Конспект урока по математике на тему «Карта» (4 класс)
Тема урока: Карта
Цель: Создание условий для закрепления знаний о карте и масштабе.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Систематизировать знания о карте и масштабе. Уметь читать масштаб. Закрепить представление о величинах (см, м, км, кг, г, т). Совершенствовать умение решать текстовые задачи. | Организовать деятельность по работе с единицами масштаба. Развивать умение применять алгоритм перевода одной величины в другую. Формировать представление о масштабе и карте в окружающем мире. | Высказывать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную и индивидуальную деятельность. |
Планируемые результаты:
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
Формировать умения структурировать знания. Учить делать выводы и обобщения. Применять алгоритм, действовать, согласно составленному плану. Учить поиску и выделению необходимой информации. Делать выводы на основе наблюдения и анализа информации. | Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | Развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Стимулировать к выражению своих мыслей. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). | Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Планировать свою работу. Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Контролировать и оценивать учебные действия. |
Тип урока: Урок закрепления знаний
Форма урока: урок решения ключевых задач
Оборудование: дидактический материал собственного изготовления, раздаточный материал для групповой работы.
Источники информации:
Для обучающихся | |
Методические рекомендации программы, наглядные пособия из свободных источников, дидактический материал. | Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч II; В.Н. Рудницкая; М., «Вентана – Граф», 2012; Рабочая тетрадь Портрет Д.Д. Гедеонова – свободные источники Фото нивелира - https://tokar.guru/hochu-vse-znat/chto-takoe-nivelir-opisanie-i-harakteristika.html |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
I. Организационный | Вы держите в своих руках таблицу, в которой будете делать пометки. А в конце урока мы сверим результаты.
| -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. - проверяют наличие необходимых предметов на столе. | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | ||||||||
II. Мотивация учебной деятельности | Отгадайте загадку: На столе передо мной Закрутился шар земной Арктика, экватор, полюс Уместил все это …. Что такое глобус? Как называется геометрическая фигура, символизирующая модель Земли? Как называется фигура, похожая на шар, но расположенная на плоскости? Как называется круг, у которого есть центр? Как вы думаете, можно ли глобус расположить на плоскости? Как называется такое расположение? Сформулируйте тему урока Постановка учебной задачи Узнать, что такое карта. Закрепить умение читать масштаб Совершенствовать навык решения задач Р ассмотрите картинку. Этот прибор называется нивелир. Верите ли вы, что нивелир используется для изготовления ювелирных украшений? Работа в тетрадях *графическая работа (математический диктант) 1. произведение 6 и 9 2. сколько минут в трех с половиной часах? 3. увеличьте 27 в 10 раз 4. 315 тонн выразите в центнерах. 5. масса двух вредных девочек 46 кг, определите массу одного вредного мальчика, если он легче одной девочки на 4 кг. | Отвечают на вопросы, анализируют, дают ответы. Формулируют тему и цель урока. Глобус – это модель Земли. Шар Круг
Окружность Дают ответы, предполагают и аргументируют. Карта Карта Заполняют таблицу Эталон ответов: 54, 210, 2700, 3150, 19. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | ||||||||
III. Актуализация знаний | Работа с учебником Решить первую поставленную задачу урока нам поможет учебник. Откройте его на с. 64. Работа в группах Найдите определение карты. Из чего состоит координатная сетка. Как расположены стороны света. Назовите масштаб карты и объясните, что он обозначает. Первая задача урока решена? Давайте приступим к решению второй задачи урока. № 2 с. 65 Прием «Тайное письмо» Здравствуйте, дорогие потомки! Меня зовут Дмитрий Данилович Гедеонов. Я русский ученый – геодезист из 19 века, создающий карты. В мое время создать точный план местности было очень сложно, и я задумался об изобретении мощного и высокоточного прибора, с помощью которого можно легко исследовать высоты и рельеф земной поверхности. Я долго изучал принципы работы сообщающихся сосудов, которые использовались в древнем Египте для построения сложных конструкций. В один осенний день мне удалось изобрести нечто подобное, но я использовал линзы. Имя моему изобретению – нивелир. С какой точностью он работал! Как быстро мне стали удаваться карты! А сегодня, в ваши дни, нивелир является необходимым инструментом не только для исследования рельефа, но и используется в строительстве и дизайне. Используется ли нивелир в изготовлении ювелирных украшений? | Находят информацию в учебнике, дают ответы на поставленные вопросы. Да Работа с таблицей | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | ||||||||
IV. Физминутка | Упражнения направленные на снятие мышечного напряжения, вызванного статической нагрузкой. | Выполняют упражнения*. * При высоком темпе урока физминутка не проводится. | Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | ||||||||
V. Закрепление знаний | Работа в группах/ Работа в парах 1 карточка Определите масштаб инфузории-туфельки. Поясните. 1:1, 10:1, 1:10 2 карточка Определите масштаб снегоуборочной машины. Поясните. 1:100, 100:1, 1:10 3 карточка Определите масштаб дачного участка. Поясните. 1: 100, 1: 1000, 1:10 000 4 карточка Определите масштаб озера. Поясните. В парах дети выполняют № 4 с. 65 Решили мы вторую задачу урока? Работа у доски № 8 с. 66 10 кг – 1 кг 500 г (1500 г) 1 т - ? Решение: 1 т = 1000 кг, 1000 : 10 = 100 (раз) по 10 1500 * 100 = 150 000 (г) 150 000 г = 150 кг Ответ: 150 килограммов. Вот и третья задача урока решена. Фронтальная работа Если останется время, проводится игра «Третий лишний» Метр грамм дециметр (мера веса) Час секунда миллиграмм (мера веса) Час километр сантиметр (мера времени) 25 14 81 (четное число) 200 302 100 (302) | Эталон ответов работы в группах: Группа 1 10:1 Группа 2 1:100 Группа 3 1:1000 Группа 4 1:10 000 Работа в парах 1:1000 000 – 1 см на карте соответствует 10 км на местности. Звенигород и Химки – … Пушкино и Бронницы – … Красногорск и Щелково – … Да | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | ||||||||
VI. Итог | Как вы думаете, достигли ли мы целей урока? Аргументируйте. Оцените свою работу. | Повторяют цели, анализируют и оценивают свою работу. | Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности | ||||||||
VII. Рефлексия | Анализируем таблицу
Д/з № 11 с. 66 | -рассуждают, - отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы. | Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. |
Этап актуализации знаний. Работа в группах.
1. Найдите определение карты.
2. Из чего состоит координатная сетка?
3. Как расположены стороны света?
4. Назовите масштаб карты и объясните, что он обозначает.
Этап закрепления знаний. Работа в группах.
1 карточка
Определите масштаб инфузории-туфельки. Поясните.
1:1, 10:1, 1:10
2 карточка
Определите масштаб снегоуборочной машины. Поясните.
1:100, 100:1, 1:10
3 карточка
Определите масштаб дачного участка. Поясните.
1: 100, 1: 1000, 1:10 000
4 карточка
Определите масштаб озера. Поясните.
1:10, 1:100, 1:10 000
Игра «Третий лишний»
1. Метр грамм дециметр (мера веса)
2. Час секунда миллиграмм (мера веса)
3. Час километр сантиметр (мера времени)
4. 25 14 81 (четное число)
5. 200 302 100 (302)
Формирование функциональной грамотности
Верю / не верю (+ или -) | Знаю | Узнал(а) | Хочу узнать |
| | | |
Медведева Татьяна Петровна