12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Жаркова Оксана Александровна942
Имею педагогический стаж - 24 года, высшее образование. Являюсь председателем аттестационной комиссии в ДОУ, руководителем рабочей группы детского сада, членом методического совета педагогического сообщества "Единый Урок. РФ".
Россия, Пензенская обл., Нижний Ломов
3

Конспект совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Семейная академия»

Конспект совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Семейная академия»


Цель: оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.

Задачи:

    Способствовать формированию у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения понимать своих детей;

    создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

    обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

    способствовать формированию у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Адресат: Родители и дети старшего дошкольного возраста.

Тренинг организуется один раз в неделю в вечернее время, продолжительностью – 30-40 мин.

Методы работы, используемые в тренинге: элементы игровой терапии, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, драматизации.

Материалы: мячик, повязки на глаза (по количеству детей), мультимедиа, мольберты, краски, кисточки, листы бумаги А3, кувшин, спокойная музыка.


Часть тренинга

Организация

Содержание

Приветствие


Упражнение «Здравствуй друг»

Цель: положительно настроить участников тренинга на совместную работу в группе.



Психолог (П): «Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы сегодня с вами отправимся в волшебное путешествие. А для того, чтобы наше путешествие началось нам нужно с вами поздороваться!

Как вы привыкли приветствовать друг друга при встрече?

(ответы детей и родителей).

А я знаю еще один очень веселый способ. Для этого нужно поделиться на две команды (1 команда- родители, 2 команда- дети). Дети образуют внутренний круг, а взрослые внешний. Внешний круг стоит на месте, внутренний движется по часовой стрелке. Произносятся слова с движениями:

-Здравствуй друг (все здороваются за руку)

-Как ты тут (хлопают по плечу друг другу)

-Я скучал (скрещивают на груди у себя руки)

-Ты пришел (теребят друг другу мочку уха)

- Хорошо! (обнимают друг друга)»


Знакомство

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом; создание комфортной обстановки.

П: «Молодцы! Вот мы и поздоровались друг с другом, а познакомиться забыли! Предлагаю вам очень интересную игру «Ласковое имя».

(Дети и родители садятся на ковер, образуя круг). Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен».

Основная часть

Упражнение «Паровозике дружбы»

Цель: развитие групповой сплоченности участников тренинга; снижение психоэмоционального напряжения.

П: «Здорово! Мы с вами теперь знакомы! А значит, пора отправляться в путешествие! А путешествовать мы будем на «Паровозике дружбы».

(Дети и родители становятся в колонну друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде психолога начинают движение в заданном направлении).


Игра «Узнай свою маму»

Цель: Установление атмосферы доверия, эмоционального сближения родителя и ребенка.

П: «Какой у нас дружный получился паровозик!

Мы прибыли на станцию «Потеряшки».

Представляете, один злой волшебник решил разлучить детей и их мам и завязал детям глаза. Как же теперь детям найти своих мам? (ответы детей).

Правильно! По голосу!» (детям завязывают глаза, все мамы зовут своих детей. Каждый ребенок должен узнать голос своей мамы и подойти к ней).

Упражнение «Паровозике дружбы»

Цель: развитие групповой сплоченности участников тренинга; снижение психоэмоционального напряжения.

П: «Молодцы! Все встретились со своими мамами! Я думаю, что не одному, даже самому злому волшебнику, никогда не удастся разлучить таких дружных членов семьи! А мы отправляемся дальше и садимся снова в наш «Паровозик дружбы».

Упражнение «Дорога к маме»

Цель: формирование у участников тренинга навыков самовыражения чувств и эмоций.

П: «Вот мы и приехали! Оглянитесь вокруг. Мне кажется, мы попали в сказочный лес. Ребята, а давайте прогуляемся по нему!

(дети прогуливаются по импровизированному лесу).

Мы немного погуляем, а потом вернемся к маме (дети под музыку прогуливаются).

Чтобы к мамочке прийти (дети шагают на месте)

Долго надо нам идти.

По дорожке мы пойдем,

Через мостик перейдем, (имитация ходьбы по мостику)

Поползем мы под забором (приседают, идут гусиным шагом)

И зайдем в широкий двор (останавливаются, разводят руки в стороны)

Там и мамочку найдем» (улыбаются, обнимают мам).

Упражнение «Волшебный цветок»

Цель: развитие взаимодействия детей и родителей друг с другом; развитие творческого воображения.

П: «Пока вы ребята гуляли ваши мамы на полянке нашли чудесные цветы, которые надо наделить каким- либо волшебным свойством (для каждой пары (родитель и ребёнок) стоит мольберт, с прикрепленным на нем листом бумаги с нарисованным цветком, красками и кисточками. Задача родителя и ребенка договориться, кто первым начнет рисовать, а кто продолжит и каким волшебством будет наделен цветок).

Может быть ваш цветок будет обладать волшебным свойством дарить здоровье? Вы можете начать создавать свои цветы. Только помните, это не соревнование, не торопитесь и рисуйте, вкладываю всю свою фантазию и доброту» (звучит спокойная музыка).

Вопросы к обсуждению:

- каким волшебством вы наделили свой цветок?

- почему вы именно это волшебство выбрали?

- как вы думаете, кому сможет помочь ваш цветок?

Какие чудесные цветы у вас получились!

Пока мы гуляли — была очень хорошая погода, ярко светило солнышко, у нас было очень хорошее настроение. Но дорога оказалась очень долгой и нам нужно немножко отдохнуть на цветущей полянке».

Релаксация «Полет бабочки»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения у участников тренинга.

(Дети ложатся на мягкие кресла- мешки. Родители, используя реквизит (бабочка) плавными движениями поглаживают части тела своего ребенка. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.)

П: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...

Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка….Рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях»

Рефлексия.

Упражнение «Волшебный кувшин»

Цель:

осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

П: «Вот и закончилось наше путешествие! (дети и взрослые садятся на ковер, образуя круг). У меня есть волшебный кувшин пока он пустой, но я предлагаю вам его заполнить своими впечатлениями о тренинге. Придумайте жест или выражение лица, которое выразит ваше настроение от сегодняшней встречи и укажет на завершение совместной работы. Обоснуйте свой выбор, отвечая на следующие вопросы:

- Понравился ли вам тренинг?

- Что запомнилось?

-Что нового узнали? Чему научились?

Теперь наш кувшин полон вашими эмоциями и впечатлениями о сегодняшние встречи! Очень рада была вас здесь видеть! Спасибо за активное участие!»




Список источников:

1. Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 72 с.

2. Лопанина О.Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников // Справочник педагога – психолога детский сад №4, 2012 – стр.65-79

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

4. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

5. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.


Приложение 1.


Инструментарий обратной связи

(анкета удовлетворенности родителей)


Уважаемы родители! Оцените уровень организации и содержания совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать», направленного на оптимизацию детско-родительских отношений.






Вопрос

Ответы в %

Совсем не согласен

Скорее, не согласен, чем согласен

Трудно сказать, не знаю

Скорее, согласен, чем не согласен

Полностью согласен

1

На мой взгляд, поставленные цели тренинга были достигнуты






2

Проблемы, рассмотренные на тренинге, соответствовали моим запросам






3

Я узнал много новой информации






4

Полученная информация практична и полезна






5

Методика проведения тренинга позволила нам принять в нем активное участие






6

Тренинг предоставил мне возможность обменяться опытом с другими родителями






7

Содержание тренинга побуждает меня к дальнейшему совершенствованию в вопросах взаимодействия с собственным ребенком






8

Психологический климат в процессе тренинга был благоприятным






9.

В какой степени тренинг способствовал развитию Ваших личностных качеств

Сущест-венное

Среднее

Неощу-тимое, отсутст-вует

Затрудняюсь оценить


Коммуникативность, способность к урегулированию конфликтов в семье






Толерантность






Рефлексивность, способность к самоанализу






Навыки оценки собственных действий в отношениях с ребёнком






Навыки эффективного самообразования в вопросах детско-родительских отношений






Мотивация к дальнейшему росту в вопросах детско-родительских отношений





13

Оцените деятельность психолога в процессе тренинга

Совсем не согласен

Скорее, не согласен, чем согласен

Трудно сказать, не знаю

Скорее, согласен, чем не согласен

Полностью согласен


Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к теме







Разъясняет, как использовать материал при взаимодействии с детьми







Доброжелателен и тактичен по отношению к участникам







Излагает материал ясно, доступно, последовательно






14

Тренинг заслуживает высокой оценки






Спасибо!
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.