Конспект родительского собрания с мультимедийным сопровождением (видеороликом) на тему: «Развитие любознательности и познавательных интересов старших дошкольников»
Видеоролик к родительскому собранию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №31 имени Романа Петровича Стащенко»
(учебный корпус 5)
Конспект родительского собрания с мультимедийным сопровождением (видеороликом) на тему:
«Развитие любознательности и познавательных интересов старших дошкольников»
Авторы-разработчики: Кириллова Татьяна Васильевна,
старший воспитатель
Баканова Татьяна Валерьевна,
методист
Город Тула
Родительское собрание « Развитие любознательности и познавательных интересов старших дошкольников
Подготовка к собранию
Провести анкетирование среди родителей на тему «Развиваете ли вы познавательные интересы дома?»
Подготовить конверт с указанием темы собрания , листки с вопросами для обсуждения
Подготовить записки с вопросами для игры - задания «Острое блюдо», воздушные шарики - 5 шт.
Материалы и оборудование для проведения мастер – классов: цветные флаэры, стаканчики, бутылки с минеральной водой, кусочки пластилина, бумажные стаканчики, банковские резинки, веревочки , ватман с изображением стен Тульского кремля, заготовки объектов, расположенных на территории тульского кремля
Приглашение на родительское собрание (аппликация в виде совы, держащей книгу с текстом приглашения)
Время проведения собрания – 1 час.
До начала собрания звучит фоновая музыка
Ход собрания
Вступление
Воспитатель
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо, что пришли на нашу встречу. Быстро летит время, и придет час, когда наши дети станут учениками. Будет ли школьная жизнь для ребенка радостной или омрачится неудачами, во многом зависит от нас, от того, как мы сформируем познавательный интерес в школьные годы.
( берет со стола конверт с темой встречи и зачитывает ее, затем открывает конверт, из него высыпается веер листков с основными вопросами обсуждения:
1. Вступительное слово
2.Любознательны ли наши дети?! (анализ анкетирования)
3.«Острое блюдо»,
4.Мастер – класс,
5.Рефлексия (обратная связь)
(Вопросы для обсуждения выкладываются на магнитной доске в виде повестки собрания)
Обращает внимание на высказывание В.А. Сухомлинского : «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках в сказке, игре, в собственном творчестве, красоте.
Уважаемые родители, что такое по вашему мнению познавательное развитие ( рассуждения родителей)
Верно! Согласно ФГОС ДО И ФОП ДО, познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
-Постарайтесь ответить на следующий вопрос: «Важно ли развитие познавательной активности для детей и почему? ( рассуждения родителей)
Действительно, развитие познавательно интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазеров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.
Детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, что бы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка.
Анализ анкетирования «Развиваете ли вы познавательные интересы дома?» (приложение 1)
Воспитатель
- Как можно организовать процесс познания у дошкольника, чтобы достичь определенного результата? – обсуждение. (Варианты возможных ответов: организовать пространство, организовать игру, задать проблемный вопрос и т.д.)
3. Игра «Острое блюдо»
- Правильно. Игра - это ведущий вид детской деятельности. Предлагаю вам поиграть с нами в игру «Острое блюдо» (воздушные шарики с вопросами)
«Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?»
«Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?»
«Кому из членов семьи ваш ребенок чаще обращается с вопросами и почему?»
«Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?»
«Как вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?»
Существует множество условий формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю Вам ознакомиться с опытом работы нашего ДО по организации различных видов детской деятельности, направленных на развитие познавательной активности
( трансляция видеоролика «Практические подходы к реализации Образовательной программы дошкольного образования»)
4. Мастер – класс по центрам активности
Воспитатель
Дорогие родители, а теперь забудем на время то что мы взрослые, превратимся с вами в детей и поиграем
( родителям предлагается выбрать цветной «флаер», соответствующий центру активности и распределиться на подгруппы. К организации мастер-класса привлекаются: воспитатель группы, педагог-психолог, старший воспитатель)
Центр №1 Опыт с воздухом «Пузырьки – спасатели» ( Проводит воспитатель группы. цель: выявить свойства воздуха)
Родители ( подгруппа 5человек) подходят к столу. На столах бутылки с минеральной водой, пустые стаканы, мелкие кусочки пластилина.
Воспитатель: Налейте пожалуйста в стаканы минеральную воду. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.(родители выполняют задание)
Воспитатель: Почему пластилин падает на дно? ( ответы родителей)
Воспитатель: Правильно. Пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (ответы родителей)
Воспитатель: Правильно. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Воспитатель: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Центр №2 ( совместно с педагогом – психологом) «Тренинг взаимодействия»
Педагог – психолог: Организуя детскую деятельность, педагог решает задачи социально – коммуникативного развития: умение общаться, договариваться, взаимодействовать, слушать и слышать друг друга. Сейчас мы вами поиграем в игру на сплочение коллектива, так как эту задачу педагоги решают каждый день и по несколько раз в день. Лучше всего сплочение коллектива происходит тогда, когда есть общая задача и все участники коллектива движутся к единой цели.
Педагог – психолог: Перед вами стоит пирамидка из стаканчиков, а также «волшебное» приспособление для переноса стаканов (банковская резинка, к которой привязаны веревочки по количеству участников), которое может работать только в том случае, если каждый из участников выполняет свою задачу и понимает итоговый результат. Всем вам необходимо из пирамидки сделать башенку, а затем из башенки пирамидку
Педагог – психолог: Что оказалось сложным? Что является залогом успешного выполнения командной задачи? Может ли быть задача выполнена, если не все члены коллектива включены ( ответы родителей)
Педагог – психолог: Сплочение и взаимодействие рождаются лишь в деятельности и возможны лишь в том случае, когда каждый заинтересован в этом взаимодействии Данный вывод касается не только взаимодействия взрослых, но и взаимодействия родителя с педагогом, со своим ребенком и детей между собой.
Центр №3 (совместно со старшим воспитателем) «Коллективная аппликация – коллаж «Мой город»
Старший воспитатель: Созданный на базе нашего ДО музей нравственно – патриотической направленности «Родничок» направлен на знакомство детей с нашим городом, его достопримечательностями, историческим прошлым. Представим, что вам необходимо совершить экскурсия выходного дня с ребенком по территории тульского кремля. Какие еще объекты вы могли бы посетить с ребенком, находясь там.
Перед вами ватман с изображением входа в тульский кремль и заготовки объектов. Предлагаем Вам дополнить коллаж этими заготовками.
Старший воспитатель: основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах. Музейные экспозиции, созданные на базе нашего ДО – одно из эффективных средств развития и поддержания интереса ребенка к процессу познания.
(родители из центров активности возвращаются на свои места)
5.Рефлексия, подведение итогов ( методика «5 ступенек роста»)
Воспитатель: Уважаемые родители, наше собрание подходит к концу. Нам бы хотелось узнать ваше мнение о нем, используя карточки «5 ступенек роста». Отметьте пожалуйста «галочкой» в каждой ступени соответствующее вам эмоциональное состояние.
Воспитатель: Мы подготовили для вас памятки «Развитие любознательности дошкольников». (Приложение 2)
Приложение 1
Мини анкета для родителей «Развиваете ли вы познавательные интересы дома?»
1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
А) часто
Б) не очень
В) редко
2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
А) всегда.
Б) не всегда
В) редко
3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
А) да
Б) иногда
В) совсем не смотрит
4. Как ваш ребенок относится к книгам?
А) любит книги
Б) иногда берёт в руки
В) не интересуется
5. Как часто вы читаете своему ребенку книги?
А) часто
Б) стараюсь читать
В) редко
6. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д. ?
А) да
Б) бывает
В) не замечала
Приложение 2
Памятка для родителей «Развитие любознательности дошкольников»
1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
2. Не раздражайтесь из-за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребёнка.
4. Все время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
5. Научите его играть в шашки и шахматы.
6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
7. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
10. Поощряйте экспериментирование детей.
11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.