Конспект рока по теме «Конус» (Математика, 4 класс)
План – конспект урока математики.
Тема «Конус»
ФИО: Крюченко Елена Викторовна
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области».
Предмет: математика.
Класс: 4.
Учебник: Математика (Рудницкая В.Н.)
Тема урока: «Конус».
Тип урока: урок «открытия» нового
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации ( о геометрическом теле «Конус»)
Задачи:
– формировать представления о конусе; умения изготавливать поделки, имеющие коническую поверхность; выполнять действия деления двузначного числа на однозначное;
– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, ИКТ
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, наборы геометрических фигур, листы самооценки, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | – С добрым утром и с хорошим днем! Наш урок с улыбки мы начнем. – К какому уроку вы приготовились? – Чем мы занимаемся на этих уроках? – Математика зародилась более 2000 лет назад. Цифры, фигуры, математические законы присутствуют в нашей жизни | Дети улыбаются друг другу. – К математике – Мы считаем, чертим геометрические фигуры, решаем примеры, сравниваем… Отвечают на вопрос, объясняют ответ | Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | - Предлагаю вам выполнить первое задание в группе. Сделайте вычисления. Ответы запишите на карточке и, используя алфавит, составьте слово. - Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним алфавит | Решают примеры и составляют слова | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Познавательные (умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
- Молодцы! - Что необычного вы заметили? - Найдите значения выражений и составьте слова - Прочитайте первое слово - Что обозначает это слово? Где можно найти информацию? - Найдите нужную нам информацию, выбрав любой способ… - Слово это необычное, оно может иметь и другое значение. Какое? - Как называются такие слова? - А какое второе слово у вас получилось? - Что такое конус? - Как вы думаете, почему я предложила ещё слово «шишка»? - Слово конус «пришло» к нам из латинского языка conus «шишка», далее из древнегреческого κῶνος «сосновая шишка» | Рассказывают алфавит Возле каждой буквы изображена цифра Решают, оставляют слова Читают слово «шишка» Отвечают: в толковом словаре, в Интернете, спросить у взрослых… -Каждая группа приступает к поиску лексического значения слова -Шишка - округлое или овальной формы соцветие некоторых растений, например хвойных, покрытое чешуйками и сохраняющееся по созревании семян. Бугорок, округлая выпуклость - Многозначные -Называют слово «конус» -В математике: геометрическое тело, создаваемое вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов. - Шишка и конус похожи между собой | ||
Постановка учебной задачи | - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Какую цель мы поставим? - Определим задачи… 1. Изучить отличительные особенности конуса (вершина, основание, боковая поверхность) 2. Научиться находить конус среди других геометрических тел. 3. Узнать где в окружающем мире встречается конус. | - Формулируют тему урока - Узнать отличительные признаки фигуры КОНУС и изучить какие предметы окружающего мира имеют форму конуса. Дети совместно с учителем планируют деятельность на уроке. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) |
Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового») | -Принёс нам ящик почтальон- Посылка мне и брату. Ящик- куб, в нём шесть сторон Все стороны- квадраты А что лежит в посылке? Стружки и опилки? Конфеты и баранки? А может быть с вареньем банки? - Открываем ящик. Что это? | Высказывают предположения Отвечают на вопросы учителя Рассматривают макет конуса | Познавательные (умение ориентироваться в рабочей тетради, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) Коммуникативные (умение слушать других) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Предлагаю вам исследовать это геометрическое тело. - Есть у конуса вершина? - Что является основанием? - Имеются ли у конуса грани? | . | Коммуникативные (умение работать в паре) |
Самостоятельная работа с самопроверкой | – Поработаем самостоятельно. - Предлагаю поработать в парах. Выполните задание в рабочей тетради №2. Задание №31,№32- Вспомним правила работы в группе – Поменяйтесь тетрадями и подчеркните в тетради своего соседа во втором ряду две самые красивые пары цифр. А капитанам команд – индивидуальное задание. 1) «Математические термины» (куб, шар, цилиндр, пирамида, конус). Отчёт капитанов 2) Построение диаграмм. Презентация. | Самостоятельная работа в рабочей тетради Работа в парах. Закрашивание конусов, оснований. Взаимопроверка | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Включение в систему знаний и повторение | - Природа неутомимый творец и создатель. И, конечно, такие совершенные формы как конусы имеют многие объекты живой и неживой природы. Много и рукотворных предметов, имеющих коническую поверхность - Работаем в группах. - Приглашаю вас в творческую мастерскую. Перед вами предметные картинки. Составьте мозаику. Первая группа « Конус в живой природе». (ель, моллюски, морковь, грибы, шишка, туя, муравейник, клубника) Вторая группа «Конус в неживой природе». (гора, барханы, сосулька, сталактиты) Третья группа «Конус в быту» (ведро, воронка, рожок, колпачок, тёрка, пирамидка, коробка с конфетами, дорожные конусы, чум, фужер, иглу) | | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия деятельности | - Итак, с какой новой пространственной фигурой мы познакомились сегодня? -Что вы можете рассказать о конусе? ОТМЕТКИ - На партах лежат листочки красного, жёлтого и зелёного цвета. Выберите цвет листочка в соответствии с критериями: Зелёный- на уроке было интересно, узнал много нового Жёлтый- Красный- ничего не усвоил Сделайте маленькие конусы -Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Спасибо за работу! До свидания! | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос: сегодня на уроке мы познакомились с конусом, узнали его отличительные черты. Рассказывают: конус имеет одну вершину и боковую поверхность, а в основании лежит круг | Регулятивные (умение осуществлять познавательную, личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) |
Домашнее задание | Предлагаю вам дома поработать с карточка Учи.ру. Надеюсь вам будет интересно | |