- (социальные): умение работать в группе;
- (коммуникативные): умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать;
- (информационные): умение усваивать словесные инструкции и выполнять задания в соответствии с ними.
Планируемые результаты:
- (краткосрочный): самостоятельно смоделированный и раскрашенный домик для Заюшки.
- (долгосрочный): положительная динамика в развитии наглядно-действенного мышления, произвольной регуляции эмоционально-волевой сферы и личностного роста учащегося.
Оборудование:
Для учителя:
- магнитная доска;
- касса магнитных букв;
- магнитный набор «Танграм»;
- книга «Заюшкина избушка» (или иллюстрация из этой сказки).
Для каждого учащегося:
- настольный набор «Танграм»;
- альбомный лист со схемой и контурными границами изображения;
- простой карандаш;
- цветные карандаши.
План занятия:
Вводный этап (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).
Дети с заходят в класс. У каждого на столе лежит открытая коробочка «Танграм»:
Педагог:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, что в ваших коробочках?
Дети отвечают.
- Правильно, это геометрические фигуры. Назовите их.
- Треугольники, квадрат, четырёхугольники, - ответы детей.
- Какого цвета геометрические фигуры?
Дети отвечают, повторяют основные цвета. Сколько всех фигур? Пересчитайте.
Правильно, молодцы, 7 фигур. Ребята, посмотрите, если эти семь фигур правильно сложить а коробку, получится большой квадрат. Он называется «ТАНГРАМ» (внимание на доску, где напечатано магнитной азбукой слово «Танграм»).
Танграм придумали в Китае более 4000 лет назад. У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался её сложить, но каждый раз получал всё новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами.
Ребята, фигуры нашего танграма не простые, а волшебные, они могут превратиться в разные изображения.
Сегодня мы с вами будем волшебниками и научимся превращать танграм в разные формы. Вы готовы стать волшебниками?
Тогда закройте глаза, хлопните в ладоши три раза и разведите руки в стороны.
Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач)
На доске изображение из магнитного танграма:
Как вы думаете, в кого мы с вами превратили фигуры танграма? На кого это похоже?
Если сложно, можно открыть дополнительный рисунок:
Или прочитать загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Правильно, ребята, это лиса. Лиса сложена из всех семи фигур танграма, так, что ни одна фигура не перекрывает другую и все фигуры расположены на одной плоскости. Это главное правило танграма.
Педагог:
- Ой, а кто это плачет в кустах?
(На доске изображение из магнитного танграма):
- Наверное, я перепутала и хлопнула в ладоши один раз. Вот у меня и получилась не лиса, а кто?
Если сложно, показываю другой рисунок:
Дети узнали, фигуру, отвечают: «Заяц».
Правильно. Переверните альбомные листы у вас на столе.
В красной рамочке изображён наш заяц (схема с контурными границами «Заяц») Используя этот лист, давайте сделаем зайца из танграма накладыванием фигур на готовый образец-схему (Важно: размеры фигур совпадают с размером фигур на схеме).
Дети выполняют работу, примеряя фигуры на секторы изображения.
Ребята, какие хорошие зайчики у вас получились!
Физпауза. (Дети встают из-за парт).
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
(Дети рассаживаются по местам).
Педагог говорит:
- Ребята, наш зайчик на доске очень грустный, наверное, у него что-то случилось. Посмотрите на доску:
Как вы думаете, кто его обидел?
Да, ребята, Зайчика обидела Лиса. В сказке «Заюшкина избушка»
(можно показать детям эту книжку, или иллюстрацию из сказки)
Лиса выгнала Заиньку из дома и сейчас ему негде жить.
Давайте поможем зайцу и сделаем ему домик.
Сначала надо вспомнить, что есть у каждого домика?
- Правильно. У каждого дома есть стены и крыша. Для стен подойдёт квадрат, для крыши – треугольник. Какой домик можно составить из фигур танграма?
Обсуждение предлагаемых ребятами фигурок, помощь в их составлении, выбор геометрических фигурок.
- А сейчас попробуйте самостоятельно построить домик из фигур Танграма для вашего зайчика, не обязательно использовать все фигуры.
Педагог рассматривает домики ребят, хвалит их работы.
Передвиньте свои домики на лист бумаги, слева от зайца. Обведите свой домик простым карандашом и раскрасьте его цветными карандашами.
А чтобы домик получился, как настоящий, можно пририсовать ему окно, трубу, ступеньки и т.д.
(Варианты домиков могут быть разными, крыша из одного-двух треугольников и т.д.)
3. Заключительный этап (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).
- Ребята, посмотрите на доску:
Зайчик перестал грустить, он очень рад новому домику.
Я уверена, что всем зайчикам очень понравились ваши домики.
- А вам понравилось наше занятие?
- Как называются фигуры из коробочки?
На других занятиях мы с вами продолжим превращать фигуры танграма в новые изображения. Согласны?
До новой встречи!
Богданова Ольга Николаевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Морозова Татьяна Леонидовна