Конспект психологического занятия «Толерантность»
Конспект психологического занятия
Тема: «Толерантность»
Разработал педагог-психолог: Федорова Анастасия Анатольевна
Цели: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие.
Задачи:
Образовательная: уточнить представление подростков о понятии «толерантность».
Развивающая: развивать толерантное мышление, способствовать осознанию неодинаковости людей, научиться принимать различия между людьми как положительный факт.
Воспитательная: воспитывать чувство терпимости.
Форма проведения занятия: групповая
Количество детей: 10 человек
Оборудование и наглядные пособия: упаковка простых карандашей символический знак – монада, повязка на глаза, конверты с сюжетными картинками.
План занятия.
№ п/п | Название этапа занятия | Методические приемы |
1. | Организационный момент. | Упражнение «Чем мы похожи» |
2. | Актуализация знаний. | Упражнение «Мой карандаш» Упражнение «Создай свою историю» |
3. | Основная часть. | Упражнение «Камушек в ботинке» Упражнение « Жемчужина в раковине» «Тактильные ощущения» Упражнение «Счёт до десяти» |
4. | Рефлексия. | Анализ впечатлений |
5. | Итог. | |
Ход занятия
1. Организационный момент.
Организация учащихся к восприятию занятия.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на нашем занятии, которое посвящено теме: «Толерантность». Начнем мы его с определения понятия «толерантность».
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Что значит проявлять толерантность? Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Но прежде, чем мы глубже рассмотрим данную тему, я предлагаю вам всем представиться так, как бы вам хотелось, чтобы вас называли во время занятия.
Упражнение «Чем мы похожи»Я приглашает в круг одного из участников (на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой). «Слава, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Слава выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
Упражнение « мой карандаш »
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с одинаковыми карандашами одним цветом (по числу участников). Психолог высыпает карандаши в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой карандаш , изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем карандаши складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой карандаш.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все карандаши нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению.
- Интересно узнать, кто как свой карандаш запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти.
На первый взгляд, кажется, что все карандаши очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой карандаш с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Упражнение « Создай свою историю»
Для проведения этого упражнения нужны иллюстрированные рассказы (действия и герои в картинках) психолог раздает каждому свой конвертик дети разлаживают иллюстрированные картинки и создают свой рассказ. Даётся 3-5 минут подготовки и затем каждый рассказывает свой рассказ.
3.Основная часть.
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... (Психолог может попросить ребенка продолжить этот ряд).
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... (Вновь этот ряд может завершить ребенок.) (При перечислении пар антонимов психолог визуально обращается к заранее нарисованной модели монады.)
Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение «Камушек в ботинке»
У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу.
Найдите в себе то, что мешает жить вам в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Своим камушком в ботинке я считаю ….
Упражнение « Жемчужина в раковине»
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях.
Отыщите в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Мне кажется, что за время нашего общения мы очень сблизились. Мы с вами узнали о каждом его положительные стороны, узнали о камушках в ботинке каждого. Общения наше происходило по средству речи. Но давайте попробуем определить настолько ли мы сблизились, не используя слов.
Упражнение «Тактильные ощущения»
Цель: почувствовать друг друга через прикосновения ладонь в ладонь, без слов, звуков.
Психолог садит на стул одного участника завязывает ему глаза, вызывает по одному используя мимику и жесты других участников, а сидящий закрытыми глазами пытается узнать кто к нему прикоснулся.
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
4. Рефлексия. В конце занятия – рефлексия, во время которой участники делятся своими мыслями и чувствами.
Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, необходимо воспитание толерантных качеств начинать с себя. На сегодняшнем занятия я для себя нашла то качество, над которым мне еще необходимо работать и работать. Это …., а вы для себя смогли почерпнуть что-то полезное? (Ответы участников)
5. Итог.
Дети активно участвовали, обсуждали, что с ними происходило, получали при выполнении упражнения положительные ощущения, дети открыто делились своими мыслями и чувствами. Почти каждый ребенок смог подчеркнуть что-то полезное для себя и определить над чем ему нужно работать.
Литература
Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
Путешествие в страну понимания. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения // Школьный психолог. – 2007. – № 16.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – 1998.