Конспект совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Семейная академия»
Конспект совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Семейная академия»
Цель: оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.
Задачи:
Способствовать формированию у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения понимать своих детей;
создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
способствовать формированию у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Адресат: Родители и дети старшего дошкольного возраста.
Тренинг организуется один раз в неделю в вечернее время, продолжительностью – 30-40 мин.
Методы работы, используемые в тренинге: элементы игровой терапии, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, драматизации.
Материалы: мячик, повязки на глаза (по количеству детей), мультимедиа, мольберты, краски, кисточки, листы бумаги А3, кувшин, спокойная музыка.
Часть тренинга | Организация | Содержание |
Приветствие
| Упражнение «Здравствуй друг» Цель: положительно настроить участников тренинга на совместную работу в группе.
| Психолог (П): «Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы сегодня с вами отправимся в волшебное путешествие. А для того, чтобы наше путешествие началось нам нужно с вами поздороваться! Как вы привыкли приветствовать друг друга при встрече? (ответы детей и родителей). А я знаю еще один очень веселый способ. Для этого нужно поделиться на две команды (1 команда- родители, 2 команда- дети). Дети образуют внутренний круг, а взрослые внешний. Внешний круг стоит на месте, внутренний движется по часовой стрелке. Произносятся слова с движениями: -Здравствуй друг (все здороваются за руку) -Как ты тут (хлопают по плечу друг другу) -Я скучал (скрещивают на груди у себя руки) -Ты пришел (теребят друг другу мочку уха) - Хорошо! (обнимают друг друга)»
|
Знакомство | Упражнение «Ласковое имя» Цель: знакомство участников тренинга друг с другом; создание комфортной обстановки. | П: «Молодцы! Вот мы и поздоровались друг с другом, а познакомиться забыли! Предлагаю вам очень интересную игру «Ласковое имя». (Дети и родители садятся на ковер, образуя круг). Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен». |
Основная часть | Упражнение «Паровозике дружбы» Цель: развитие групповой сплоченности участников тренинга; снижение психоэмоционального напряжения. | П: «Здорово! Мы с вами теперь знакомы! А значит, пора отправляться в путешествие! А путешествовать мы будем на «Паровозике дружбы». (Дети и родители становятся в колонну друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде психолога начинают движение в заданном направлении).
|
Игра «Узнай свою маму» Цель: Установление атмосферы доверия, эмоционального сближения родителя и ребенка. | П: «Какой у нас дружный получился паровозик! Мы прибыли на станцию «Потеряшки». Представляете, один злой волшебник решил разлучить детей и их мам и завязал детям глаза. Как же теперь детям найти своих мам? (ответы детей). Правильно! По голосу!» (детям завязывают глаза, все мамы зовут своих детей. Каждый ребенок должен узнать голос своей мамы и подойти к ней). | |
Упражнение «Паровозике дружбы» Цель: развитие групповой сплоченности участников тренинга; снижение психоэмоционального напряжения. | П: «Молодцы! Все встретились со своими мамами! Я думаю, что не одному, даже самому злому волшебнику, никогда не удастся разлучить таких дружных членов семьи! А мы отправляемся дальше и садимся снова в наш «Паровозик дружбы». | |
Упражнение «Дорога к маме» Цель: формирование у участников тренинга навыков самовыражения чувств и эмоций. | П: «Вот мы и приехали! Оглянитесь вокруг. Мне кажется, мы попали в сказочный лес. Ребята, а давайте прогуляемся по нему! (дети прогуливаются по импровизированному лесу). Мы немного погуляем, а потом вернемся к маме (дети под музыку прогуливаются). Чтобы к мамочке прийти (дети шагают на месте) Долго надо нам идти. По дорожке мы пойдем, Через мостик перейдем, (имитация ходьбы по мостику) Поползем мы под забором (приседают, идут гусиным шагом) И зайдем в широкий двор (останавливаются, разводят руки в стороны) Там и мамочку найдем» (улыбаются, обнимают мам). | |
Упражнение «Волшебный цветок» Цель: развитие взаимодействия детей и родителей друг с другом; развитие творческого воображения. | П: «Пока вы ребята гуляли ваши мамы на полянке нашли чудесные цветы, которые надо наделить каким- либо волшебным свойством (для каждой пары (родитель и ребёнок) стоит мольберт, с прикрепленным на нем листом бумаги с нарисованным цветком, красками и кисточками. Задача родителя и ребенка договориться, кто первым начнет рисовать, а кто продолжит и каким волшебством будет наделен цветок). Может быть ваш цветок будет обладать волшебным свойством дарить здоровье? Вы можете начать создавать свои цветы. Только помните, это не соревнование, не торопитесь и рисуйте, вкладываю всю свою фантазию и доброту» (звучит спокойная музыка). Вопросы к обсуждению: - каким волшебством вы наделили свой цветок? - почему вы именно это волшебство выбрали? - как вы думаете, кому сможет помочь ваш цветок? Какие чудесные цветы у вас получились! Пока мы гуляли — была очень хорошая погода, ярко светило солнышко, у нас было очень хорошее настроение. Но дорога оказалась очень долгой и нам нужно немножко отдохнуть на цветущей полянке». | |
Релаксация «Полет бабочки» Цель: снижение психоэмоционального напряжения у участников тренинга. | (Дети ложатся на мягкие кресла- мешки. Родители, используя реквизит (бабочка) плавными движениями поглаживают части тела своего ребенка. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.) П: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок... Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз... Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка….Рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях» | |
Рефлексия. | Упражнение «Волшебный кувшин» Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений. | П: «Вот и закончилось наше путешествие! (дети и взрослые садятся на ковер, образуя круг). У меня есть волшебный кувшин пока он пустой, но я предлагаю вам его заполнить своими впечатлениями о тренинге. Придумайте жест или выражение лица, которое выразит ваше настроение от сегодняшней встречи и укажет на завершение совместной работы. Обоснуйте свой выбор, отвечая на следующие вопросы: - Понравился ли вам тренинг? - Что запомнилось? -Что нового узнали? Чему научились? Теперь наш кувшин полон вашими эмоциями и впечатлениями о сегодняшние встречи! Очень рада была вас здесь видеть! Спасибо за активное участие!» |
Список источников:
1. Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 72 с.
2. Лопанина О.Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников // Справочник педагога – психолога детский сад №4, 2012 – стр.65-79
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
4. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
5. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
Приложение 1.
Инструментарий обратной связи
(анкета удовлетворенности родителей)
Уважаемы родители! Оцените уровень организации и содержания совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать», направленного на оптимизацию детско-родительских отношений.
№ |
Вопрос | Ответы в % | |||||
Совсем не согласен | Скорее, не согласен, чем согласен | Трудно сказать, не знаю | Скорее, согласен, чем не согласен | Полностью согласен | |||
1 | На мой взгляд, поставленные цели тренинга были достигнуты | | | | | | |
2 | Проблемы, рассмотренные на тренинге, соответствовали моим запросам | | | | | | |
3 | Я узнал много новой информации | | | | | | |
4 | Полученная информация практична и полезна | | | | | | |
5 | Методика проведения тренинга позволила нам принять в нем активное участие | | | | | | |
6 | Тренинг предоставил мне возможность обменяться опытом с другими родителями | | | | | | |
7 | Содержание тренинга побуждает меня к дальнейшему совершенствованию в вопросах взаимодействия с собственным ребенком | | | | | | |
8 | Психологический климат в процессе тренинга был благоприятным | | | | | | |
9. | В какой степени тренинг способствовал развитию Ваших личностных качеств | Сущест-венное | Среднее | Неощу-тимое, отсутст-вует | Затрудняюсь оценить | ||
| Коммуникативность, способность к урегулированию конфликтов в семье | | | | | ||
| Толерантность | | | | | ||
| Рефлексивность, способность к самоанализу | | | | | ||
| Навыки оценки собственных действий в отношениях с ребёнком | | | | | ||
| Навыки эффективного самообразования в вопросах детско-родительских отношений | | | | | ||
| Мотивация к дальнейшему росту в вопросах детско-родительских отношений | | | | | ||
13 | Оцените деятельность психолога в процессе тренинга | Совсем не согласен | Скорее, не согласен, чем согласен | Трудно сказать, не знаю | Скорее, согласен, чем не согласен | Полностью согласен | |
| Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к теме | | | | | | |
| Разъясняет, как использовать материал при взаимодействии с детьми | | | | | | |
| Доброжелателен и тактичен по отношению к участникам | | | | | | |
| Излагает материал ясно, доступно, последовательно | | | | | | |
14 | Тренинг заслуживает высокой оценки | | | | | |
Спасибо!