План-конспект занятия в подготовительной группе «Речь устная и письменная. Осень»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ДОШКОЛЬНИКИ
Предмет Развитие речи
Урок № 1
Тема урока: Осень Речь устная и письменная.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Материал |
Организационный момент (1-2 минуты) « | Воспитатель здоровается с детьми. Сообщает о том, что на занятии ребят ждёт небольшая прогулка в лес, но для начала он хочет кое-что у детей выяснить. | | |
Актуализация знаний (4-5 минут) | Далее воспитатель обращается к детям и задаёт вопрос: «Что такое речь? Зачем она нужна?» Далее акцентирует внимание на том, что речь бывает устная и письменная. Указывает, что устная речь, это всё, что мы можем сказать (произнести) и услышать, письменная – увидеть, прочитать. | Дети предлагают свои ответы, воспитатель делает вывод о том, что речь – это наш разговор, способ передать мысли чувства, информацию. | Схема «Устная/письменная речь» (См. Приложение) |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Рассказ можно сопроводить схемой. Далее воспитатель совместно с детьми вспоминает, из чего состоит речь – из слов, а слова соединяются в предложения, фразы. | Изучают схему. Строят выводы. | |
Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) | Упражнение «Учимся различать устную и письменную речь» Воспитатель раздаёт детям сигнальные карточки: изображение губ и изображение ручки. Объясняет ребятам задание: показывать губы, когда речь идёт об устной речь, показывать ручку, когда речь идёт о письменной речи. Фразы для работы: писатель пишет книгу; мама разговаривает по телефону; папа читает газету про себя; учитель рассказывает детям о правилах поведения в классе; на доске висит объявление; мальчик пишет письмо; на телефон пришло сообщение; Марина написала на асфальте слово «мама»; Вася зовёт Катю поиграть; друзья здороваются при встрече; ребята громко ссорятся; бабушка читает книгу внукам вслух. Работа со складовой таблицей Н. Зайцева Воспитатель предлагает ребятам отправиться на прогулку в осенний лес и пособирать (грибы, ягоды). На складовой таблице развешены карточки Н. Зайцева с изображением грибов и ягод. Дети по очереди или хором читают столбики или строчки (на выбор воспитательа) по таблице, затем получают карточки, и самостоятельно либо с помощью взрослого прочитывают, что им досталось (какой гриб, какая ягода) Воспитатель отмечает, что все надписи – это письменная речь, а то, что ребята произносили вслух – это устная речь. Упражнение «Варим компот/варенье, сушим грибы» Воспитатель спрашивает ребят о том, много ли они собрали грибов и ягод. Предлагает им из ягод «сварить» компот или варенье, а грибы «засушить». Все карточки ребята складывают в корзинку или мешочек. Воспитатель их перемешивает. Дети по очереди вытаскивают по одной карточке из мешка/корзинки, читают слова самостоятельно или с помощью воспитательа. Рассказывают, что можно из этого приготовить (например, «я засушу опята», «я сварю малиновое варенье». Далее воспитатель обращает внимание, что предложения, составленные детьми, являются примерами устной речи, а слова на карточках – это письменная речь. Упражнение «Соотнеси» Воспитатель предлагает продолжить прогулку по осеннему лесу и познакомиться с его жителями. На коврике воспитатель раскладывает муляжи животных и карточки с их названиями. Дети читают слова на карточках (самостоятельно или с помощью воспитательа) и соотносят с животными. Воспитатель вновь обращает внимание ребят на примеры устной (слова, произнесённые вслух) и письменной (слова, записанные на карточках) речи. Физминутка Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил. (Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся) | Сигнальные карточки (изображение губ и ручки) (комплект на каждого ребёнка) Складовая таблица Н. Зайцева; карточки Н. Зайцева «Грибы», «Ягоды» | |
Первичное закрепление (4-5 минут) | Упражнение «Назови на букву слово» Воспитатель держит в руках мешочек с буквами и сообщает ребятам, что дикие животные предлагают поиграть. Задача детей: по очереди доставать из мешочка букву и называть звук, который она обозначает. На этот звук нужно вспомнить название животного или растения леса. По завершению упражнения воспитатель обращает внимание ребят, что буква – это письменная речь, а звук – устная. Далее воспитатель предлагает решить ещё несколько задач от лесных жителей и приглашает детей за стол для работы в тетрадях. | Мешочек с буквами (выбор букв и их количество определяет воспитатель) | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) | Работа в тетрадях Детям предлагается материал из Занятия 1 в рабочих тетрадях | Рабочая тетрадь по обучению грамоте. Часть 1. Осень. 4 год обучения; простые карандаши | |
Рефлексия деятельности. (Итог урока 2-3 минуты) | Воспитатель сообщает ребятам, что прогулка по осеннему лесу подошла к концу, спрашивает их о том, что они узнали о письменной и устной речи, просит привести примеры. Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» | Дети отвечают. На основе ответов на вопросы воспитатель формулирует вывод по результатам занятия. | |