12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория66

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДОШКОЛЬНИКИ


Предмет Развитие речи

Урок № 1

Тема урока: Осень Речь устная и письменная.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Материал


Организационный момент (1-2 минуты)





«



Воспитатель здоровается с детьми. Сообщает о том, что на занятии ребят ждёт небольшая прогулка в лес, но для начала он хочет кое-что у детей выяснить. 





Актуализация знаний

(4-5 минут)


Далее воспитатель обращается к детям и задаёт вопрос: «Что такое речь? Зачем она нужна?» Далее акцентирует внимание на том, что речь бывает устная и письменная. Указывает, что устная речь, это всё, что мы можем сказать (произнести) и услышать, письменная – увидеть, прочитать. 


Дети предлагают свои ответы, воспитатель делает вывод о том, что речь – это наш разговор, способ передать мысли чувства, информацию.

Схема «Устная/письменная речь» (См. Приложение)


Постановка учебной задачи (4-5 минут)


Рассказ можно сопроводить схемой.

Далее воспитатель совместно с детьми вспоминает, из чего состоит речь – из слов, а слова соединяются в предложения, фразы.


Изучают схему. Строят выводы.


Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)


Упражнение «Учимся различать устную и письменную речь»

Воспитатель раздаёт детям сигнальные карточки: изображение губ и изображение ручки. Объясняет ребятам задание: показывать губы, когда речь идёт об устной речь, показывать ручку, когда речь идёт о письменной речи.

Фразы для работы:

писатель пишет книгу;

мама разговаривает по телефону;

папа читает газету про себя;

учитель рассказывает детям о правилах поведения в классе;

на доске висит объявление;

мальчик пишет письмо;

на телефон пришло сообщение;

Марина написала на асфальте слово «мама»;

Вася зовёт Катю поиграть;

друзья здороваются при встрече;

ребята громко ссорятся;

бабушка читает книгу внукам вслух.

Работа со складовой таблицей Н. Зайцева

Воспитатель предлагает ребятам отправиться на прогулку в осенний лес и пособирать (грибы, ягоды).

На складовой таблице развешены карточки Н. Зайцева с изображением грибов и ягод.

Дети по очереди или хором читают столбики или строчки (на выбор воспитательа) по таблице, затем получают карточки, и самостоятельно либо с помощью взрослого прочитывают, что им досталось (какой гриб, какая ягода)

Воспитатель отмечает, что все надписи – это письменная речь, а то, что ребята произносили вслух – это устная речь.

Упражнение «Варим компот/варенье, сушим грибы»

Воспитатель спрашивает ребят о том, много ли они собрали грибов и ягод. Предлагает им из ягод «сварить» компот или варенье, а грибы «засушить».

Все карточки ребята складывают в корзинку или мешочек. Воспитатель их перемешивает. Дети по очереди вытаскивают по одной карточке из мешка/корзинки, читают слова самостоятельно или с помощью воспитательа. Рассказывают, что можно из этого приготовить (например, «я засушу опята», «я сварю малиновое варенье».

Далее воспитатель обращает внимание, что предложения, составленные детьми, являются примерами устной речи, а слова на карточках – это письменная речь.

Упражнение «Соотнеси»

Воспитатель предлагает продолжить прогулку по осеннему лесу и познакомиться с его жителями.

На коврике воспитатель раскладывает муляжи животных и карточки с их названиями. Дети читают слова на карточках (самостоятельно или с помощью воспитательа) и соотносят с животными.

Воспитатель вновь обращает внимание ребят на примеры устной (слова, произнесённые вслух) и письменной (слова, записанные на карточках) речи.

Физминутка

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)


Сигнальные карточки (изображение губ и ручки) (комплект на каждого ребёнка)


























Складовая таблица Н. Зайцева; карточки Н. Зайцева «Грибы», «Ягоды»


Первичное закрепление

(4-5 минут)


Упражнение «Назови на букву слово»

Воспитатель держит в руках мешочек с буквами и сообщает ребятам, что дикие животные предлагают поиграть. Задача детей: по очереди доставать из мешочка букву и называть звук, который она обозначает. На этот звук нужно вспомнить название животного или растения леса.

По завершению упражнения воспитатель обращает внимание ребят, что буква – это письменная речь, а звук – устная.

Далее воспитатель предлагает решить ещё несколько задач от лесных жителей и приглашает детей за стол для работы в тетрадях.

Мешочек с буквами (выбор букв и их количество определяет воспитатель)


Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)




Работа в тетрадях

Детям предлагается материал из Занятия 1 в рабочих тетрадях


Рабочая тетрадь по обучению грамоте. Часть 1. Осень. 4 год обучения; простые карандаши



Рефлексия деятельности.


(Итог урока 2-3 минуты)


Воспитатель сообщает ребятам, что прогулка по осеннему лесу подошла к концу, спрашивает их о том, что они узнали о письменной и устной речи, просит привести примеры. 

Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»


Дети отвечают.

На основе ответов на вопросы воспитатель формулирует вывод по результатам занятия.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.